В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Современная программа по истории цирка

Раздел 6. Цирковые жанры - специфика, история, выдающиеся имена
(Схема З. Б. Гуревича)

Тема 1. Жанр "акробатика"

1. Специфика
Акробатика - (от греческого akrobateo - хожу на цыпочках, лезу вверх) один из основных жанров циркового искусства (32 поджанра: партерная, прыжковая, с подкидными досками, икарийские игры, прыжки на батуте, темповая и каскадная, конная, воздушная и др.)

2. История
Резные рисунки Египта (1150 до н.э.). Акробатические игры с быками (фрески Кносского дворца). Греческий историк Ксенофонт (430-354 до н.э.) о сиракузской танцовщице. Искусство средневековых акробатов (12-14вв на изображениях в церкви Сен-Дени в Амбаузе, на рисунках из книги "Роман об Александре"); конкурсы "живой архитектуры" в эпоху Возрождения в 18в. в Венеции.

3. Выдающиеся имена
И.Сосин - первый в мире исполнитель прыжка рондат-флик-фляк-двойное заднее сальто в партере (1888); партерные - Д.Маслюков, В.Довейко-старший, И.Федосов и др.; крафт - бр.Яловые, Касеев и Манасарян, Лавин и Канарский и др.; вольтижные - группа Фоменко, Шемшур и др.; икарийские игры - Ричард Рисли (1843г.), Плинер, Ушаковы и др.

Тема 2. Жанр "атлетика"

1. Специфика
Атлетика - (от греческого athletikos - свойственный борцам) жанр циркового искусства, заключающийся в демонстрации незаурядной физической силы человека в художественной форме (3 поджанра: силовые жонглеры, атлеты, борьба)

2. История - атлеты из мифологии античного мира: Геракл, Ахилл, Тезей и др.
Олимпийские игры Древней Греции. Изображения атлетов на монетах Древнего Рима. Атлетика на подмостках балаганов (18-19 вв.).
Врач В.Краевский - организатор в Петербурге кружка любителей атлетики (1885г.).

3. Выдающиеся имена
Эккенберг - один из первых атлетов, приглашенных Петром 1 в Россию;
силовые - русский П. Ступин, атлеты-женщины - Сандвина, Баланотти; крафт-жонглеры - немец Раппо, русские - Крылов, братья Нелипович, Жеребцов, Херц, Новак, Дикуль, Анохин и др.; борцы - Поддубный, Заикин, Шемякин, Крылов, Лебедев (Дяда Ваня) и др.

Тема 3. Жанр "гимнастика"

Специфика
Гимнастика - (от греч. gymnastike, от gumnazo - тренирую, упражняю, а также gumnas - обнаженный) цирковой жанр, включающий демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах (20 поджанров - /партерная/ на турниках, на кольцах, /воздушная/ полет, на трапеции, на корд де волане и др.).

История
Элементы гимнастики в глубокой древности в Китае, в Египте, в Персии.
Гимнасии и палестры в Древней Греции. Циркуляторы Древнего Рима (снаряд пентарион). Вклад Швеции и Германии в развитии гимнастики.
Первый гимнастический кружок в Петербурге (1863г.)
Первый международный конкурс гимнастов в Венсенне-пригороде Парижа (1900г.)

Выдающиеся имена
Леотар (1838-1861) - создатель воздушного полета; полет - Конев, "Галактика", Лозовик и др.; турники - Николаевы, Бессараб, Леонтьевы и др.; трапеция - Р. Немчинская и др.; кор де парель - В. Суркова и др.

Тема 4. Жанр "дрессура"

Специфика
Дрессура - (от французского drеsser - обучать, натаскивать) жанр циркового искусства, заключающийся в приручении и подготовки животных к публичной демонстрации трюков на манеже или другой зрелищной площадке (11 поджанров - конная, мелкие животные, крупные животные, хищные, птицы и др.). Три метода дрессировки (дикая, болевая, мягкая).

История
Дрессура в Древности (Египет, Греция, Рим, Византия, Индия, Китай). Выступления средневековых гистрионов с животными. Поводыри медведей в России в 16 веке.
Истоки дрессуры как самостоятельного циркового жанра - бродячие конно-акробатических группы (16-середина 18вв.). Странствующие зверинцы (2-я половина 18в.).

Выдающиеся имена
Француз А.Мартэн - один из первых цирковых укротителей (1831 г. - номер "Майсурские львы"). Немецкие предприниматели братья Гагенбек - владельцы зверинца, изобретатели разборной клетки и смешанной дрессуры (1890-е г.).
Пионеры русского цирка - братья Дуровы.
С хищными - Н. Гладильщиков, Б.Эдер, М.Назарова. А И.Бугримова, В. и Л. Шевченко, М. Запашный; с медведями - В. Филатов "Медвежий цирк" и др.; с мелкими (собаки) - Ермаковы "Собачья школа", А.Попов "На приеме у доктора Айболита"; (кошки) - Ю.Куклачев и др.

Тема 5. Жанр "жонглирование"

Специфика
Жонглирование - (от французского jongleur - cтранствующий комедиант, танцор, поэт, акробат, канатный плясун в средневековой Франции) цирковой жанр, основанный на умении в определенном ритме подбрасывать и ловить на лету разнообразные предметы (6 поджанров - сольное, групповое, на лошади, антипод, хулахуп, дьяболо).

История
Рельефные изображения и литературные упоминая Древнего Египта, Греции, Рима, Китая, Японии.
Салонное и эксцентрическое жонглирование (19-20вв.). Сюжетные сценки и "трехпредметники".

Выдающиеся имена
Энрико Растелли (1896-1931) - основоположник классического направления в жонглировании.
С. Игнатов - первый исполнитель жонглирования 11 кольцами (1978) и вошедший в книгу "Рекордов гиннеса".
Труцци, Никольский, Кисс, Ширай, Аберт, Биляуэр, Гато и др.

Тема 6. Жанр "иллюзия"

Специфика
Иллюзия - (от латинского illusio - заблуждение, обман) цирковой жанр, основным выразительным средством которого является фокус, который при всей загадочности создает впечатление реальности (2 поджанра - манипуляция и иллюзионизм).
Иллюзионизм - показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры.
Манипуляция - (от французского "manipulation", от латинского "manipulus" - горсть, manus - рука) демонстрирование фокусов, основанных преимущественно на ловкости рук (кистей, пальцев). Прежнее название манипуляции - престидижитация (от итальянкого слова presto - быстрый и digito - палец).

История
Истоки иллюзии - "чудеса" жрецов Древней Сирии, Древнего Египта, Византии. "Тавматургия" в Древней Греции. Фокусы средневековых гистрионов. Иллюзионные представления с использованием механизмов-автоматов (конец 18-го - начало 19вв.).
Иллюзионные номера старого цирка - сенсационно-рекламные; номера факиров и егов.
Манипуляторы Древнего Египта. Их выступления на ярмарках и в балаганах (18-19вв.).

Выдающиеся имена
Кулибин - изобретатель иллюзионных зрелищ (1770); Гудини - великий мастер освобождения (начало 20в.); индийские факиры и египетские маги - Али, Д.Лонго и др.
Артист-гипнотизер Орнальдо (Смирнов) - организатор иллюзионного театра в Ленинграде (1935). Иллюзионисты и их сюжетные постановки - О. Ратиани, Э.Кио-старший и его сыновья, А.Сокол, И.Симвалоков и др.
Зарубежные гастролеры в России - Апфельбаум, Боско, Герман и др.
Русские манипуляторы конца 19-начала 20вв.: Леони (Ларионов), Гарди (Иванов), В.и Г.Ивановы, Казини (Казюков), Пассо, Ю.Писаренко и др.

Тема 7. Жанр "клоунада"

Специфика
Клоунада - 1. Цирковой жанр, основанный на выступлении артистов в комическом образе-маске с номерами, построенными на приемах буффонады, эксцентрики, пародии, гротеска.
2. Название клоунской сценки (вместо ранее принятого - антре)

История
Зарождение клоунады как вида сценического искусства на сцене лондонских комедийно-фарсовых театров: "Друри-Лейн", "Ковент-Гарден" и др. (1700-е гг.).
Клоунада как жанр (1830) с появлением амплуа Августа (Рыжего) и клоунского дуэта Белого и Августа (Рыжего).
Народные гулянья - истоки искусства клоунады на Руси; клоунада в творчестве скоморохов, потешников-балагуров, шутов. Сатирические сценки театров народного фарса и балаганов ("арлекинады" 19в.).
Обращение клоунов к маскам популярных кинокомиков - Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона. Клоуны нового реалистического (советского) типа (начало 1930-х).
Создание тематических спектаклей (Попов - "Лечение смехом", Енгибаров - "Причуды мима" и др.).
Распространение театральной клоунады (1960-е гг. - "Лицедеи", "Маски" и др.).

Выдающиеся имена
Творчество театральных клоунов Гримальди и Дебюро (конец 17- начало 18вв.)
Первые Августы - Беллинг, Гюйон, Чедвик. Первая пара (Белый+Август) - клоуны из труппы парижского Нового цирка Футтит и Шоколад.
Сатирические традиции скоморохов и шутов в творчестве русских клоунов - братьев А. и В.Дуровых, С.Альперова, дуэта Бим-Бом, В.Лазаренко и др.
Клоуны советского цирка - (соло) Алексеев, Карандаш, Берман, Вяткин, Мусин, О.Попов и др.; (пары и группы) - Никулин и Шуйдин, "Ребята с Арбата" и др.
Клоуны-мимы - Енгибаров, Ротман и Маковский, Николаев и др.
Клоуны современной буффонады - Мик и Мак, Шелковниковы, группа "А", Долли и Домино и др.

Тема 8. Жанр "эквилибр"

Специфика
Эквилибр (от латинского aeguilibris - находящийся в равновесии), один из основных цирковых жанров. Обьединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах

История
Зарождение жанра эквилибр в ремесленичестве, народных играх, в спортивных состязаниях Древнего Востока (шест-перш у сборщиков фруктов), Древнего Китая (игра подмастерьев на жгуте-канате), Древней Греции (сиракузская эквилибристка).
Рисунки и книги (Ксенофонт, Аристофан) о творчестве античных артистов.
Изображения на фреске Софийского собора в Киеве (11в.).
Формирование жанров эквилибра (конец 18 - начало 19вв.) в творчестве ярмарочных артистов, иностранных гастролеров.

Выдающиеся имена
Творчество прославленных канатоходцев Блондена и Молодцова, эквилибристов Л.Осинского и В.Волжанского.
Российские эквилибристы: (ручной) М.Егоров, В.Яковлев и др.; (на катушках) С.Черных, Н. И П. Лаврик и др.; (перш) Манукян, Французовы, Костюк, Сарач и др.; (проволока) Сербина, Логачева, Т.Маркова и В.Стихановский и др.

Тема 9. Цирковая пантомима.

Специфика
Пантомима (от греческого слова pantomimos - все воспроизводящий подражанием)
1. Цирковая миниатюра без текста (или с минимальным количеством слов), исполняемая соло или группой артистов.
2. Тематический сюжетный цирковой спектакль на основе сценария, решенный средствами цирковой и театральной выразительности.

История
Влияние ярмарочно-площадных театров (буффонно-фарсовые интермедии) и конно-пантомимических сцен на формирование цирковой пантомимы. Пантомимы репертуара конных цирков Астлея, Франкони (начало 19в.). Тематика многожанровых пантомим: историческая ("Сражения и смерть генерала Мальборо"(1786г.); зоопантомима ("Мизорские львы"); водная (Париж, 1886г.); сказочная ("Золушка" - цирк Ренца); апофеозная и революционная (Россия после 1917г. - "Да здравствует мировая Коммуна!",
"Гуляй поле", "Махновщина" и др.); историко патриотическая ("Трое наших", "Выстрел в пещере" и др.).

Выдающиеся имена
Творческое сотрудничество В.Маяковского и В.Лазаренко.
Режиссеры пантомим: Фореггер, Труцци, Венецианов, Горчаков и др.
Плодотворная работа над постановками пантомим режиссера Московского цирка М.Местечкина ("Маленький Пьер", "Юность празднует", "Карнавал на Кубе", "Трубка мира" и др.).
О значении пантомимы в раскрытии актерских дарований (Олег Попов - "Лечение смехом" и "Царевна несмеяна", Андрей Николаев "Я работаю клоуном", Е.Майхровский "Бумбараш" и "Самый счастливый день" по "Каштанке" А.Чехова).

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100