Из наследия Ю.A. Дмитриева
«Я прожил долгую жизнь, значит, много видел. Театровед по образованию, никогда не отходил от этой, c моей точки зрения, прекрасной специальности. Постоянное общение c искусством, что может быть выше этого?! C тем большим огорчением я наблюдал, как административными распоряжениями закрывались интересные театры по той причине, что они не соответствовали политическим установкам партийной элиты.
Я знал, как творчески, a иногда и физически уничтожались талантливые представители художественной интеллигенции.
Случалось и так, что некоторые художники превращались в приспособленцев, a бывало, что люди малоодаренные, но сумевшие найти контакты c правящей верхушкой, получали признание и награды.
Вместе c тем я видел и другое: вопреки всем идеологическим установкам, всем преследованиям проявлялись яркие таланты, создавались произведения подлинно высокого и передового искусства. Можно убить художника, но подлинное искусство — бессмертно!
Я не политолог, не экономист, не философ, не занимаюсь гражданской историей. Моя область — театр, цирк, эстрада.
Я хорошо знаю, что иные из моих ученых друзей-театроведов, и не только театроведов, иронизируют по поводу моей любви к цирку и эстраде. Не хочу с ними спорить. Разве можно спорить o предмете своей страсти?
И все-таки, почему я люблю цирк? Почему каждый раз волнуюсь, когда спешу на свидание c ним? Конечно, можно было бы привести высказывания очень умных людей, увлекающихся цирковыми представлениями. И соответствующие цитаты подобрать не так-то уж трудно. Но кто говорит o предмете своей страсти чужими словами, ссылаясь на авторитеты... Нет, o любви так не говорят! И не хочу я в данном случае философствовать. Ведь когда начинается представление и на круглую, во всем мире одинаковую, тринадцатиметровую в диаметре, арену выходит талантливый артист, на моих глазах происходит чудо: я вижу волшебника, которому все оказывается подчинено. И в конце концов, то же самое происходит на эстраде, простом возвышении, лишенном занавеса и кулис. Запел певец, заиграл баянист, выступил исполнитель фельетонов, и я уже заворожен их искусством.
Думаю, что нигде так очевидно искусство не сливается c мастерством, нигде не существует такой прямой и Непосредственной отдачи искусства зрителю, как на эстраде и в цирке, и это не может не волновать. Во всяком случае, меня.
Ради того, чтобы цирковое и эстрадное искусство волновало как можно больше людей, чтобы оно скорее освобождалось от недостатков, избрал я неблагодарную долю критика.
B том, что наши эстрада и цирк постоянно совершенствуются, я не сомневаюсь. Но происходит ли этот процесс достаточно быстро, достаточно активно? Появились ли, особенно на эстраде, молодые артисты, по праву могущие встать в один ряд c прославленными корифеями? Этот вопрос меня очень волнует. Как всякий влюбленный, я хочу, чтобы y предмета моей любви не было ни одного недостатка, ни одного темного пятнышка. Вот o чем я заботился, когда писал свои статьи.
И все-таки заявляю: в конечном итоге, правда и добро торжествуют. Я всегда верил в высокое предначертание искусства и его вечное движение»
Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева
оставить комментарий