В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Часть I. Что такое эквилибристика

Термин эквилибристика произошел от латинского Aequilibris, что означает находящийся в равновесии 1.

По количеству разновидностей и степени их сложности эквилибристика представлена в цирке весьма разнообразно. Она хорошо сочетается с элементами других жанров, и это обстоятельство издавна широко используется при создании номеров.
Эквилибристика подразделяется на следующие виды: ручная, на катушке, на шаре, на вольностоя-щих лестницах, с першами и лестницами, на переходной лестнице, на проволоке, на канате, на штейн-трапё, на велосипедах.

ИСТОКИ ЖАНРА

Искусство эквилибристики известно очень давно. Как и многие другие жанры цирка, оно возникло из трудовых навыков древних народов, праздничных игрищ, спортивных состязаний.
Бродячие артисты прошлых веков показывали в своих выступлениях упражнения, основанные на сохранении равновесия. Они балансировали на бутылках, на ножках стула, ходили и танцевали на канате, балансировали длинный шест с мальчиком на вершине. Ни одно народное празднество или ярмарочное увеселение не обходилось без выступления балансеров. Но особенно широкое распространение получили выступления канатоходцев.
Изображения эквилибристов на камнях, дошедшие до наших дней со времен первобытного Китая, свидетельствуют о глубокой древности этой профессии. Китайские ремесленники, занимавшиеся плетением джутовых канатов, проверяя прочность своих изделий и стремясь вытянуть его, натягивали канат между деревьев, вставали на него, держась за палку, прохаживались, иной раз по нескольку человек. Постепенно вырабатывалась уверенность, развивалось чувство равновесия. Отдельные ловкачи научились стоять не держась, а там стали и ходить по канату. Можно предположить, что среди них завязывались соревнования: кто дольше простоит, кто дальше пройдет по канату не держась.

1. Aequus — равный, libra — вес.

В дальнейшем навыки балансирования на канате совершенствовались, превращались в ремесло.
Среди многих упражнений на канате популярны были и танцы. Китайские канатоходцы танцевали с мечами, выполняя ими различные движения, имитирующие воинские действия.
Выступления канатоходцев были известны и в Древнем Риме. В отличие от китайских древнеримские канатоходцы танцевали на котурнах — род сандалий на высокой подошве, увеличивающей рост.
Искусство канатоходцев было издавна широко распространено и у народов Средней Азии и Кавказа.
Игры на канате восхищали своей ловкостью, изобретательностью и незаурядным мастерством.
Очень распространены были в XVI—XVII веках выступления на наклонном канате. Джозеф Стратт рассказывает о таком канатоходце: «...он натянул канат от вершины башни Павла до земли. Лег на канат грудью, опустив по обе стороны руки и ноги и, как свидетельствует очевидец, скатился вниз, как будто бы стрелой, выпущенной из лука» 1.
Знаменитый канатоходец Блон-ден2 в своих воспоминаниях так-же упоминает о «древнефранкском, совершенно устаревшем «косом канате». Японские эквилибристы, поднимаясь по наклонному канату, ставили ноги так, что канат проходил между двумя пальцами, которыми они обхватывали его с обеих сторон.
Воспетое поэтами искусство балансеров на канате, зародившееся на Востоке, перешагнуло границы и распространилось по всем странам. Канатоходцы нередко участвовали в различных торжествах. Французский историк Фруссар описывает выступление канатоходцев в Париже в 1835 году по случаю восшествия на престол Карла VI.
Первые сведения о канатоходцах в России относятся к 1605 году. Канатоходцы показывали свое искусство во время увеселений, организованных при дворе Дмитрия Самозванца, а также при коронации Анны Иоанновны. О выступлении канатоходцев извещают афиши крепостного цирка С. С. Апраксина. В XVI столетии крепостные крестьяне, из которых состояли труппы крепостных цирков, отпущенные на оброк, зарабатывали деньги различными ремеслами, а также выступлениями, в том числе и на канате. В середине XVII века при дворе царя Алексея Михайловича значился канатоходец Иван Семенов Ладыгин.
Нет сомнения, что древнее народное искусство канатоходцев оказало прямое влияние на развитие этой области в цирке.
Известный русский канатоходец Федор Молодцов, прославившийся во второй половине XIX века, выступал в давней традиции.

1. Strutt J. The Sports and Pastimes of the People of England.— Цит. по кн.:
Ruttmannig-Sanders. The English Circus. London, 1952.
2.  Французский артист Эмиль Гравеле, выступавший под псевдонимом Блонден, прославился переходом через Ниагарский водопад по канату в 1859 г.

