Канатоходцы Михаила Иванова
В номере под руководством народного артиста Дагестанской АССР Михаила Иванова сложные восхождения по канату органично переплетаются с эквилибристикой на першах, а акробатическая работа на канате (которую впору исполнять лишь на манеже) точно сочетается с классическим балансом.
Михаил Иванов еще в детстве увлекался акробатикой, занимался ею в кружке при Дворце пионеров. С 1945 года начинается его работа в цирке. Вскоре он становится участником двух номеров: «Подкидные доски» и сложного, оригинального «Партерного полета», руководителем которых был С. Арнаутов.
В 1948 году произошла встреча Иванова с дагестанским канатоходцем Яраги Гаджикурбановым. Увлекательный искрометный номер канатоходцев так поразил молодого артиста, что он оставляет отлично освоенную им акробатику и переходит в новый, неведомый ему жанр. Канат навсегда становится его привязанностью. его артистической судьбой.
Отличное знание прыжковой и плечевой акробатики, партерного полета, искусства хождения по канату позволило Иванову объединить эти жанры, демонстрировать на канате акробатические комбинаций, ни кем до того не исполнявшиеся.
В 1962 году Иванов вместе с женой создает номер на наклонном канате. Нина Иванова — потомственная артистка цирка, дочь артистов Островских. Ее всесторонняя акробатическая подготовка, соединенная с отточенным мастерством Иванова, позволила артистам создат» эффектный, запоминающийся номер.
Михаил Иванов, гастролируя по городам Союза и в зарубежных странах, выступая ежевечерне, заканчивает среднюю школу, поступает на режиссерский факультет ГИТИСа имени А. В. Луначарского и, окончив его в 1971 году, помогает своим коллегам ставить номера, занимается постановкой парадов-прологов и сюжетных представлений для детей.
В это же время Иванов подготавливает новый номер с партнерами. Кроме Нины в нем теперь заняты шестнадцатилетний сын Ивановых Александр и артист Роберт Пойта.
Номер этот по своему образному строю близок к народному танцу-состязанию. И хотя цирковое искусство предельно условно и образы его весьма обобщены, Михаил Иванов не вводит в номер жанровые сценки, не пользуется средствами театра, а, веря в выразительную силу трюков, умело варьирует их, слагает из них композиции, раскрывающие основной замысел номера.
Вот Александр Иванов спускается вниз по наклонному канату, он идет без лонжи и без балансира, и, хотя спуск вниз труднее, чем подъем, юноша движется свободно и легко. Дойдя до середины каната, он ложится, встает, делает «шпагат» и, стремительно повернувшись, возвращается бегом на площадку, откуда начинал свой спуск. Это очень похоже на первый выход танцора в круг, когда он, сдерживая силы, лишь чуть-чуть приоткрывает свое умение, вызывая партнеров на соревнование, заставляя их пуститься в пляс, а сам до времени возвращается на место.
Тогда в состязание вступают Нина и Михаил. Она стоит у него на голове в арабеске, и Михаил проносит партнершу вверх по канату. Но на этом они не заканчивают свой выход. Михаил спускается на манеж, ставит на плечо перш, Нина делает стойку на одной руке, а из стойки переходит в копфштейн. Сильный рывок.. и перш мгновенно перемещается с плена артиста на лоб, артистка, сохранив равновесие, продолжает стоять на голове — и так они поднимаются по канату.
Теперь Роберт Пойта и Александр Иванов устремляются на середину каната, где Александр, чуть коснувшись ноги партнера, взлетает к нему на голову, и они заканчивают спуск по канату. Но теперь Александр не сразу уступает место партнерам, нет. Он вновь взбегает на канат, выполняет сложный трюк — сальто на наклонном канате.
Так соревнуются они в ловкости, и тут Нина поражает партнеров своеобразным трюком — легко и грациозно преодолевает она подъем по канату в туфельках на высоких каблуках. И столько милого женского лукавства в се походке — попробуй повтори!
Роберт и Александр не хотят признать поражения: с верхней площадки параллельно канату опускается шест. С нижней площадки к шесту приближается Роберт. Александр идет по шесту, доходит до конца, делает полпируэта и, используя шест как трамплин, отталкивается от него, выполняет в воздухе сальто-мортале и приходит на плечи к Роберту.
Трюк этот — как наивысший взлет лихого «перепляса» — его кульминационная точка, и кажется, что победа досталась юношам. Однако у Нины и Михаила в запасе еще много сил, и они завершают номер уверенным и торжественным аккордом. Артист ставит на лоб перш с кольцом. В кольце — партнерша. Михаил проносит Нину по манежу, поднимается по лестнице на канат. Теперь артистка делает в кольце копфштейн, и Михаил несет ее по наклонному канату. Трудное восхождение завершено, и цель его — верхняя площадка — достигнута, но Михаил, удерживая перш под балансом, спокойно спускается по лестнице на манеж и лишь тогда заканчивает трюк.
Номер окончен, но нет здесь ни побежденных, ни победителей, а есть умелые люди, создавшие вдохновенное произведение.
Г. СТЕПАНОВ
оставить комментарий