Кадры режиссеров.
Выше мы говорили о творческой деятельности режиссеров советского цирка. В этом разделе мы кратко рассмотрим вопросы подбора и обучения режиссерских кадров. Как известно, испокон веков создавали номера и ставили постановки в цирках склонные к этой деятельности наиболее опытные артисты. После Великой Октябрьской революции в цирк пришли театральные режиссеры. Они главным образом ставили прологи, пантомимы, но их было мало, а требования росли. Особенно остро встал вопрос о пополнении цирка режиссерскими кадрами в связи с бурным ростом сети цирков и необходимостью привлечения в цирк большого количества артистов. На одном из заседаний коллегии Министерства культуры СССР был утвержден перспективный план подготовки новых номеров и источников покрытия, т. е. подбора артистов из спорта, народных цирков, использования системы ученичества и т. д.
Чтобы решить вопрос о режиссерских кадрах кардинально, коллегия Министерства культуры СССР 7 января 1963 года приняла постановление о введении при режиссерском факультете ГИТИСа имени А. В. Луначарского подготовки режиссеров цирка. Первый набор на заочное отделение состоялся в 1966 году, а в 1973 году впервые было создано очное отделение режиссеров цирка. Раз в два года в ГИТИСе производится набор студентов на дневное и заочное отделения режиссеров цирка.
Этот опыт вузовского обучения цирковых режиссеров, являющийся первым в СССР и в мире, полностью оправдал себя, и нет сомнения, что постоянное пополнение режиссерскими кадрами советского цирка скажется весьма положительно на дальнейшем подъеме художественного уровня советского циркового искусства, на повышении общей культуры цирковых представлений.
За прошедшие годы подготовлены десятки режиссеров, многие из которых уже успели создать крупные цирковые номера, детские и др. постановки.
Пока не во всех цирках имеются режиссеры. Поэтому 20 режиссеров-постановщиков Всесоюзной дирекции вместе с главными режиссерами постановочных цирков и новым пополнением из дневного и заочного отделений ГИТИСа обслуживают все цирки страны.
Большинство режиссеров-постановщиков Всесоюзной дирекции и режиссеров-педагогов ГУЦЭИ бывшие артисты, руководители или участники крупных цирковых номеров. Они передают молодежи свой богатый опыт, а пробелы в знаниях постоянно восполняют на курсах при Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры Министерства культуры СССР.
Из большой семьи артистов советского цирка и впредь будут выходить талантливые режиссеры, хорошо знающие разные жанры циркового искусства.
Сочетание опыта цирковых мастеров и деятельности молодых режиссеров-выпускников ГИТИСа поможет держать программы советского цирка на высоком идейно-художественном уровне.
Чтобы стать хорошим режиссером, надо, еще, будучи в стенах института, знать и видеть все интересное, оригинальное из режиссерских работ в цирке, с помощью института организовать тесную связь с тем предприятием, в которое придется идти работать после получения диплома. Начиная с III—IV курса института, специализироваться на подготовке представлений или на создании номеров. Стараться, еще будучи студентом, готовить сценарии этюдов, потом номеров или постановок, пусть самых простых, коротких, начиная с пролога.