В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Изабелла Юрьева - королева романса

Эстрадное пение издавна имело горячих поклонников и талантливых исполнителей, поэтому интересно вспомнить про тех, кем восхищались наши родители, а то и бабушки и дедушки. Сейчас их голоса можно услышать только в записи. Но их помнят, любят, и, когда в Московском театре эстрады был вечер И.Д. Юрьевой, которой в 1992 году исполнилось девяносто три года, зал оказался заполнен до отказа.

Изабелла Даниловна Юрьева приехала в Москву в 1922 году из Ростова-на-Дону. На юге России ее знали и любили. Но Москва — совсем другое дело. Удивить ее и иметь в ней успех было трудно.

Выступления певицы начались в кинотеатре «Колизей» на Чистых прудах, там, где теперь театр «Современник».

Конечно, Юрьева, готовясь к первому выступлению, волновалась, но успех пришел сразу. A дня через два многие зрители приходили в «Колизей» специально, чтобы послушать молодую и красивую певицу. A спустя короткое время Юрьева начала выступать на самых престижных сценических площадках. Ее слушали посетители Колонного зала Дома Союзов, Мюзик-холла, где выступали выдающиеся эстрадные артисты всего мира. Она даже пела в Большом театре, конечно, не в опере, a в концертах.

Казалось, можно жить и радоваться, наслаждаться успехом y публики. И семейная жизнь складывалась удачно. Муж был в нее влюблен, всегда помогал ей в качестве организатора концертов.

Но, увы, редко кому удастся прожить жизнь без осложнений, и та, которой посвящены эти строки, пролила немало слез.

Дело в том, что до 1932 года в сфере музыки весьма заметную роль играла печально известная Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Рапмовцы выступали вообще против лирики, считая, что она оказывает вредное расслабляющее влияние на «строителей социализма». Ругали даже Чайковского. A уж об эстрадной музыке, романсах и говорить нечего.

Но дело не ограничивалось одной лишь критикой. Существовала и еще одна организация «знатоков» искусства; Главное Управление по контролю за зрелищами и репертуаром (главрепертком), которое попросту запрещало вещи, казавшие­ся недостаточно идеологически выдержанными. Из репертуара изымалось то одно, то другое произведение, случалось, что про­сто нечего было исполнять. B 1930 году вышла книга С.А. Вос­кресенского «Эстрадные жанры». Сейчас забыты и эта книга, и ее автор. Но тогда он был гроза: главный редактор журнала «Эстрада и цирк» и начальник отдела эстрады главреперткома. Так вот, в книге подвергнуты жесточайшему разносу многие из романсов, котоpые пела Юрьева.

И все-таки вопреки всем указаниями установкам Юрьева по большей части пела те произведения, которые ей казались близки.

Право, от артистки требовалось немалое мужество, чтобы продолжать выступать и не отказываться от любимых песен. Конечно, этому способствовал успех, который она имела y пу­блики, те горячие аплодисменты, которые она слышала, когда выходила на сцену и уходила c нее.

Юрьева всегда сотрудничала c первоклассными музыкан­тами. Сейчас трудно припомнить, кто сидел за роялем, когда она начала в «Колизее». Но потом она работала c А.М. Полонским, А.В. Ашкенази, гитаристами M. Миниными Б. Кремома­том. Некоторые пластинки записала в сопровождении эстрад­ного оркестра, руководимого A.C. Бадхеным. Но особенно пло­дотворно она работала c C.M. Каганом. Уже первые взятые им аккорды создавали особую атмосферу в зале. Он удивительно держал паузы, казалось, тишина усиливала настроение, заклю­ченное в романсе. Ион же умел создавать то бравурное на­строение, когда сам черт не брат.

Работая над новым произведением, Изабелла Юрьева всег­да стремилась превратить его в своеобразный драматический этюд. Это не значило, что она играла какие-то роли, представ­ляла зрителям разнообразие образов и тем более стремилась к бытовому их решению, к внешней характерности. Всегда в нарядном концертном платье, она уже при первом появлении производила впечатление, заставляла относиться к себе c по­вышенным интересом. И при этом не допускала никакого па­нибратства, заигрывания c публикой. Всегда между артисткой залом сохранялась известная дистанция. Зрители чувствова­ли, что на сцене КОРОЛЕВА романса. Легкий полупоклон, при­ветственные аплодисменты, и исполнение началось.

Она пела о любви, зрители чувствовали, что это личные переживания. Артистка рассказывала сама о себе, о собственных муках и собственном счастье. И это не могло не волновать. Все ее переживания сохранялись прежде всего в душе, и музы­ка усиливала это впечатление.

Каждый талантливый эстрадный исполнитель – неповторимая индивидуальность. Эта аксиома относится и к певцам: A.H. Вертинскому, Л.O. Утесову, M.H. Бернесу, Л.A. Руслановой и, конечно, к Изабелле Юрьевой. Повторить ее невозможно, да и не нужно. Но тот опыт, который накопила Юрьева, созна­тельно или интуитивно используется сегодня Певцами. Ведь прекрасное – прекрасно всегда.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Лучший ресторан грузинской кухни в спб. Грузинский лучший ресторан.