В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Канатоходцы Лорита и Магомед Магомедовы

Любители цирка, конечно, помнят номер Лориты и Магомеда Магомедовых. Номер на канате, в котором под куполом звучала песня. О нем много писали и, пожалуй, всегда отмечали, что Лорита готовилась стать певицей, a стала артисткой цирка.

Она занималась на вокальном отделении Музыкального училища имени Гнесиных. Случайно, а может быть, и нет — по внутренней закономерности своей неуемной натуры, жажды новых впечатлений — она попала в цирк. В дни каникул Лорита участвовала в детских представлениях. Ома выходила на манеж в костюме забавного Чиполлино и пела песенку.

Вот тогда-то перед ней раскрылся яркий и красочный мир арены. Ее увлек цирк, восхитили своей смелостью, фанатической преданностью своему искусству его артисты. Один из них, канатоходец Магомед Магомедов стал ее мужем. Цирк все больше входил в жизнь Лориты, ему она отдала свое сердце. Было решено, что Лорита станет партнером Магомеда.

Когда они начали репетировать им говорили:

— Пустая затея. Надо в детстве подняться на канат, теперь не развить нужного чувства равновесия...

И правда, было трудно. Друзья и приятели по училищу говорили Лорите, что, обладая хорошим голосом, музыкальным образованием, она совершает ну прямо преступление по отношению к себе. А Лорита снова и снова вставала на коварный, норовящий выскользнуть из-под ног канат, высоко на мостике поднималась на плечи партнера, а он раздраженно твердил, что ома делает все не так. Было обидно. Но у Лориты ни разу не возникла мысль отступить.

Настал день, когда канатоходцы Магомедовы дебютировали. Лорита уверенно стояла на плечах у Магомеда, он шаг за шагом поднимался по наклонному канату, а она вдохновенно пела, и голос ее, возносясь под купол, заполнял зал. Вспоминая сейчас этот номер, четко осознаешь, что столь выразительным, впечатляющим его делали но только сложные эффектные трюки, но и его одухотворенность, артистичность, обаяние Лориты. Кажется, никто из рецензентов не называл ее «верхней», хотя, по цирковой терминологии, она была в трюках «верхней». Каждый видел — Лорита Магомедова прежде всего артистка, создающая красивый, романтический образ.

В номере был такой момент. Магомедов сосредоточенно спускался по наклонному канату (что наиболее трудно) и нес на голове Лориту. Посреди пути она отстегивала лонжу. В этом не было стремления поразить своим бесстрашием. Так энергично и ярко утверждалась безграничная вера в того, кому доверила она свою судьбу,— это обогащало, освещало создаваемые ими образы.

Магомедовы несколько раз выступали в столичном цирке, с успехом участвовали а гастролях за рубежом. Лорите было присвоено звание заслуженной артистки Дагестанской АССР, Магомеду — народного артиста Дагестана.

Трагедия произошла на репетиции перед открытием сезона в цирке. Суматоха, неразбериха, шум: репетировал оркестр, на колосниках велась сварка, полз сизый дым, на манеже разложили пол для иллюзионного номера. Над ним натянули канат Магомедовы — после переезда им требовалось повторить номер.

...«Скорая помощь» въехала прямо на манеж, куда упала Лорита. Ее нельзя было передвигать, беспокоить, сложно было поднять и положить на носилки.

В больнице, когда она пришла в себя, узнала, что жить будет, а ходить не сможет. Я слышал, что операция, которую перенесла Лорита Магомедова, легла в основу диссертации: это было новым в хирургии. Выйдя из больницы, Лорита могла, опираясь на палку, кое-как передвигаться. А она хотела непременно вернуться в цирк.

Существует мнение, что круг манежа имеет колдовскую силу, ни за что не выпустит того, кто вступит в него. Думается, не выпускает он лишь людей сильных духом, до конца преданных цирку. К ним принадлежит Лорита.

Трудно представить, какого напряжения требовали от нее ежедневные упражнения, вызывавшие острую боль. Но Лорита не давала себе поблажки, всю свою волю направляла на то, чтобы победить недуг.

...Опираясь на палку, Лорита пошла в цирк. Когда, припадая на ногу, она входила в служебные кабинеты, можно было понять, что их хозяева скептически отнеслись к ее желанию вернуться на манеж, ее упорство лишь раздражало их. Лорита задумала номер с дрессированными животными. К этому можно было бы отнестись со вниманием, вспомнив высказывания народной артистки СССР И. Бугримовой, что дрессировщик прежде всего артист. Заставить животных подчиняться — это еще далеко не все.

Когда Лорита осваивала искусство канатоходцев, в ее распоряжении был аппарат, а рядом опытный мастер, сейчас же не было животных, не было рядом дрессировщика, готового помочь ей овладеть новым жанром. А время шло. Надо было с чего-то начинать, что-то делать. Скажем, выходить и объявлять номера. Но это обязанность инспектора манежа. Магомедова сдала экзамены и получила документ, дающей ей право вести представление.

Пока нет единого мнения, как вести программу. В одном случае вспоминают Буше, то, как он торжественно, значительно объявлял исполнителей, в другом случае утверждают, что главное — темп и пусть имена артистов звучат по радио. Кстати, сейчас в концертах иногда номера объявляют по радио — наверное, так динамичнее. Если ведущий появляется из-за кулис, совершает путь к центру сцены, называет исполнителей, затем проделывает тот же путь назад, пауза затягивается. Однако, когда в концерте участвует артист-конферансье, создающий образ, например, милого, остроумного собеседника, конечно же он предстает перед публикой и никак не может остаться невидимкой.

Думается, нечто подобное должно быть в цирке. Если программу ведет артист, способный своими действиями, всем своим обликом придать представлению праздничный настрой, он должен выходить на манеж. Дежурным же голосом объявлять артистов можно и по радио. Лорита Магомедова представала перед публикой обаятельной, радушной хозяйкой циркового праздника. Роль ведущего скромна, но зрители ее запоминали.

Магомедову хвалили, однако сама она не чувствовала полного удовлетворения. Она ездила в Саратов, помогала Магомеду Магомедову создать новый групповой номер на канате, но ей самой в нем не было места. И снова она шла доказывать тем, от кого зависела ее работа в цирке, что способна вернуться на манеж. Наконец ей предложили подготовить номер иллюзии.

Каким должен быть номер? Лорита считала, что главное определить его характер, тот образ, который создаст. В этом она была права. В иллюзии, на мой взгляд, все большее значение приобретает зрелищная сторона выступления. В наш век покорения атома и космоса, трудно поразить зрителей лишь сложностью разгадки секретов фокусов.

Мне приходилось много раз видеть аттракционы Эмиля и Игоря Кио, и, хотя заранее знаешь, кто откуда появится, и, более того, знаешь, как это происходит, все же смотришь с интересом: привлекает само красочное действие, поведение и взаимоотношения персонажей — участников аттракциона. Ведь можно же с интересом смотреть спектакль, зноя пьесу, когда увлекает не развитие сюжета, а то, как актеры воплощают, трактуют образы, созданные драматургом. Видимо. иллюзионные номера должны быть своеобразным ярким спектаклем, а не только демонстрацией головоломных трюков.

Магомедова определила свое выступление примерно так: праздник красоты, волшебный сад, танец цветов. Свой номер она стремилась сделать красочнее, оригинальнее, хотя использовала принципы ранее изобретенных трюков и аппаратов. Впрочем, зрители никогда не назовут вазы, столики, иной реквизит — аппаратами, столько в этих предметах изящества. (Замечу в скобках, добиться их изящество тоже стоило немалых трудов.)

В жизни Лорита Магомедова еще не рассталась с палкой, опирается на нее, иное резкое движение заставляет ее плотнее сжать губы, замереть на мгновение. Встретив ее за кулисами, трудно представить, что через час-полтора она выйдет в парад-прологе в туфлях на высоких каблуках, в нарядной грации. Затем в номере будет передвигаться по манежу легко и непринужденно, почти порхая.

Магомедова появляется из большого нежно-розового цветка. Под звуки музыки торжественно раскрываются его лепестки, и перед нами —- некая добрая фея, готовая украсить окружающий ее мир. От ее прикосновения в вазах распускаются пышные букеты, цветы на клумбах меняют окраску — они то солнечно-желтые, то загораются красным, то становятся небесно-голубыми. Постепенно манеж превращается в сказочный сад. В этом саду по воле хозяйки появляются еще животные и птицы. Они органически входят в создаваемую но арене картинку. Участники номера — белый и черные карликовые пудели. Артистка включила в выступление элементы дрессуры. Со временем эта сторона выступления будет усилена.

Надо отметить, большой номер со сложным реквизитом был подготовлен за четыре с небольшим месяца. Срок очень короткий. Работа над ним, по существу, не завершена. Некоторые аппараты еще изготавливаются. Что-то будет меняться в композиции, что-то уточняться в манере демонстрации трюков. И если бы речь шла просто о рецензии, то, может быть, имело смысл подождать, пока номер станет еще выразительнее и заслужит больших похвал. Но речь идет прежде всего о силе характера, о беспредельной преданности цирку. О том, как милая, хрупкая женщина оказалась сильнее всех бед, обрушившихся на нее.

Когда Лорита Магомедова говорит, что сможет, как прежде, подняться на плечи партнера, который понесет ее вверх по канату, и опять ее песня заполнит зал,— веришь в это. Потому что кажется, для нее ист невозможного. Она бросила отчаянный вызов судьбе и победила — теперь каждый день выходит на манеж, несет свое искусство людям.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100