К новым творческим свершениям
В августе будущего года советскому цирку исполняется пятьдесят лет. Он ведет свое начало с того дня, когда правительственным декретом за подписью Владимира Ильича Ленина были национализированы зрелищные предприятия страны, в том числе и цирки.
Отныне цирковое дело становилось на прочные государственные основы; цирки наряду с другими учреждениями культуры и искусства приобщались к идейному и художественному воспитанию народа. За неполные полвека своей истории советский цирк добился замечательных успехов. Вобрав в себя все лучшее, что оставил в наследство дореволюционный цирк, он во многом развил и обогатил существовавшие прежде жанры, открыл перед мастерами манежа ничем не ограниченные возможности для творческих поисков и свершений. Именно в нашей стране благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства цирк стал подлинным искусством, выражающим мировоззрение и нравственные идеалы народа; он не только развлекает, но и воспитывает людей, пробуждает в них лучшие чувства и стремления. Жизнеутверждающий по своему духу, по эмоциональному настрою, советский цирк славит и возвеличивает гармонично развитого человека, способного преодолевать, казалось бы, непреодолимые рубежи и преграды.
На фото. Сестры Бирюковы
Сегодня наши мастера манежа — желанные гости на всех материках земного шара. Только за последние два года артисты советского цирка побывали более чем в тридцати странах. Их яркому искусству аплодировали зрители Афганистана, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Кубы, Монголии, США, Канады, Франции, ФРГ, Японии и других стран. Людей разных национальностей и убеждений, разных возрастов и профессий одинаково пленяют высокие художественно-творческие достижения советского цирка, оптимистичность звучания его солнечных мажорных представлений.
Профессиональная зрелость нашего цирка, его верность основополагающим принципа советского реалистического искусства были особенно наглядно подтверждены в ходе подготовки к 50-летию Великого Октября. Всесоюзный смотр новых произведений, посвященный знаменательной дате*, убедительно показал, что советский цирк переживает ныне счастливую пору творческого подъема, что его номера и аттракционы становятся год от года все более интересными и содержательными.
* Итоги Всесоюзного творческого смотра новых произведений циркового искусства, посвященного 50-летию Великого Октября, опубликованы в предыдущем, седьмом, номере журнала.
Итоги юбилейного смотра — радостные итоги. Уже один тот факт, что в этом творческое соревновании приняло участие около полутора тысяч исполнителей, свидетельствует о том, сколь велико среди деятелей нашего цирка стремление к совершенству, к повышению профессионального мастерства. Смотр подтвердил, что многонациональному коллективу советского цирка по плечу сегодня создание крупных идейно-художественных произведений, что не оскудевает приток талантливой молодежи, уверенно принимающей творческую, эстафету из рук ветеранов манежа.
И еще одна характерная особенность смотра. Победу в нем одержали исполнители, которые не просто создали великолепные номера и аттракционы, но и привнесли нечто новое, оригинальное в сокровищницу циркового искусства. Советский цирк тем и примечателен, что в нем никогда не умирает дух творческого искательства, стремления свершить еще несвершенное. Почетное звание лауреата смотра по праву завоевали режиссер А. Арнольд, клоун О. Попов, канатоходцы Волжанские, джигиты Кантемировы, иллюзионист О. Белоусов, жонглер-эквилибрист А. Кисс, дрессировщики В. Тихонов и Л. Безано, эквилибристы Черняускасы, гимнасты «Молодой Киргизии» и другие выдающиеся исполнители, чье творчество обогатило наш цирк, подняло его искусство на новую, еще более высокую ступень.
Отмечая отрадные итоги юбилейного смотра, по достоинству оценивая их, не следует, однако, забывать, что в производственно-творческой деятельности наших цирков есть еще немало серьезных трудностей и недостатков, которые тормозят дальнейшее развитие циркового искусства. Критический разговор о них состоялся на коллегии Министерства культуры СССР, посвященной работе с кадрами в системе Союзгосцирка.
В своем постановлении коллегия отметила, в частности, что в репертуаре артистов разговорного жанра все еще мало острых злободневных произведений на высоком идейно-художественном уровне. Этот упрек следует прежде всего отнести к исполнителям, выступающим в так называемых периферийных цирках, куда редко заглядывают работники главка и где контроль за качеством клоунских реприз и сценок осуществляется слабо. Необходимо добиться такого положения, чтобы директор каждого цирка, будь то стационар или передвижка, требовательно относился к отбору репертуара, не допускал проникновения на манеж пошлости и дурного вкуса.
По-прежнему остро стоит вопрос о режиссерах цирка. Их попросту не хватает, а пополнение цирковой режиссуры, молодыми талантливыми специалистами идет неудовлетворительно. Поэтому нередки случаи, когда программы готовятся к выпуску вообще без участия режиссера-постановщика. Многие исполнители, репетирующие новые номера, лишены даже возможности проконсультироваться с режиссеров. Очевидно, следует подумать о том, чтобы более активно и заинтересованно привлекать в цирк выпускников режиссерских факультетов театральных вузов, шире практиковать стажировку молодых специалистов под наблюдением и руководством опытных мастеров.
Серьезные нарекания вызывает работа отдела эксплуатации и формирования программ Союзгосцирка (начальник отдела А. Филимонов). Сложное хозяйство «циркового конвейера» еще далеко не приведено в тот образцовый порядок, которого требуют интересы, дела. Сплошь да рядом программы формируются наспех, перегружаются однотипными номерами; нет четкого, тщательно продуманного графика переездов артистов из одного города в другой; многие отдаленные города Сибири и Дальнего Востока годами не видят лучших мастеров нашего циркового искусства.
Коллегия подчеркнула в своем постановлении, что одним из крупных недостатков художественно-творческой деятельности цирка является слабая работа Центральной студии циркового искусства (директор студии В. Горегляд). Это сказалось, в частности, в том, что руководство студии, по существу, провалило праздничную премьеру представления «Цирка на воде», приняв к постановке заведомо негодный сценарий. Коллектив студии засорен людьми, не обладающими специальными знаниями, опытом и общей культурой; здесь давно уже сложилась нездоровая обстановка, мешающая нормальной творческой работе.
Первопричиной многих трудностей, которые переживает Союзгосцирк, следует считать, по заключению коллегии, недостаточное внимание к подбору, расстановке и воспитанию кадров (начальник отдела кадров Н. Махов). Нередки случаи, когда административно-творческие должности, в том числе и руководящие, занимают люди, которые не имеют соответствующего образования и необходимой профессиональной подготовки.
Эти и другие существенные недостатки, отмеченные коллегией Министерства культуры СССР, должны стать предметом серьезного внимания руководства главка, его партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, всего многотысячного коллектива Союзгосцирка. Именно сейчас, когда наш цирк приближается к своему пятидесятилетию, мы должны быть особенно нетерпимы к малейшим проявлениям творческой инертности, бюрократической суеты и волокиты, нечеткости в организации эксплуатационно-производственной деятельности цирковых предприятий. Решения апрельского (1968 г.) Пленума ЦК КПСС обязывают нас обратить особое внимание на повышение идейного содержания произведений циркового искусства, позаботиться о том, чтобы с максимальной полнотой использовать все присущие цирку средства и возможности для воспитания у трудящихся коммунистической убежденности, идейной стойкости, умения противостоять любым формам тлетворного буржуазного влияния.
Как известно, весной этого года Министром культуры СССР Е. Фурцевой подписан приказ о проведении нового Всесоюзного смотра произведений циркового искусства (номеров, аттракционов, программ, пантомим, спектаклей), посвященного 50-летию советского цирка. Смотр ставит своей целью выявить произведения, отражающие уровень достижений отечественного циркового искусства, его успехи, основанные на высоком исполнительском мастерстве и большом идейно-художественном содержании.
Предстоящий юбилей — значительное событие в жизни нашего цирка, всего советского искусства. Достойно встретить его — дело чести не только артистов и режиссеров, художников и композиторов, но и тех, чей скромный труд на цирковом поприще, казалось бы, не имеет прямого, непосредственного отношения к творчеству, к созданию представлений на манеже. Активно включиться в подготовку к 50-летию советского цирка, найти свое место и степень участия в юбилейном смотре должны все без исключения работники нашей системы.