Он ходил по канату в мешке с завязанными глазами, плясал трепака, стоя играл на балалайке, стрелял из ружья в цель; двигаясь по канату, балансировал на голове зажженную лампу, а затем и кипящий самовар. После сенсационного перехода Молодцова по канату через Темзу, лондонские газеты восторженно называли его «русским чудом». В своих мемуарах основатель известного музыкального клоунского дуэта Бим-Бом И. С. Радунский, хорошо знавший Молодцова по совместным выступлениям, вспоминает: «Федор Молодцов своей отвагой и мастерством превзошел прославленного, стяжавшего мировую известность иностранца Блондена»
Другая разновидность эквилибристики, получившая распространение в цирке лишь с 20-х годов нашего столетия, — эквилибристика на катушке — своим возникновением обязана древнекитайским красильщикам тканей. Пользуясь деревянным валиком для отжимания окрашенных тканей, они становились на деревянную площадку, положенную поперек валика, и раскатывали его по ткани движениями ног из стороны в сторону. Вначале придерживались руками за палку, а со временем, обретя чувство равновесия, могли уже и не держаться.
Из трудового процесса возникла и эквилибристика на вольностоящих лестницах. Издавна сборщики фруктов пользовались деревянной лесенкой для снятия плодов с деревьев. Приставив лесенку к стволу, они поднимались на ее вершину, а чтобы удобнее было стоять, переносили одну ногу через последнюю перекладину, зажимали ее меж колен и в этом положении ухитрялись не только стоять, но и переходить с ней к другому дереву, придерживаясь за ветви. Постепенно развивалось чувство равновесия, и уже можно было стоять на лесенке не держась за ветви, регулируя ее устойчивость и передвижение усилиями ног.
Широко распространенный цирковой снаряд — перш1 был известен в отдаленные века в Японии, Китае, Индии, на Ближнем Востоке. Там он изготовлялся из бамбука, природная гибкость которого использовалась для создания зрелищного эффекта: под тяжестью находящегося на вершине артиста перш пружинил, гнулся.
В России упражнения с першом показывали скоморохи. В Киеве на фресках Софийского собора, относящихся к XI веку, в скоморошьем действе участвует и пер-шист. В своих выступлениях древние балансеры использовали также и лестницу. Афиши петровских времен сообщали, что будет «колебимое явление от француза, а именно лестница 7 футов, на оной младенец, потом поставил оную на чело, танцует фоли диш-пань. Младенец двух лет, показывающий всякие экзерциции...» 2.
Из глубины веков дошло до нас изображение человека, стоящего на руках. Это упражнение является ключевым в большинстве разновидностей сегодняшней эквилибристики.

1. От франц. perche, англ. perch —шест, жердь. Цирковой снаряд, балансируемый в вертикальном положении.
2. Григорьева С. Цирк во времена Петра 1— «Сов. цирк», 1969, № 7.

Почти все построения на эквилибристических снарядах и реквизите начинаются или завершаются стойкой на руках. Упражнения с деревянными кубиками, сейчас широко распространенные, впервые показали алжирские артисты Абаши и Мацус в XIX веке. Стоя на руках на двух пирамидах из нескольких кубиков, поставленных друг на друга, эквилибрист переносил туловище с одной руки на другую, поочередно откидывая в сторону по кубику. И поныне деревянные кубики являются неотъемлемым аксессуаром не только подобных номеров, но и применяются в индивидуальной тренировке эквилибриста-стоечника.
Стойка на голове получила распространение несколько позже стойки на руках. В одной из афиш XVII века описывали выступление эквилибриста в России: «Стоит на главе вверх не дотыкаясь руками до земли, концами острыми шпаги положа к шее и пиет рюмку вина за здравие всей компании» 1.
Но не все разновидности жанра имеют древнее происхождение. Эквилибристика на штейн-трапе могла появиться лишь после того, как в конце первой половины прошлого столетия цирк обогатился гимнастической трапецией, перенесенной на манеж из спорта.
Много позже других разновидностей эквилибристики появилась езда на велосипедах, ибо сам велосипед существует около двух веков. В 1800—1801 годах изобретатель-самоучка уральский крепостной Ефим Артамонов сделал двухколесный велосипед-самокат. Соорудив железную раму, умелец приладил к ней два колеса, расположив их друг за другом, и, нажимая на педали, приводил свою машину в движение. Попутно заметим, что в Европе велосипед с шатунами на заднем колесе, передвигавшийся за счет вращения педалей ногами, появился только в 1836 году 2 .
В России фигурная езда на велосипедах возникла во второй половине XIX века. Развитие спорта в 900-х годах вызвало увеличение количества спортивных площадок, циклодромов. Широкое распространение получили гонки и фигурная езда на велосипедах. Спортивные достижения нередко стали демонстрировать в цирке. Некоторые спортсмены впоследствии становились цирковыми артистами. Вначале выполнялись несложные элементы фигурной езды, а затем и игры — «Футбол на велосипедах», «Поло на велосипедах», «Баскетбол на велосипедах».
Зародившиеся в глубине веков отдельные трудовые навыки постепенно принимали характер спортивных упражнений, видоизменялись, совершенствовались. Но прошло не одно поколение, пока эти разрозненные действия приняли определенные зрелищные формы и, обретя выразительные средства и отличительные признаки, переросли в искусство.

1. Григорьева С. Цирк во времена Петра I.— «Сов. цирк», 1969, № 7.
2. См.: Седов А. В. Счастливый финиш. М., «Сов. Россия», 1974.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100