Как стать директором цирка
Если задать этот наивный вопрос не риторически, ответы, очевидно, можно получить самые различные.
Но во всех этих ответах наверняка будет нечто общее, что можно выразить словами «...а потом». Дескать, сначала человек в течение многих лет выполнял ту или иную работу, хорошо зарекомендовал себя, а потом получил повышение — его назначили директором.
А. Борисов
Но вот иная судьба. Семен Александрович Пищик, возглавляющий ныне Сочинский цирк, всю свою трудовую жизнь руководит артистами, директорствует. И кажется, что иначе и быть не могло. Произошло это так же естественно и органично, как артист вступает на манеж или сцену.
В двадцатые годы Семен Пищик — комсомолец, агитатор. Влюбленный в искусство, он страстно желает, чтобы с новым советским искусством познакомилось как можно больше людей, чтобы его революционные идеи проникли в гущу народа. На различных предприятиях он организует «живые газеты», бригады «Синей блузы», летучие концерты. Сам выступает перед каждым представлением с пропагандистской речью, часто превращая концерт в митинг. И вполне закономерно, что несколько позже он оказывается в числе организаторов знаменитого в те годы ТРАМа — театра рабочей молодежи. А в 1928 году Наркомпрос направляет Пищика в Главное управление государственных цирков.
Здесь его энергия, его умение организовать и увлечь людей пришлись как нельзя кстати. Он долго был заместителем директоров в разных цирках, упорно отказываясь занять должность тех, у кого, как он считал, мог многому поучиться. И сейчас Пищик с уважением вспоминает таких своих учителей, как Роман Сергеевич Гамсахурдия, Михаил Леонтьевич Зиберов. К Зиберову он приехал в качестве заместителя в Иваново-Вознесенск. С вокзала отправился прямо в цирк. Спросил директора. А директор стоит в манеже и, засучив белые брюки по колена, утрамбовывает вместе с униформистами манеж. Накануне был сильный дождь, шапито протекло, и манеж залило водой.
Пищик представился, стоя у барьера.
— Ну, клади чемодан и становись трамбовать, — приветствовал его Зиберов.
А когда манеж был готов, директор скомандовал своему новому помощнику:
— Теперь иди и расклеивай по городу афиши.
Когда Пищик вернулся в цирк, уже прибыла первая группа артистов. Едва он успел поставить ведро с клеем, как последовало новое распоряжение:
— Иди устраивай артистов по квартирам.
Сам Пищик в эту ночь спал в цирковой гардеробной... Словом, к открытию цирка подготовились. Оставалось время от времени заглядывать в кассу и справляться, как идет продажа билетов. Но Пищик не стал ждать, что кто-то прочтет афишу и прибредет к цирку, что сосед приведет соседа. Он выехал в Кохму, на знаменитую кохмовскую мануфактуру, что в двенадцати верстах от Иванова. Здесь он связался с партийным комитетом фабрики, прошел по цехам, рассказывая рабочим о цирке, о новом искусстве.
И вот две тысячи рабочих с лозунгами «Цирк — массам» идут, построившись в колонны, на открытие цирка. А в цирке возникает митинг, на котором приветственное слово от имени артистов произносит Семен Александрович. Кстати, об этом можно узнать не только со слов самого Пищика, но и просмотрев старую киноленту: и массовый культпоход в цирк и митинг были сняты на пленку как один из первых интересных опытов массово-воспитательной работы со зрителями. Пищику приходилось работать почти в двадцати цирках страны, и в каждом он создавал художественные советы, в которые входили представители общественности города, представители заводов и фабрик.
Можно было бы рассказать, как в Ростове, не ограничиваясь работой директора цирка, Пищик организует Северо-Кавказское краевое управление музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, и по его инициативе почти в каждом крупном городе края был открыт цирк или мюзик-холл. Как работал он директором Московской эстрады, а потом директором Филармонии на курортах Кавказских минеральных вод. Но обо всем этом, как и о многом другом, Семен Александрович расскажет как-нибудь сам в книге, которую исподволь уже начал готовить. Война застает его в должности директора концертного зала имени Чайковского. И буквально в первые же дни, организовав фронтовую бригаду московских артистов, он уезжает в Действующую армию. В бригаду входили такие известные артисты, как П. Лисициан, С. Менжинский, Г. Баринова, А. Редель и М. Хрусталев, Л. Миров, артист и драматург В. Дыховичный.
Наверное, и об этом расскажет Пищик в своей книге. Расскажет, в каких трудных условиях три военных года работали артисты на Западном, Южном, Северном и Карельском фронтах, как обслуживали моряков Черноморского, Балтийского и Северного флотов, как выступали в тылу врага, в прославленной конной армии генерала Доватора... Последние десять лет Семен Александрович Пищик работает директором Сочинского цирка. И думается, что об этом есть смысл рассказать подробнее.
Обычно цирк строят на бойком месте, где идет широкая торговля, где всегда многолюдно, куда стекается народ. И когда решили строить цирк в Сочи, Пищику предложили место в центре города. Но он решил иначе и выбрал место, хотя и удаленное от центра и различных торговых точек, но красивое, близкое к морю. Старые директора отговаривали его, считая, что зритель сюда не пойдет. Однако Пищик полагал, что привлечение публики — всецело его забота. И цирк построили здесь. И все вскоре «стало здесь»: и остановка автобусов, и торговые павильоны, и даже ресторан построили поблизости. Теперь это одно из самых популярных мест в городе. И публика идет сюда нескончаемым потоком.
А надо сказать, что зрителя в Сочи завоевать нелегко. Конкурентов хоть отбавляй. В городе свыше пятидесяти санаториев, и все они имеют клубы. Много театров, лучшие артистические силы страны гастролируют здесь, причем дают часто всего два-три концерта. А программа в цирке демонстрируется месяц-полтора. Да и хорошая погода манит в парк, к морю, в летние открытые театры.
Как же преодолевается эта конкуренция? Как добиваются в Сочинском цирке почти беспрерывных аншлагов? Прежде всего, самой широкой популяризацией циркового искусства. Перед началом нового сезона Пищик обязательно выступает в газете со статьей, где подводит итоги прошедшего сезона и рассказывает зрителям о том, что им предстоит увидеть. И перед каждой новой программой отдыхающие вновь могут прочитать в газете, что ожидает их на манеже. Регулярно выступает Пищик по радио и телевидению, рассказывая о мастерах цирка, о их творческом пути. Более ста рекламных щитов установлено на улицах. И в каждом санатории есть плакаты и афиши. В городе построено несколько красивых стеклянных касс, где всегда можно купить билет на цирковое представление.
И все-таки, учитывая специфику города-курорта, в Сочинском цирке не столько надеются на центральную кассу, сколько на кассиров-уполномоченных, Отдыхающий не пойдет днем в кассу — у него режим, Мацеста, пляж. Поэтому для удобства отдыхающих уполномоченные приезжают в санатории и там распространяют билеты, организуют коллективные заявки. Появляются уполномоченные и на предприятиях, в совхозах, колхозах, в школах. И хотя цирк в Сочи давно уже завоевал популярность, он постоянно ищет своего зрителя, приглашает его, а не ждет пассивно; когда тот случайно заглянет на огонек. Это, так сказать, работа со зрителем. Но есть и другая сторона директорской деятельности — работа с артистом. Семен Александрович принадлежит к тем директорам, которые всегда тщательно и заинтересованно подбирают программу. И как бы опытны ни были артисты, сколько бы городов и стран ни объездили они, Пищик обязательно проведет с ними перед премьерой беседу, расскажет о Сочи — курорте всесоюзного и мирового значения, напомнит о высоком звании артиста советского цирка. И к тому же он каждый вечер бывает на представлении. А артисты знают, каково работать, когда директор сидит и смотрит. И потому каждый вечер — премьера.
Но дело, разумеется, не только в беседах. Стараниями директора построена замечательная гостиница, чтобы артисты, выступая в Сочи, могли бы и отдохнуть на курорте. Гостиница стоит недалеко от цирка, среди санаториев. Да и сама она, как санаторий: с «мертвым часом», тишиной, идеальным порядком и чистотой. Впрочем, о сочинской «цирковой» гостинице мы уже рассказывали в нашем журнале. Упомянем лишь об одной доброй традиции в Сочинском цирке — после окончания гастролей артисты сажают возле гостиницы деревья дружбы. С окончанием гастролей связана и еще одна традиция: перед отъездом артисты получают от директора индивидуальные письма, в которых он благодарит их за работу, желает новых творческих успехов и приглашает вновь приехать в город-курорт.
Рассказывая о директоре цирка, очевидно, нужно привести хоть какие-нибудь цифры. Вот одна из них: Сочинский цирк ежегодно дает государству 50 — 60 тысяч рублей чистой прибыли. Это происходит за счет того, что, во-первых, гостиница сняла значительные расходы на аренду частных комнат, а во-вторых, в цирке постоянно даются дополнительные дневные представления, которые тоже идут аншлагами. Себестоимость же их значительно меньше: отпадают квартирные расходы, суточные, транспортные, расходы на рекламу и т. п. Но эта цифра в скором времени устареет: рядом со старым цирком уже строится новый, на две тысячи мест. Строительство в разгаре, и сил на него придется положить немало, как на всякое крупное строительство. А неугомонный Семен Александрович Пищик уже подумывает о том, как расширить гостиницу...
Он и в самом деле очень любит цирк и потому отдает ему всего себя. А когда это так, то работа всегда спорится. Наверное, не случайно, что именно С. А. Пищик первым среди директоров цирка был удостоен почетного звания заслуженного работника культуры РСФСР. Так как же все-таки стать директором цирка? Познакомившись с Семеном Александровичем Пищиком, можно ответить: нужно призвание.
А. БОРИСОВ
Журнал Советский цирк. Март 1966 г.
оставить комментарий