Как становятся коверными - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Как становятся коверными

Кто виноват в том, что зача­стую в одной программе участвует по нескольку ко­верных? В отделе форми­рования вам ответят: «Коверных у нас «перепроизводство».

Почему так получается? Этот вопрос уже обра­щен к художественно-репертуарно­му отделу. Не очень ли просто и не­обоснованно зачисляют артиста в ко­верные? Давайте разберемся, как попол­няется эта категория артистов.

Несколько лет назад была созда­на Студия циркового искусства. В нее принимались люди, имеющие среднее образование и по существу не обладавшие никакой специальной подготовкой. За два года они долж­ны были стать артистами цирка, в основном разговорных жанров. Два года срок небольшой. Много време­ни занимала теория, лекции. Поме­щения постоянного не было. Это приводило к перебоям в занятиях. Все это сказывалось на подготовке студийцев. По окончании курса они включались в клоунские группы. Их участие в представлении было самое минимальное: новичкам доставалась роль манекена, носильщика и т. п. Но вскоре по разным причинам груп­пы исключали из своего состава быв­ших студийцев. Как поступали с ни­ми дальше? Их снова направляли в Студию и через несколько месяцев выпускали коверными. Такова, на­пример, судьба В. Коваленко. Он по­бывал во многих клоунских группах, теперь выступает в паре с Е. Мочаловым. Так же стал коверным Д. Ра­гозин. Это один путь пополнения соста­ва коверных. Есть и другой. Артист, работающий турнистом, акробатом, жонглером, получает травму. В сво­ем жанре он выступать уже не мо­жет. И тогда находят такой выход: перевести его в коверные. Несколь­ко примеров. Турнист К. Васильев после травмы был переведен в клоу­ны-буфф, сейчас выступает ковер­ным. А. Николаев из клоунской труппы перешел в коверные, на мой взгляд, его работа ниже всякой кри­тики.

Всегда  пользуются  успехом  у  зрителей  коверные братья  Ширман. Фото Е. НовиковаВсегда  пользуются  успехом  у  зрителей  коверные братья  Ширман. Фото Е. Новикова

Надо сделать упрек режиссеру Г. Лебедеву, который в Союзгосцир­ке занимается вопросами разговор­ного жанра. Часто, когда решается быть или не быть артисту коверным, он не проявляет достаточной требо­вательности. Какие основания переводить О. Штейна из номера музыкальные эксцентрики в коверные в пару к Гудзику? (Л. Дементьев). Кстати, а каков путь в коверные самого Гудзика? Стрелок, затем директор передвиж­ного цирка, сейчас он заполняет с партнером  паузы   в   программах. Складывается впечатление, что некоторые артисты и работники Союзгосцирка считают жанр ковер­ного самым легким, доступным для каждого, кто пожелает в нем работать. Хочется напомнить, может быть, прописные истины. Жанр коверного наиболее трудный и ответственный. Нельзя забывать высказывание А. В. Луначарского о клоуне: «Он владеет смехом тысяч. Это огромная сила», во время выступлений ковер­ного приходится вступать в контакт с акробатами, гимнастами, дрес­сировщиками и т. д., значит, он должен быть универсальным ар­тистом.

Задачи, которые ставит перед коллективами цирков июньский Пле­нум ЦК КПСС, повышают ответствен­ность всех артистов, особенно раз­говорного жанра, в том числе клоу­нов-коверных. С высокой требова­тельностью надо относиться к их ра­боте, к их репертуару, очень обду­манно допускать новых исполнителей в этот жанр. Готовить к нему арти­стов требуется обстоятельно, без спешки, лишь убедившись, что у человека достаточно для этого данных. Стоит задуматься над итогами всесоюзного смотра новых цирко­вых номеров. Открыл ли он ранее неизвестные имена коверных, кото­рых можно ставить в пример? Нет, мы не сможем назвать новой яркой индивидуальности среди коверных. Не может служить образцом та группа клоунов, что участвовала в смотровой программе Московского цирка. Нельзя забывать о возросшей культуре и требовательности совет­ских зрителей — отзывчивых на на­стоящую шутку, чутких к подлинному юмору. Известно, как оживляет про­грамму хороший коверный. Когда в зале цирка то и дело возникают рас­каты смеха, значит на ковре то и дело появляется человек, удачно вы­ступающий в своем комическом ам­плуа.

Пора освободить от работы ко­верными  случайных лиц.
 

П. КУКУШКИН, коверный

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования