Канат уходит под купол
Лина проснулась ночью и увидела, что Николай опять сидит за столом. Газета, прикрывавшая настольную лампу, коричнево прожарилась посередине. Листок бумаги, испещренный цифрами, свалился на пол. Николай, положив вместо линейки книгу, что-то чертил сосредоточенно и серьезно.
Лина уже привыкла, что муж всю аппаратуру рассчитывал сам. И потом еще долго паял, лудил и колдовал над зажимами, пока все не получалось просто, надежно и компактно. Не зря, когда Николая Никольского спрашивали, каково его хобби, он полушутя-полусерьезно отвечал: «Мое хобби — оснащать номер двадцать четыре часа в сутки».
На фото. Фрагмент номера под руководством H. НИКОЛЬСКОГО. Фото Б. КАЗАКОВОЙ и A. ШИБАНОВА
Николай Никольский c детства был влюблен в два цирковых жанра: в воздушный полет и канат — ведь риск здесь сопутствовал артистам ежедневно, несмотря на страховочные тросы и предохранительные сетки.
Но c воздушным полетом лично ему не повезло. Когда он появился в цирковом училище, Юрий Гаврилович Мандыч уже вы пустил свою «Галактику».
А канатоходцев училище вообще не выпускало, хотя ходить по проволоке здесь учили всех. Это было как бы непременной цирковой азбукой. Николай в детстве любил ходить по рельсам железной дороги. И до сих пор помнил, как пахли шпалы н рельсы, разогретые солнцем. Но одно дело — оступиться там, на плотном песчаной насыпи, другое — на многометровой высоте в цирке. Тут не каждый даже сразу отваживался и ступить на канет. A он мечтал именно o таком канате. Однако получилось так, что он выпустился из училища в номере «Гимнасты на турнике». Еще до выпуска все его участники почему-то были увеpeны, что номер «не продержится». Так и вышло. Показав его ЛИШЬ на экзаменах, партнеры тут же рассыпались в разные стороны.
Ннколаю передали номер артистов Страшных, ушедших на пенсию,— эквилибр на проволоке и переходных лестницах. Наверное, узнав об этом, над ним вдоволь злословили те, кто слышал, как он в свое время c усмешкой отзывался o проволоке, этом дамском, по его выражению, жанре. Работая на высоте двух c половиной метров, Николай рвался вверх. Как o счастье мечтал хотя бы o пяти метрах. Поэтому, когда однажды униформисты уронили и сломали их лeстницы, он отнюдь не опечалился, полагая, что это вмешалась судьба. Никольские поехали в Тулу на репетиционный период, для всех — восстанавливать номер, для себя — правдами и неправдами сделать канат.
Николай задумал поднять его на пять метров, a оттуда — выше, чтобы трос бежал вверх неприметной стальной тропинкой. Решил было выйти на канат комиком-каскадером, но скоро понял, что явно переусердствовал в своих планах.
...Партнеры у него приходили и уходили. Heкоторые не могли привыкнуть к высоте, как не все люди привыкают к морской качке. Другие — по иным причинам.
Лина оставалась верна канату. Бывает y человека c детства осознанная тяга к чему-то. Лину тянул цирк, хотя своего стационара в Грозном, где она жила, тогда не было. Девчонки в пионерском лагере ахали, как ловко она лазает по деревьям, a она тут же выдумывала что занимается в специальном циркового училище. Взахлеб, далеко за полночь читала цирковую повесть «Пассажир без билета».
На фото. Артист цирка НИКОЛАЙ НИКОЛЬСКИЙ
И не поверила своим глазам, когда увидела имя ее героя Льва Осинского на афише прибывшего в город шапито. После представления пошла к нему за кулисы попросить автограф и призналась своей привязанности к цирку. И тут, к своему удивлению, узнала, что цирковое училище, выдуманное в пионерском лагере, действительно eсть в Москве, нa 5-й улице Ямского поля.
Школу Лина закончила c мeдалью и ринулась в столицу, не сомнeваясь, что училище ее примут. Но оказалось, что экзамены там уже закончились, и она подала документы в технологический институт, Только бы не возвращаться домой. A через год, к огорчению родителей и сердитому недоумению декана, институт все-таки бросила н поступила в Цирковое училище.
Когда в номер Никольских пришла Колина сестра Нина Гордеева, всем бросилось в глаза, что они c Линой почти одинаковы по росту и по фигуре. A это для артистов цирка всегда что-то значит. И вот они создали такой трюк. Николай, балансируя на канате, выносит длинную гибкую доску. Бережно кладет ее поперек каната, становится в середину. От него к самым концам доски, провисшим в воздухе, медленно отступают Лина и Нина. Оставшись одни, едва переступая ногами, начинают раскачиваться над притихшим затемненным манежeм. Так, подбирая трюк к трюку, они шли к своему новому номеру. Никольский был убежденным сторонником «отрывных» трюков.
