В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 23:29 | 21.11.2015

Измаил Алиевич Уразов

Измаил Алиевич УразовСейчас у немногих хранятся комплекты журнала «Цирк и эстрада», выходившего с 1927 по 1930 год. В нем Измаил Алиевич Уразов работал ответственным секретарем и постоянно печатался.

И его маленькие заметки о цирковых артистах следует признать образцовыми. Вообще это был удивительно интересный человек — «европеизированный монгол», как он сам себя называл. Татарин по национальности, крестьянин по происхождению, родившийся 8 сентября 1896 года в селе Мулты Касимовского района Рязанской губернии, он сумел закончить юридический факультет Харьковского университета. Уразов хорошо знал украинский, греческий, латинский, немецкий, французский, польский и арабский языки. В молодости сочинял эстетские и немножко вычурные стихи — есть сборник стихов Уразова, вышедший в Петрограде в 1917 году — «Цветные стекла».

И буквально с первых дней революции он отдал себя делу советской печати. Работал во многих редакциях, то ответственным секретарем, то выпускающим, то заведующим отделом иллюстраций. В последней должности почти до самой смерти состоял в журнале «Огонек». И всегда Уразов много писал. В двадцатые годы любители кино увлекались ого брошюрами о знаменитых тогда артистах — Осси Освальд, Жени Портер, Грете Гарбо. А после войны и в «Огоньке» и отдельными сборниками Уразов печатал своеобразные маленькие очерки на филологические темы? «Почему мы так говорим». И они имели успех.

Я привел эту справку, чтобы напомнить, какой это был квалифицированный и всесторонний журналист.

С цирком его связали сначала клоуны Прис, Гиги, Жорж. Те самые, которых так часто рисовал С. Эйзенштейн. А позже Уразов дружил с В. Лазаренко. Ему и еще одному знаменитому советскому цирковому артисту, В. Л. Дурову, Уразов посвятил книжки. Третья книжка им написана о факирах.

Что привлекало Уразова в цирке, о чем он стремился поведать своим читателям? Романтика странствий, творческое горение артистов на арене и еще то, как мастера манежа поэтизируют свой труд, превращают физическое дей-ствие а прекрасное эстетическое явление. А больше всего его привлекал цирк своей народностью. Тем, что под мишурой и блестками костюмов у каждого настоящего артиста цирка всегда можно обнаружить сердце скомороха, площадного гистриона. В этом смысле ему ближе всего был Виталий Лазаренко, умевший сохранить, выступая на лучших аренах, качества Балаганного артиста, но с большой буквы. Не ремесленнике, а мастера, клоуна-сатирика и несравненного акробата-прыгуна.

Не так-то много знал цирк подлинных знатоков, фанатично ему преданных, доходящих до сути его искусства. Урезов был таким.

Умер он 22 января 1965 года.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100