Как трели соловья
В ЗО-е годы на эстраде с большим успехом выступала в жанре художественного свиста Таисия Савва. Это искусство, крайне редкое и среди мужчин, знало в своих рядах только одну эту женщину. Много лет прошло c тех пор. И вот новое для нас имя — Ирина Якуц, артистка Москонцерта.
На фото. ИРИНА ЯКУЦ
«Сказки венского леса»... Мы, конечно, прекрасно знаем эту чарующую музыку. Под звуки знаменитого вальса на сцену выходит артистка. Она прислушивается к звукам музыки, словно звучащим в ней птичьим голосам и — отвечает им чистым соловьиным свистом. И вот уже соловьиные трели вплетаются в гармонию вальса. Мелодичный, со многими обертонами свист становится солирующим. Он усиливает образ сказочного венского леса, наполняет его живыми лесными звуками, передает радость жизни штраусовского вальса. И в то же время вносит в него легкую элегическую ноту — словно вздох современного человека по безмятежности былых эпох.
C детства Ирина очень любила петь, мечтала cтать певицей. B 1980 году Ирина закончила вокальное отделение Воронежского музыкального училища и былa направлена на конкурс советской песни «Сочи-80». B репертуаре была шуточная песня «Напрасно» H. Богословского, где вместе c вокалoм органично был использован художественный свист. Песня имела большой успех — это было неожиданно и ново. И. Якуц была приглашена в передачу ЦТ «Шире круг», где она исполнила также песни с художественным свистом из репертуаре Таисии Саввы.
После конкурса артистку пригласили на работу в Кемеровскую областную филармонию. B 1981 году она была направлена во ВТМЭИ для подготовки нового репертуара. C режиссером Юрием Александровичем Гусаковым они подготовили оригинальную миниатюру «Манекен», в которой были использованы в синтезе пантомима, стен, вокал, художественный свист. Здесь режиссер помог раскрыть артистке ее многосторонние способности.
Но художественный свист еще не являлся для Ирины основным жанром ее творчества. Он был как бы укреплением песен, которые она исполняла. Артистка тяготела к эксцентрике. Ей хотелось, чтобы каждая песня имела свою «краску». Но нелегко найти песню, в которой мог бы органично сочетаться вокал c художественным свистом. Идею ввести художественный свист в песню Соловьева-Седого «Соловьи» подал художественный руководитель ВТМЭИ народный артист РСФСР Л. C. Маслюков. Эта новая работа потребовала много фантазии, режиссерского труда, новых находок.
На прослушивании репертуара Якуц аттестационная комиссия сочла нужным тарифицировать ее не только как солистку-вокалистку, но и как артистку оригинального жанра. Это было признанием ее уникального дарования.
Но придумать его Величество Номер, найти образ, проявить индивидуальность, найти себя оказалось непросто. Поиски были нелегкими. Помогла встреча c известным танцовщиком, лауреатом конкурсов артистов эстрады B. Загороднюком, который предложил И. Якуц создать номер, основой которого являлся бы художественный свист. B. Загороднюк — студент режиссерского факультета ГИТИСа. Его заинтересовали артистические способности И. Якуц, и он стал режиссером номера, который помог артистке заявить o себе. Это и был номер «Сказки венского леса»...
Якуц вспоминает: «Мы дневали и ночевали в студии грамзаписи. Перебрали десятки лучших симфонических оркестров. Прослушивали множество записей различной музыки, пока не нашли то, что так долго искали. Это была вечно прекрасная музыка «короля вальсов» И. Штрауса в исполнении Венского филармонического оркестра».
Непросто исполнить партию свистя в общей партитуре, попасть в оркестровую тональность, сделать естественной перекличку свиста с флейтой, имитирующей птичью трель. Ведь художeствeнный свист должен войти в партитуру произведений так, как будто он предполагался заранее.
Известно, что все виды искусства требуют, кроме природного таланта, каждодневного напряженного труда, постоянной работы над собой. Такой же шлифовки мастерства требует и искусство художественного свиста. C теплом говорит артистка o своем педагоге по вокалу Г. M. Трояновой. Она помогает Ирине поддерживать певческую форму.
Нельзя не отметить и то, что артистка в своем номере не просто демонстрирует блистательное мастерство художественного свиста, она создает поэтичный образ. Ирина Якуц — новое имя на эстраде. Она только начинает раскрываться в этом необычном жанра, но уже сегодня она дарит нам искусство эмоционально богатое, содержательное. В ее замыслах новые разнообразные номера, каждый из которых требует долгого и упорного труда. Артистка к этому готова. A это — главное.
E. ЗАХАРОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.
оставить комментарий