B восемьдесят первом году вернувшись в Тулу, где четыре года назад вы пустили свой номер, стали лауреатами тульского циркового Левши. Три дня подряд публика отдавала им свои симпатии. Правда, Николай самокритично заметил: девяносто девять и девяносто девять сотых зрительских голосов — это, должно быть, и потому, что они завершали программу крепче «сидели», в людской памяти.
B Грозном на их представлениях побывала, наверное, вся школа, где училась Лина. Здесь Николаю Никольскому присвоили звание заслуженного артиста Чечено-Ингушетии. Позже почетное звание заслуженной артистки Чечено-Ингушской АССР было присуждено и Лине Никольской.
Они работали в Казани, Волгограде, Владивостоке, Ташкенте, Фрунзе, Душанбе. Иногда приезжали в какой-нибудь город второй раз, и их принимали как добрых знакомых. Никольский всегда требовал от партнеров предельной собранности. Приучал их работать, не обращая внимания на свет, неловко пущенный в глаза, на то, что ходят в зале. Настойчиво убеждал не рассчитывать на лонжу, a рассчитывать только на себя, ибо тот, кто надеется на лонжу, больше всех падает.
Николаи репетировал неистово, оставляя силы только на вечер. Добивался, чтобы трюк выходил из десяти раз — десять, потом из ста —сто. Он вообще считал, что работа лишь тогда настоящая работа, когда восьмичасового дня человеку кажется мало.
Впрочем, своему номеру они преданны все. Нина Гордеева и в училище поступила, чтобы попасть не просто на манеж, a в номер брата. Нине, как говорится, все карты в руки. Обладая отличным балансом, она бегала пo канату, словно пo земле. Ноги крепко цепляли трос, давая ей уверенную устойчивость. Ростислав Казаков, Линии брат, после десятилетки стал ездить с ними как ученик, становясь униформистом во всех цирках. Геннадий Спиридонов позвонил из ГУЦЭИ в Душанбе, где они гастролировали: «Говорят, y вас есть вакансия? Возьмите. Высоты не боюсь». Приехал, прорепетировал две недели и вышел на публику. Словом, c партнерами Николаю повезло. Повезло и c ассистентом Сергеем Богдановым.
Еще бывает — чуть ли не c училища до пенсии в номере одни и те же костюмы, музыка, трюки. У Никольских была хорошая жадность к перемене слагаемых. Старое им надоедало тaк же, как и публике, и они искали трюки, которые не дали бы скучать залу. Нина Гордеева делала колесо. Ростислав Казаков и Геннадий Спиридонов шли без лонжи, а Лина перепрыгивала y них c плеч на плечи и впрыгивала на голову партнеру. Николай выкручивал сальто без балансира, прыгал через скакалку и сидящих на канате партнерш и даже, оттолкнувшись от подколенок партнера, перескакивал через его голову и становился на канат. Oн поднимался спиной вперед по тонкому тросу на верхний мостик, a оттуда, завязав глаза и отцепив лонжу, еще выше, к лесенке на восемнадцатиметровой высоте. Когда он впервые попытался так сделать в Туле, теперь в Этом можно признаться, было страшно самому. Это был тот риск, который он сам себе запланировал, когда выбирал канат. Дважды летели растяжки, его выбрасывало со стального троса, но он начинал все сначала.
Канат давался не так просто, как рельса на железнодорожной насыпи. Николай оступался, падал, чудом повисал на подкопенках, ломал ребра, но выкарабкивался из всех бед и шел вверх снова.
Старый московский цирк взял Никольских в свою пpощальную программу. Видaвший виды циpковой амфитеатр притихал, боясь сбить людей на канате неловким шумом, награждал их аплодисментами и под конец уже отчаянно отбивал ладоши, досадливо пытаясь в беспорядочном мигании огней разобрать и запомнить их лица. Их новый номер, кажется, уже не за горами. Стойки уберутся за барьер. Сразу увеличится дистанция, по которой пойдут канатоходцы. Подкупольное пространство прорежут лишь нити стальных тросов. Исчезнут лонжи, порой паутиной свисающие сверху. Никольские хотят работать над сеткой, как вольтижеры в воздушном полете. Канатоходцев без лонжи давно не видели наши зрители. Сетка будет лежать на манеже и, когда нужно, поднимется над ним, как поднимается сейчас предохранительная дорожка в партерном полете. Технически тут, кажется, всe ясно. Они хотят подготовить аттракцион, которого y нас не было с мотоциклами, летящими по канатам, мертвыми петлями и другими захватывающими дух трюмами.
ЕВГ. ГОРТИТИНСКИЙ
Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1986 г.
оставить коментрарий