В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Как я рисую. Д. Даран

Многие думают, что худож­нику достаточно раз побы­вать в цирке, чтобы тут же сделать верный рисунок или акварель.

Но на практике полу­чается совсем не так. Рисунки, сде­ланные без долгих предварительных наблюдений, без пристального изу­чения того или иного номера, никогда не передают ни правдивого облика цирка, ни выразительности изобра­жаемого   номера. Свои рисунки я делал прямо с натуры. Иной раз я пытался сделать какой-нибудь рисунок дома по па­мяти. Но все попытки кончались неудачей, хотя мне казалось, что я до­статочно запечатлел все виденное в памяти и не раз рисовал прежде.

В работе циркового артиста темп — непременное условие. Без темпа нет работы, нет артиста. Рисуя в цирке, я должен прежде всего ощу­тить темп работы артиста, войти в него. Как и артиста, меня бодрит му­зыка, я прислушиваюсь к звукам хло­пающего бича, к коротким выкрикам «ап». Перед работой и во время рабо­ты я никогда не ем и не пью. Я держу себя подтянутым, я знаю, что при таком состоянии организма моя нервная система острее все воспри­нимает. Группа эксцентриков выбегает на арену с криками, гиканьем, создавая себе лучшие условия для работы. Весь этот шум сопутствует их номеру и содействует его успеху. Вот та па­раллель и аналогия, которые я про­вожу в своей работе.

И вот, когда я вхожу в темп вы­ступления артиста, я становлюсь как бы участником его номера. В меня как бы входит электроток, и наступа­ет такое состояние, при котором особенно остро воспринимается все происходящее на арене. Это, пожа­луй, и есть то, что называется вдох­новением. При работе я почти не смотрю на свой рисунок: все внимание поглоща­ет постоянно меняющаяся натура. Бумага, перо, кисть и краски — это знакомые, изученные, постоянные орудия труда, к ним я привык и знаю их, как пианист знает клавиату­ру рояля.

Игра пианиста бывает одухотворен­на, когда он не тратит внимания и усилий на отыскание нужной клавиши, когда внешняя, так сказать, матери­альная сторона  исполняемого  произведения не довлеет над его внутрен­ней сущностью. Так же и при моей работе в цирке живая натура в дви­жении не дает возможности уделять много внимания заботам о техниче­ских   средствах   воспроизведения. Мне говорили, что скупой рису­нок, сделанный несколькими линия­ми или пятнами, прост и легок в ис­полнении, что это только эскиз к бу­дущей работе. Мои «легкие» рисун­ки всегда делаются с огромным фи­зическим напряжением. После рабо­ты я так устаю, словно ворочал пу­довые гири.

В моих рисунках с натуры нет многих деталей, и они производят впечатление недосказанности, неза­конченности, но если такой рисунок попытаться закончить, усложнить или доработать, он просто гибнет.

смотреть рисунки

Д. ДАРАН

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100