В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Каким будет цирк?

С точки зрения дрессировщика. Что мне хотелось бы увидеть на манеже нового Московского цирка? Разумеется, прежде всего искусных дрессировщиков и отлично подготовленных животных.

Н. ГЛАДИЛЬЩИКОВ, заслуженный артист РСФСРНа фото Н. ГЛАДИЛЬЩИКОВ, заслуженный артист РСФСР

Участие в программе артистов этого жанра всегда вызывает интерес у публики. Такие номера и аттракционы, по-моему, в наиболее концентрированном виде демонстрируют лучшие качества мастеров советского манежа — их мужество, смелость, находчивость, их умение подчинить своей воле слепые инстинкты зверей. Не случайно большинство наших аттракционов составляют именно аттракционы с дрессированными животными.

Этот старый, как сам цирк, жанр находится в процессе постоянного роста, непрерывного творческого обновления. О его проблемах особенно уместно поговорить сейчас, в канун открытия нового большого цирка в Москве. Будущее дрессуры несомненно связа­но с новыми методами и формами работы. На манеже прекрасного современно­го цирка вряд ли будет целесообразно демонстрировать традиционные, ставшие уже штампами, трюки — различные пирамиды, прыжки через горящие обручи, живые «ковры», кормление хищника изо рта и т. д. Наш зритель вырос, и он вправе, разумеется, требовать нового от артистов. Но где артистам взять это но­вое? По какому пути следует пойти дрес­сировщикам?

На мой взгляд, самый результатив­ный и эффектный путь — создание но­меров и аттракционов с ярко выражен­ным сюжетом. В настоящее время стремление к сюжету наметилось во многих жанрах циркового искусства, В номерах с дрессированными зверями он просто необходим, так как помогает артистам создавать законченные образы волевых людей, друзей и повелителей животных, дает возможность связывать воедино разрозненные трюки.

Меня радует, что некоторые артисты нашего жанра широко используют сюжет в своих номерах и аттракционах. Среди них мне хотелось бы прежде все­го назвать народного артиста РСФСР В. Филатова. Талантливый дрессировщик, он создал уникальный аттракцион «Медвежий цирк», построенный на инте­ресной сюжетной основе. Охотно и, я бы сказал, умело используют сюжет молодые артисты В. Калинин и А. Майоров. Хотелось бы, чтобы их примеру последовали и другие наши дрессировщики.

Но вернемся к новому столичному цирку, который сооружается сегодня на проспекте Вернадского. На его манеже я мечтаю увидеть большое ревю, в ко­тором были бы представлены звери со всех концов света — от ледяной Аркти­ки до знойной Африки. Новая техника позволит быстро менять реквизит и животных на манеже, что значительно рас­ширит и разнообразит наши постановочные возможности. Навсегда исчезнут утомительные для зрителей паузы меж­ду трюками — номера станут компактнее, будут идти в быстром темпе.

Особенно желательно, чтобы на манеже нового цирка ставились специаль­ные детские представления с участием дрессированных животных. Надо ли говорить, сколь интересными и яркими могут быть цирковые спектакли, поставленные по мотивам русских народных сказок и классических произведений для детей — таких, к примеру, как «Доктор Айболит», «Конек-Горбунок», «Маугли»,  «Каштанка» и другие! Мне думается, вполне возможно добиться того, чтобы целые сюжетные сценки разыгрывались животными на манеже без непосредственного участия человека.  Конечно, такой вид дрессуры потребует от артистов большой и напряженной репетиционной работы. Но это, повторяю, вполне осуществимо.

Я допускаю существование программы, составленной из одних зоономеров. Не нужно бояться, что такое представление будет однообразным и нерентабельным. При оригинальном сценарии, при тщательном подборе животных и умелой режиссуре оно может получить­ся очень интересным. Во всяком случае, хотя бы одну такую программу следует создать в новом столичном цирке, а за­тем, после Москвы, познакомить с ней жителей других городов. Причем демон­страцию номеров этой программы жела­тельно сочетать с показом животных публике на конюшне во время антракта. Так, кстати, и было когда-то в до­революционном цирке и в советском цирке 20-х годов. Почему бы нам не возродить эту хорошую традицию в но­вом московском стационаре, да и в других цирках страны. Думаю, зрители, особенно дети, будут очень довольны.

Мне кажется, что в цирке завтраш­него дня надо смелее сочетать элементы дрессуры животных с исполнением трю­ков других цирковых жанров — гимнас­тики, акробатики, эквилибра. Такое со­четание мы встречаем у В. Запашного в его оригинальном аттракционе «Среди хищников», у заслуженной артистки Армянской ССР Е. Аванесовой, высту­пающей под куполом цирка с орлом, у В. Сурковой, которая готовит сейчас любопытный номер «Воздушная гимнастка и леопарды».

Предстоящее открытие дворца циркового искусства обязывает нас серьез­но подумать не только о современной форме подачи номеров, но и об их соответствующем техническом оснащении. Убежден, что центральная клетка из толстых металлических прутьев, с кото­рой продолжают еще работать многие наши дрессировщики, будет выглядеть нелепо на арене нового цирка. Вряд лк уместны и различные декоративные украшения на ней, которые мешают зрителям следить за тем, что происходит на арене. Работать с «централкой» можно только с. применением специального светового устройства, создающего иллюзию отсутствия решетки. Такое устройство, кстати говоря, я пытался использовать еще в 30-е годы.

Некоторые дрессировщики работают сейчас с сетчатыми раздвижными клетками, требующими не много времени для их установки на манеже. Но даже такая клетка, как мне представляется, — тоже пройденный этап. Убежден, что в новом цирке можно вовсе не иметь клетки. А от возможного нападения животных оградят зрителей токи высокой частоты, проходящие в специальном устройстве по барьеру манежа.

Наверное, для новой столичной арены потребуется и современный, ласкающий глаз реквизит, изготовленный из легких, красивых и практичных мате­риалов. Ввод в эксплуатацию нового московского стационара и других новых цирков откроет перед нашими дрессировщиками еще более широкие, чем преж­де, возможности для творческих поис­ков, для создания оригинальных номеров и аттракционов. И я уверен, что в самое ближайшее время мы станем сви­детелями новых замечательных успехов мастеров нашего цирка, работающих в жанре дрессуры.


Н. ГЛАДИЛЬЩИКОВ, заслуженный артист РСФСР

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100