Большинство произведений советского цирка отмечены высоким профессионализмом, значительностью идейно-художественного содержания. Но наряду с ними по манежам наших стационаров и передвижек еще кочует немало серых, неинтересных номеров, напоминающих скорее ремесленные поделки, нежели произведения искусства. Исполнители таких номеров довольствуются обычно более или менее старательным копированием уже существующих образцов, они не дают себе труда подумать над новыми трюками, над оригинальным решением темы. Особенно обидно, когда на путь подражательства становятся молодые способные исполнители, могущие при желании (и соответствующем труде, разумеется!) найти свой почерк, обрести свое творческое лицо. Готовясь достойно встретить полувековой юбилей цирка, необходимо повести решительную борьбу с серостью и безликостью на манеже, покончить с негодной практикой копирования номеров.
По мере развития и становления советского циркового, искусства все большее значение приобретает проблема артистизма. Демонстрация самого, казалось бы, рекордного трюка или номера невосполнимо проигрывает в глазах зрителей, если исполнитель внутренне холоден и бесстрастен на манеже, если он не несет в своем творчестве определенного обра-га, не владеет нужным «эмоциональным ключом». Говорят, что артистизм — в значительной мере природное качество. Ну так что же из этого: ведь и природные качества можно и нужно развивать, воспитывать! Между тем, как показывает практика, молодые исполнители зачастую не владеют средствами актерского мастерства, не умеют непринужденно и легко преподнести свое искусство. Режиссерам главка и студии, преподавателям училища циркового и эстрадного искусства следует, очевидно, уделять больше внимания артистическому воспитанию молодежи, памятуя, что каждый цирковой гимнаст и канатоходец, эквилибрист и жонглер должен быть не просто исполнителем тех или иных трюков, но и артистом, художником, могущим логически оправдать, эмоционально наполнить свое выступление на манеже. Сейчас, когда наши цирки все чаше и чаще обращаются к постановке тематических и сюжетных представлений, артистическая культура циркового исполнителя приобретает особое значение.
Объявленный смотр пройдет тем успешнее, чем больше творческих деятелей цирка примет в нем непосредственное участие. Вопрос, разумеется, вовсе не ставится так, что каждый участник смотра непременно должен подготовить к лету будущего года новое произведение: подобное требование, по меньшей мере, нереально. Но улучшить уже существующий номер или аттракцион, обогатить его новыми трюками — это под силу подавляющему большинству наших исполнителей. Значит, мы вправе рассчитывать на то, что подготовка к 50-летию советского цирка приобретет подлинно массовый характер. Работники главка, режиссеры, руководители цирков на местах обязаны всемерно помочь артистам, изъявившим желание принять участие в юбилейном смотре; ни одна интересная заявка не должна остаться без внимания.
Для создания новых произведений циркового искусства, для улучшения и обогащения уже существующих номеров и аттракционов многое могут сделать наши цирки. С каждым годом все больше стационаров завоевывает почетное право называться постановочными цирками. Опыт показывает, что превращение цирка из прокатной площадки в своеобразную творческую мастерскую зависит главным образом от инициативы и энергии директора, всего коллектива предприятия. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый стационар стал постановочным цирком — это значительно расширит нашу репетиционно-творческую базу, послужит рождению новых произведений циркового искусства...
До полувекового юбилея советского цирка остался ровно год. Времени не так много, если принять во внимание ту большую организационную и творческую работу, которую предстоит проделать в процессе подготовки к знаменательной дате в истории нашего искусства. Составлены интересные планы — теперь дело за тем, чтобы планы были успешно претворены в жизнь. Нет сомнения, что коммунисты и комсомольцы Союзгосцирка, как и всегда, на всех этапах развития нашего искусства, зададут тон, явятся застрельщиками этого нового творческого соревнования.
Предстоящий юбилей — радостное событие не только для работников цирка, но и для всех тех, кто любит оптимистическое и прекрасное цирковое искусство. Многомиллионная армия любителей и почитателей цирка вправе надеяться, что в юбилейном, 1969 году мастера манежа порадуют зрителей новыми творческими свершениями и победами.
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий