Как я рисую. Д. Даран
Многие думают, что художнику достаточно раз побывать в цирке, чтобы тут же сделать верный рисунок или акварель.
Но на практике получается совсем не так. Рисунки, сделанные без долгих предварительных наблюдений, без пристального изучения того или иного номера, никогда не передают ни правдивого облика цирка, ни выразительности изображаемого номера. Свои рисунки я делал прямо с натуры. Иной раз я пытался сделать какой-нибудь рисунок дома по памяти. Но все попытки кончались неудачей, хотя мне казалось, что я достаточно запечатлел все виденное в памяти и не раз рисовал прежде.
В работе циркового артиста темп — непременное условие. Без темпа нет работы, нет артиста. Рисуя в цирке, я должен прежде всего ощутить темп работы артиста, войти в него. Как и артиста, меня бодрит музыка, я прислушиваюсь к звукам хлопающего бича, к коротким выкрикам «ап». Перед работой и во время работы я никогда не ем и не пью. Я держу себя подтянутым, я знаю, что при таком состоянии организма моя нервная система острее все воспринимает. Группа эксцентриков выбегает на арену с криками, гиканьем, создавая себе лучшие условия для работы. Весь этот шум сопутствует их номеру и содействует его успеху. Вот та параллель и аналогия, которые я провожу в своей работе.
И вот, когда я вхожу в темп выступления артиста, я становлюсь как бы участником его номера. В меня как бы входит электроток, и наступает такое состояние, при котором особенно остро воспринимается все происходящее на арене. Это, пожалуй, и есть то, что называется вдохновением. При работе я почти не смотрю на свой рисунок: все внимание поглощает постоянно меняющаяся натура. Бумага, перо, кисть и краски — это знакомые, изученные, постоянные орудия труда, к ним я привык и знаю их, как пианист знает клавиатуру рояля.
Игра пианиста бывает одухотворенна, когда он не тратит внимания и усилий на отыскание нужной клавиши, когда внешняя, так сказать, материальная сторона исполняемого произведения не довлеет над его внутренней сущностью. Так же и при моей работе в цирке живая натура в движении не дает возможности уделять много внимания заботам о технических средствах воспроизведения. Мне говорили, что скупой рисунок, сделанный несколькими линиями или пятнами, прост и легок в исполнении, что это только эскиз к будущей работе. Мои «легкие» рисунки всегда делаются с огромным физическим напряжением. После работы я так устаю, словно ворочал пудовые гири.
В моих рисунках с натуры нет многих деталей, и они производят впечатление недосказанности, незаконченности, но если такой рисунок попытаться закончить, усложнить или доработать, он просто гибнет.
смотреть рисунки
Д. ДАРАН
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.
оставить комментарий