В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

К новым творческим свершениям

В августе будущего года советскому цирку исполняется пятьдесят лет. Он ведет свое начало с того дня, когда правительственным декретом за подписью Владимира Ильича Ленина были национализированы зрелищные предприятия страны, в том числе и цирки.

Отныне цирковое дело становилось на прочные государственные основы; цирки на­ряду с другими учреждениями культуры и искусства при­общались к идейному и художественному воспитанию народа. За неполные полвека своей истории советский цирк добился замечательных успехов. Вобрав в себя все лучшее, что оставил в наследство дореволюционный цирк, он во многом развил и обогатил существовавшие прежде жанры, открыл перед мастерами манежа ничем не ограниченные возможно­сти для творческих поисков и свершений. Именно в нашей стране благодаря заботам Коммунистической партии и Со­ветского правительства цирк стал подлинным искусством, выражающим мировоззрение и нравственные идеалы народа; он не только развлекает, но и воспитывает людей, пробужда­ет в них лучшие чувства и стремления. Жизнеутверждающий по своему духу, по эмоциональному настрою, советский цирк славит и возвеличивает гармонично развитого человека, способного преодолевать, казалось бы, непреодолимые рубежи и преграды.

Сестры БирюковыНа фото. Сестры Бирюковы

Сегодня наши мастера манежа — желанные гости на всех материках земного шара. Только за последние два года арти­сты советского цирка побывали более чем в тридцати стра­нах. Их яркому искусству аплодировали зрители Афганиста­на, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Кубы, Монголии, США, Канады, Франции, ФРГ, Японии и других стран. Лю­дей разных национальностей и убеждений, разных возрастов и профессий одинаково пленяют высокие художественно-творческие достижения советского цирка, оптимистичность звучания его солнечных мажорных представлений.

Профессиональная зрелость нашего цирка, его верность основополагающим принципа советского реалистического искусства были особенно наглядно подтверждены в ходе под­готовки к 50-летию Великого Октября. Всесоюзный смотр но­вых произведений, посвященный знаменательной дате*, убедительно показал, что советский цирк переживает ныне счастливую пору творческого подъема, что его номера и ат­тракционы становятся год от года все более интересными и содержательными.

* Итоги Всесоюзного творческого смотра новых произведений цирко­вого искусства, посвященного 50-летию Великого Октября, опубли­кованы в предыдущем, седьмом, номере журнала.

Итоги юбилейного смотра — радостные итоги. Уже один тот факт, что в этом творческое соревновании приняло уча­стие около полутора тысяч исполнителей, свидетельствует о том, сколь велико среди деятелей нашего цирка стремление к совершенству, к повышению профессионального мастерст­ва. Смотр подтвердил, что многонациональному коллективу советского цирка по плечу сегодня создание крупных идей­но-художественных произведений, что не оскудевает приток талантливой молодежи, уверенно принимающей творческую, эстафету из рук ветеранов манежа.

И еще одна характерная особенность смотра. Победу в нем одержали исполнители, которые не просто создали вели­колепные номера и аттракционы, но и привнесли нечто но­вое, оригинальное в сокровищницу циркового искусства. Советский цирк тем и примечателен, что в нем никогда не умирает дух творческого искательства, стремления свершить еще несвершенное. Почетное звание лауреата смотра по пра­ву завоевали режиссер А. Арнольд, клоун О. Попов, канато­ходцы Волжанские, джигиты Кантемировы, иллюзионист О. Белоусов, жонглер-эквилибрист А. Кисс, дрессировщики В. Тихонов и Л. Безано, эквилибристы Черняускасы, гимнасты «Молодой Киргизии» и другие выдающиеся исполнители, чье творчество обогатило наш цирк, подняло его искусство на новую, еще более высокую ступень.

Отмечая отрадные итоги юбилейного смотра, по достоин­ству оценивая их, не следует, однако, забывать, что в про­изводственно-творческой деятельности наших цирков есть еще немало серьезных трудностей и недостатков, которые тормозят дальнейшее развитие циркового искусства. Крити­ческий разговор о них состоялся на коллегии Министерства культуры СССР, посвященной работе с кадрами в системе Союзгосцирка.

В своем постановлении коллегия отметила, в частности, что в репертуаре артистов разговорного жанра все еще мало острых злободневных произведений на высоком идейно-ху­дожественном уровне. Этот упрек следует прежде всего отне­сти к исполнителям, выступающим в так называемых пери­ферийных цирках, куда редко заглядывают работники главка и где контроль за качеством клоунских реприз и сценок осуществляется слабо. Необходимо добиться такого положения, чтобы директор каждого цирка, будь то стационар или пе­редвижка, требовательно относился к отбору репертуара, не допускал проникновения на манеж пошлости и дурного вкуса.

По-прежнему остро стоит вопрос о режиссерах цирка. Их попросту не хватает, а пополнение цирковой режиссуры, мо­лодыми талантливыми специалистами идет неудовлетвори­тельно. Поэтому нередки случаи, когда программы готовятся к выпуску вообще без участия режиссера-постановщика. Многие исполнители, репетирующие новые номера, лишены даже возможности проконсультироваться с режиссеров. Оче­видно, следует подумать о том, чтобы более активно и заин­тересованно привлекать в цирк выпускников режиссерских факультетов театральных вузов, шире практиковать стажи­ровку молодых специалистов под наблюдением и руковод­ством опытных мастеров.

Серьезные нарекания вызывает работа отдела эксплуата­ции и формирования программ Союзгосцирка (начальник от­дела А. Филимонов). Сложное хозяйство «циркового конвейе­ра» еще далеко не приведено в тот образцовый порядок, кото­рого требуют интересы, дела. Сплошь да рядом программы формируются наспех, перегружаются однотипными номерами; нет четкого, тщательно продуманного графика переездов артистов из одного города в другой; многие отдаленные горо­да Сибири и Дальнего Востока годами не видят лучших ма­стеров нашего циркового искусства.

Коллегия подчеркнула в своем постановлении, что одним из крупных недостатков художественно-творческой деятель­ности цирка является слабая работа Центральной студии циркового искусства (директор студии В. Горегляд). Это ска­залось, в частности, в том, что руководство студии, по суще­ству, провалило праздничную премьеру представления «Цир­ка на воде», приняв к постановке заведомо негодный сцена­рий. Коллектив студии засорен людьми, не обладающими специальными знаниями, опытом и общей культурой; здесь давно уже сложилась нездоровая обстановка, мешающая нор­мальной творческой работе.

Первопричиной многих трудностей, которые переживает Союзгосцирк, следует считать, по заключению коллегии, не­достаточное внимание к подбору, расстановке и воспитанию кадров (начальник отдела кадров Н. Махов). Нередки случаи, когда административно-творческие должности, в том числе и руководящие, занимают люди, которые не имеют соответствующего образования и необходимой профессиональной подготовки.

Эти и другие существенные недостатки, отмеченные кол­легией Министерства культуры СССР, должны стать пред­метом серьезного внимания руководства главка, его партий­ной, профсоюзной и комсомольской организаций, всего многотысячного коллектива Союзгосцирка. Именно сейчас, когда наш цирк приближается к своему пятидесятилетию, мы должны быть особенно нетерпимы к малейшим прояв­лениям творческой инертности, бюрократической суеты и волокиты, нечеткости в организации эксплуатационно-про­изводственной деятельности цирковых предприятий. Реше­ния апрельского (1968 г.) Пленума ЦК КПСС обязывают нас обратить особое внимание на повышение идейного содер­жания произведений циркового искусства, позаботиться о том, чтобы с максимальной полнотой использовать все присущие цирку средства и возможности для воспитания у трудящихся коммунистической убежденности, идейной стойкости, умения противостоять любым формам тлетвор­ного буржуазного влияния.

Как известно, весной этого года Министром культуры СССР Е. Фурцевой подписан приказ о проведении нового Всесоюзного смотра произведений циркового искусства (номе­ров, аттракционов, программ, пантомим, спектаклей), посвя­щенного 50-летию советского цирка. Смотр ставит своей целью выявить произведения, отражающие уровень достиже­ний отечественного циркового искусства, его успехи, осно­ванные на высоком исполнительском мастерстве и большом идейно-художественном содержании.

Предстоящий юбилей — значительное событие в жизни нашего цирка, всего советского искусства. Достойно встретить его — дело чести не только артистов и режиссеров, худож­ников и композиторов, но и тех, чей скромный труд на цирковом поприще, казалось бы, не имеет прямого, непосредственного отношения к творчеству, к созданию представле­ний на манеже. Активно включиться в подготовку к 50-ле­тию советского цирка, найти свое место и степень участия в юбилейном смотре должны все без исключения работники нашей системы.

Большинство произведений советского цирка отмечены высоким профессионализмом, значительностью идейно-худо­жественного содержания. Но наряду с ними по манежам на­ших стационаров и передвижек еще кочует немало серых, неинтересных номеров, напоминающих скорее ремесленные поделки, нежели произведения искусства. Исполнители таких номеров довольствуются обычно более или менее старатель­ным копированием уже существующих образцов, они не дают себе труда подумать над новыми трюками, над оригинальным решением темы. Особенно обидно, когда на путь подража­тельства становятся молодые способные исполнители, могу­щие при желании (и соответствующем труде, разумеется!) найти свой почерк, обрести свое творческое лицо. Готовясь достойно встретить полувековой юбилей цирка, необходимо повести решительную борьбу с серостью и безликостью на манеже, покончить с негодной практикой копирования номе­ров.

По мере развития и становления советского циркового, искусства все большее значение приобретает проблема арти­стизма. Демонстрация самого, казалось бы, рекордного трю­ка или номера невосполнимо проигрывает в глазах зрителей, если исполнитель внутренне холоден и бесстрастен на мане­же, если он не несет в своем творчестве определенного обра-га, не владеет нужным «эмоциональным ключом». Говорят, что артистизм — в значительной мере природное качество. Ну так что же из этого: ведь и природные качества можно и нужно развивать, воспитывать! Между тем, как показывает практика, молодые исполнители зачастую не владеют сред­ствами актерского мастерства, не умеют непринужденно и легко преподнести свое искусство. Режиссерам главка и студии, преподавателям училища циркового и эстрадного искусства следует, очевидно, уделять больше внимания арти­стическому воспитанию молодежи, памятуя, что каждый цирковой гимнаст и канатоходец, эквилибрист и жонглер должен быть не просто исполнителем тех или иных трюков, но и артистом, художником, могущим логически оправдать, эмоционально наполнить свое выступление на манеже. Сей­час, когда наши цирки все чаше и чаще обращаются к по­становке тематических и сюжетных представлений, артисти­ческая культура циркового исполнителя приобретает особое значение.

Объявленный смотр пройдет тем успешнее, чем больше творческих деятелей цирка примет в нем непосредственное участие. Вопрос, разумеется, вовсе не ставится так, что каж­дый участник смотра непременно должен подготовить к лету будущего года новое произведение: подобное требование, по меньшей мере, нереально. Но улучшить уже существующий номер или аттракцион, обогатить его новыми трюками — это под силу подавляющему большинству наших исполнителей. Значит, мы вправе рассчитывать на то, что подготовка к 50-летию советского цирка приобретет подлинно массовый характер. Работники главка, режиссеры, руководители цир­ков на местах обязаны всемерно помочь артистам, изъявив­шим желание принять участие в юбилейном смотре; ни одна интересная заявка не должна остаться без внимания.

Для создания новых произведений циркового искусства, для улучшения и обогащения уже существующих номеров и аттракционов многое могут сделать наши цирки. С каждым годом все больше стационаров завоевывает почетное право называться постановочными цирками. Опыт показывает, что превращение цирка из прокатной площадки в своеобразную творческую мастерскую зависит главным образом от ини­циативы и энергии директора, всего коллектива предприя­тия. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый стацио­нар стал постановочным цирком — это значительно расши­рит нашу репетиционно-творческую базу, послужит рожде­нию новых произведений циркового искусства...

До полувекового юбилея советского цирка остался ровно год. Времени не так много, если принять во внимание ту большую организационную и творческую работу, которую предстоит проделать в процессе подготовки к знаменательной дате в истории нашего искусства. Составлены интересные планы — теперь дело за тем, чтобы планы были успешно претворены в жизнь. Нет сомнения, что коммунисты и ком­сомольцы Союзгосцирка, как и всегда, на всех этапах раз­вития нашего искусства, зададут тон, явятся застрельщика­ми этого нового творческого соревнования.

Предстоящий юбилей — радостное событие не только для работников цирка, но и для всех тех, кто любит оптими­стическое и прекрасное цирковое искусство. Многомиллион­ная армия любителей и почитателей цирка вправе надеяться, что в юбилейном, 1969 году мастера манежа порадуют зрите­лей новыми творческими свершениями и победами.


Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100