Каким будет цирк?
С точки зрения дрессировщика. Что мне хотелось бы увидеть на манеже нового Московского цирка? Разумеется, прежде всего искусных дрессировщиков и отлично подготовленных животных.
На фото Н. ГЛАДИЛЬЩИКОВ, заслуженный артист РСФСР
Участие в программе артистов этого жанра всегда вызывает интерес у публики. Такие номера и аттракционы, по-моему, в наиболее концентрированном виде демонстрируют лучшие качества мастеров советского манежа — их мужество, смелость, находчивость, их умение подчинить своей воле слепые инстинкты зверей. Не случайно большинство наших аттракционов составляют именно аттракционы с дрессированными животными.
Этот старый, как сам цирк, жанр находится в процессе постоянного роста, непрерывного творческого обновления. О его проблемах особенно уместно поговорить сейчас, в канун открытия нового большого цирка в Москве. Будущее дрессуры несомненно связано с новыми методами и формами работы. На манеже прекрасного современного цирка вряд ли будет целесообразно демонстрировать традиционные, ставшие уже штампами, трюки — различные пирамиды, прыжки через горящие обручи, живые «ковры», кормление хищника изо рта и т. д. Наш зритель вырос, и он вправе, разумеется, требовать нового от артистов. Но где артистам взять это новое? По какому пути следует пойти дрессировщикам?
На мой взгляд, самый результативный и эффектный путь — создание номеров и аттракционов с ярко выраженным сюжетом. В настоящее время стремление к сюжету наметилось во многих жанрах циркового искусства, В номерах с дрессированными зверями он просто необходим, так как помогает артистам создавать законченные образы волевых людей, друзей и повелителей животных, дает возможность связывать воедино разрозненные трюки.
Меня радует, что некоторые артисты нашего жанра широко используют сюжет в своих номерах и аттракционах. Среди них мне хотелось бы прежде всего назвать народного артиста РСФСР В. Филатова. Талантливый дрессировщик, он создал уникальный аттракцион «Медвежий цирк», построенный на интересной сюжетной основе. Охотно и, я бы сказал, умело используют сюжет молодые артисты В. Калинин и А. Майоров. Хотелось бы, чтобы их примеру последовали и другие наши дрессировщики.
Но вернемся к новому столичному цирку, который сооружается сегодня на проспекте Вернадского. На его манеже я мечтаю увидеть большое ревю, в котором были бы представлены звери со всех концов света — от ледяной Арктики до знойной Африки. Новая техника позволит быстро менять реквизит и животных на манеже, что значительно расширит и разнообразит наши постановочные возможности. Навсегда исчезнут утомительные для зрителей паузы между трюками — номера станут компактнее, будут идти в быстром темпе.
Особенно желательно, чтобы на манеже нового цирка ставились специальные детские представления с участием дрессированных животных. Надо ли говорить, сколь интересными и яркими могут быть цирковые спектакли, поставленные по мотивам русских народных сказок и классических произведений для детей — таких, к примеру, как «Доктор Айболит», «Конек-Горбунок», «Маугли», «Каштанка» и другие! Мне думается, вполне возможно добиться того, чтобы целые сюжетные сценки разыгрывались животными на манеже без непосредственного участия человека. Конечно, такой вид дрессуры потребует от артистов большой и напряженной репетиционной работы. Но это, повторяю, вполне осуществимо.
Я допускаю существование программы, составленной из одних зоономеров. Не нужно бояться, что такое представление будет однообразным и нерентабельным. При оригинальном сценарии, при тщательном подборе животных и умелой режиссуре оно может получиться очень интересным. Во всяком случае, хотя бы одну такую программу следует создать в новом столичном цирке, а затем, после Москвы, познакомить с ней жителей других городов. Причем демонстрацию номеров этой программы желательно сочетать с показом животных публике на конюшне во время антракта. Так, кстати, и было когда-то в дореволюционном цирке и в советском цирке 20-х годов. Почему бы нам не возродить эту хорошую традицию в новом московском стационаре, да и в других цирках страны. Думаю, зрители, особенно дети, будут очень довольны.
Мне кажется, что в цирке завтрашнего дня надо смелее сочетать элементы дрессуры животных с исполнением трюков других цирковых жанров — гимнастики, акробатики, эквилибра. Такое сочетание мы встречаем у В. Запашного в его оригинальном аттракционе «Среди хищников», у заслуженной артистки Армянской ССР Е. Аванесовой, выступающей под куполом цирка с орлом, у В. Сурковой, которая готовит сейчас любопытный номер «Воздушная гимнастка и леопарды».
Предстоящее открытие дворца циркового искусства обязывает нас серьезно подумать не только о современной форме подачи номеров, но и об их соответствующем техническом оснащении. Убежден, что центральная клетка из толстых металлических прутьев, с которой продолжают еще работать многие наши дрессировщики, будет выглядеть нелепо на арене нового цирка. Вряд лк уместны и различные декоративные украшения на ней, которые мешают зрителям следить за тем, что происходит на арене. Работать с «централкой» можно только с. применением специального светового устройства, создающего иллюзию отсутствия решетки. Такое устройство, кстати говоря, я пытался использовать еще в 30-е годы.
Некоторые дрессировщики работают сейчас с сетчатыми раздвижными клетками, требующими не много времени для их установки на манеже. Но даже такая клетка, как мне представляется, — тоже пройденный этап. Убежден, что в новом цирке можно вовсе не иметь клетки. А от возможного нападения животных оградят зрителей токи высокой частоты, проходящие в специальном устройстве по барьеру манежа.
Наверное, для новой столичной арены потребуется и современный, ласкающий глаз реквизит, изготовленный из легких, красивых и практичных материалов. Ввод в эксплуатацию нового московского стационара и других новых цирков откроет перед нашими дрессировщиками еще более широкие, чем прежде, возможности для творческих поисков, для создания оригинальных номеров и аттракционов. И я уверен, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями новых замечательных успехов мастеров нашего цирка, работающих в жанре дрессуры.
Н. ГЛАДИЛЬЩИКОВ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.
оставить комментарий