Как становятся коверными
Кто виноват в том, что зачастую в одной программе участвует по нескольку коверных? В отделе формирования вам ответят: «Коверных у нас «перепроизводство».
Почему так получается? Этот вопрос уже обращен к художественно-репертуарному отделу. Не очень ли просто и необоснованно зачисляют артиста в коверные? Давайте разберемся, как пополняется эта категория артистов.
Несколько лет назад была создана Студия циркового искусства. В нее принимались люди, имеющие среднее образование и по существу не обладавшие никакой специальной подготовкой. За два года они должны были стать артистами цирка, в основном разговорных жанров. Два года срок небольшой. Много времени занимала теория, лекции. Помещения постоянного не было. Это приводило к перебоям в занятиях. Все это сказывалось на подготовке студийцев. По окончании курса они включались в клоунские группы. Их участие в представлении было самое минимальное: новичкам доставалась роль манекена, носильщика и т. п. Но вскоре по разным причинам группы исключали из своего состава бывших студийцев. Как поступали с ними дальше? Их снова направляли в Студию и через несколько месяцев выпускали коверными. Такова, например, судьба В. Коваленко. Он побывал во многих клоунских группах, теперь выступает в паре с Е. Мочаловым. Так же стал коверным Д. Рагозин. Это один путь пополнения состава коверных. Есть и другой. Артист, работающий турнистом, акробатом, жонглером, получает травму. В своем жанре он выступать уже не может. И тогда находят такой выход: перевести его в коверные. Несколько примеров. Турнист К. Васильев после травмы был переведен в клоуны-буфф, сейчас выступает коверным. А. Николаев из клоунской труппы перешел в коверные, на мой взгляд, его работа ниже всякой критики.
Всегда пользуются успехом у зрителей коверные братья Ширман. Фото Е. Новикова
Надо сделать упрек режиссеру Г. Лебедеву, который в Союзгосцирке занимается вопросами разговорного жанра. Часто, когда решается быть или не быть артисту коверным, он не проявляет достаточной требовательности. Какие основания переводить О. Штейна из номера музыкальные эксцентрики в коверные в пару к Гудзику? (Л. Дементьев). Кстати, а каков путь в коверные самого Гудзика? Стрелок, затем директор передвижного цирка, сейчас он заполняет с партнером паузы в программах. Складывается впечатление, что некоторые артисты и работники Союзгосцирка считают жанр коверного самым легким, доступным для каждого, кто пожелает в нем работать. Хочется напомнить, может быть, прописные истины. Жанр коверного наиболее трудный и ответственный. Нельзя забывать высказывание А. В. Луначарского о клоуне: «Он владеет смехом тысяч. Это огромная сила», во время выступлений коверного приходится вступать в контакт с акробатами, гимнастами, дрессировщиками и т. д., значит, он должен быть универсальным артистом.
Задачи, которые ставит перед коллективами цирков июньский Пленум ЦК КПСС, повышают ответственность всех артистов, особенно разговорного жанра, в том числе клоунов-коверных. С высокой требовательностью надо относиться к их работе, к их репертуару, очень обдуманно допускать новых исполнителей в этот жанр. Готовить к нему артистов требуется обстоятельно, без спешки, лишь убедившись, что у человека достаточно для этого данных. Стоит задуматься над итогами всесоюзного смотра новых цирковых номеров. Открыл ли он ранее неизвестные имена коверных, которых можно ставить в пример? Нет, мы не сможем назвать новой яркой индивидуальности среди коверных. Не может служить образцом та группа клоунов, что участвовала в смотровой программе Московского цирка. Нельзя забывать о возросшей культуре и требовательности советских зрителей — отзывчивых на настоящую шутку, чутких к подлинному юмору. Известно, как оживляет программу хороший коверный. Когда в зале цирка то и дело возникают раскаты смеха, значит на ковре то и дело появляется человек, удачно выступающий в своем комическом амплуа.
Пора освободить от работы коверными случайных лиц.
П. КУКУШКИН, коверный
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий