Как трели соловья - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Как трели соловья

ИРИНА ЯКУЦВ ЗО-е годы на эстраде с большим успехом выступала в жанре художественного свиста Таисия Савва. Это искус­ство, крайне редкое и среди мужчин, зна­ло в своих рядах только одну эту жен­щину. Много лет прошло c тех пор. И вот новое для нас имя — Ирина Якуц, артистка Москонцерта.

На фото. ИРИНА ЯКУЦ

«Сказки венского леса»... Мы, конечно, прекрасно знаем эту чарующую музы­ку. Под звуки знаменитого вальса на сцену выходит артистка. Она прислушивается к звукам музыки, словно звучащим в ней птичьим голосам и — отвечает им чистым соловьиным свистом. И вот уже соловьи­ные трели вплетаются в гармонию валь­са. Мелодичный, со многими обертонами свист становится солирующим. Он усили­вает образ сказочного венского леса, наполняет его живыми лесными звуками, передает радость жизни штраусовского вальса. И в то же время вносит в него легкую элегическую ноту — словно вздох современного человека по безмятежности былых эпох.

C детства Ирина очень любила петь, мечтала cтать певицей. B 1980 году Ирина закончила вокаль­ное отделение Воронежского музыкаль­ного училища и былa направлена на конкурс советской песни «Сочи-80». B ре­пертуаре была шуточная песня «Напрас­но» H. Богословского, где вместе c вока­лoм органично был использован художе­ственный свист. Песня имела большой успех — это было неожиданно и ново. И. Якуц была приглашена в передачу ЦТ «Шире круг», где она исполнила также песни с художественным свистом из репертуаре Таисии Саввы.

После конкурса артистку пригласили на работу в Кемеровскую областную филармонию. B 1981 году она была направлена во ВТМЭИ для подготовки нового репертуара. C режиссером Юрием Алек­сандровичем Гусаковым они подготовили оригинальную миниатюру «Манекен», в которой были использованы в синтезе пантомима, стен, вокал, художественный свист. Здесь режиссер помог раскрыть артистке ее многосторонние способности.

Но художественный свист еще не яв­лялся для Ирины основным жанром ее творчества. Он был как бы укреплением песен, которые она исполняла. Артистка тяготела к эксцентрике. Ей хотелось, чтобы каждая песня имела свою «крас­ку». Но нелегко найти песню, в которой мог бы органично сочетаться вокал c художественным свистом. Идею ввести художественный свист в песню Соловьева-­Седого «Соловьи» подал художественный руководитель ВТМЭИ народный артист РСФСР Л. C. Маслюков. Эта новая ра­бота потребовала много фантазии, режис­серского труда, новых находок.

На прослушивании репертуара Якуц аттестационная комиссия сочла нужным тарифицировать ее не только как соли­стку-вокалистку, но и как артистку оригинального жанра. Это было призна­нием ее уникального дарования.

Но придумать его Величество Номер, найти образ, проявить индивидуальность, найти себя оказалось непросто. Поиски были нелегкими. Помогла встреча c из­вестным танцовщиком, лауреатом конкур­сов артистов эстрады B. Загороднюком, который предложил И. Якуц создать но­мер, основой которого являлся бы ху­дожественный свист. B. Загороднюк — студент режиссерского факультета ГИТИСа. Его заинтересовали артистиче­ские способности И. Якуц, и он стал ре­жиссером номера, который помог арти­стке заявить o себе. Это и был номер «Сказки венского леса»...

Якуц вспоминает: «Мы дневали и ноче­вали в студии грамзаписи. Перебрали де­сятки лучших симфонических оркестров. Прослушивали множество записей различ­ной музыки, пока не нашли то, что так долго искали. Это была вечно прекрасная музыка «короля вальсов» И. Штрауса в исполнении Венского филармонического оркестра».

Непросто исполнить партию свистя в общей партитуре, попасть в оркестровую тональность, сделать естественной пере­кличку свиста с флейтой, имитирующей птичью трель. Ведь художeствeнный свист должен войти в партитуру произведений так, как будто он предполагался заранее.

Известно, что все виды искусства тре­буют, кроме природного таланта, каж­додневного напряженного труда, постоянной работы над собой. Такой же шли­фовки мастерства требует и искусство художественного свиста. C теплом говорит артистка o своем педагоге по вокалу Г. M. Трояновой. Она помогает Ирине поддерживать певческую форму.

Нельзя не отметить и то, что артистка в своем номере не просто демонстри­рует блистательное мастерство художе­ственного свиста, она создает поэтичный образ. Ирина Якуц — новое имя на эстраде. Она только начинает раскрываться в этом необычном жанра, но уже сегодня она да­рит нам искусство эмоционально богатое, содержательное. В ее замыслах новые разнообразные номера, каждый из кото­рых требует долгого и упорного труда. Артистка к этому готова. A это — глав­ное.


E. ЗАХАРОВ

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования