Капитану - капитанский мостик
Вот уж несколько лет подряд мы читаем в газетах и журналах, слышим на. собраниях одно и то же - с конферансом плохо!
Я не помню случая, чтобы так дружно и так часто фиксировалось неблагополучие одного жанра. По нашему адресу выступали и маститые критики, пытавшиеся подвести теоретическую базу под нынешнее положение конферанса, и артисты старшего поколения, которые вспоминали, каким был конферансье в довоенные годы, и давно уже неконферирующие мастера, искренне старавшиеся передать свой опыт молодежи... И только те, кто каждый вечер выходит на просцениум и произносит традиционное: «Добрый вечер, здравствуйте!», не высказывали ни своих тревог, ни волнений, ни пожеланий. А ведь вопрос о конферансе должны прежде всего решать мы сами, потому что ни приказ, ни распоряжение самой высокой и авторитетной инстанции создавшегося положения не изменят. Качество конферансье зависит только от конферансье. А точнее, от тех, кто конферирует. Я не случайно подчеркиваю разницу, потому что сейчас между конферансье и конферирующим артистом — «дистанция огромного размера».
Когда-то конферанс считался профессией, и соответственно предъявлялись требования к тому, кто ее избирал. Считалось, и справедливо считалось, что не всякий эстрадный артист, пусть даже очень хороший, этим требованиям отвечает. Каждый конферансье обладал яркой индивидуальностью, и манеру одного нельзя было спутать с манерой другого. Каждый вел программу по-своему, используя тот литературный материал, который соответствовал его творческому почерку. И это было интересно. Конферансье имел свое видение, собственное отношение к тому, что произносил с эстрады, был остроумен, радушен и интеллигентен. Артисты, не обладающие такими качествами, лишенные дара импровизации, мгновенной реакции и высокой исполнительской культуры, за конферанс не брались, а может быть, их просто не подпускали к этому трудному жанру.
Сейчас же у нас конферансье юридически (и фактически тоже!) нет. Есть артисты разговорного жанра, которые по совместительству ведут программу. Таким образом, то, что должно быть основным, стало второстепенным довеском. И конферансье вынужден думать в первую очередь о собственном номере, поскольку именно это, а не ведение концерта, определяет тарификацию артиста разговорного жанра. Создалось такое положение, при котором любой артист разговорного жанра может вести программу и именоваться конферансье. А это, по моему твердому убеждению, приводит к почти полному исчезновению жанра конферанса! На мой взгляд, вопрос конферанса сейчас один из самых главных, и, решив его, мы сделаем в нашем эстрадном искусстве большой шаг вперед. Ибо ни для кого не секрет, что настоящий конферансье — это пятьдесят процентов успеха концерта. У каждого жанра искусства есть свои непреложные законы, свои традиции. Имеются они и у конферанса. Я не ратую за обязательное сохранение традиций (время вносит свои поправки), но относиться с уважением к законам жанра — обязательно.
Вряд ли кто станет возражать против того, что конферансье должен быть эрудированным, остроумным человеком, имеющим врожденное чувство юмора (вспомним Михаила Наумовича Гаркави!). Если всего этого нет, артиста нельзя на пушечный выстрел подпускать к конферансу. Скажите, можно ли, не имея голоса и слуха, стать профессиональным певцом? Можно ли, не умея танцевать, представлять хореографию? Так почему же артисту, при полном отсутствии юмора, обаяния и эрудиции, позволяют изображать на эстраде остроумного, образованного и радушного конферансье? Как можно доверять ведение концерта артисту, автоматически повторяющему каждый вечер одно и то же, да притом еще нередко с чужого голоса?
В наше время конферанс, лишенный элементов публицистики, неминуемо будет плоским и пресным. А для того чтобы без выспренних фраз достигнуть публицистического накала, нужно по меньшей мере быть глубоко убежденным в необходимости исполнения именно этого материала. Тогда убежденность конферансье передастся зрителям, и они будут мыслить так же, как он, разделять его точку зрения. Но нужно иметь эту точку зрения, уметь ненавязчиво заставить зрителей поверить в то, что произносится со сцены. А для этого необходимы такт, культура, хороший вкус и высокое исполнительское мастерство, Иначе говоря, необходимы все те качества, которыми обладает, к примеру, П. Л. Муравский. Я помню время, когда Петр Лукич вел программу в той же манере, в какой сейчас исполняет фельетоны. В каждой фразе, в каждом слове чувствовался незаурядный ум: Муравский как бы всегда был чуточку выше тех, кто сидел в зале. Но артист никогда не подчеркивал это. Его конферанс имел доверительный характер и всегда был насыщен мыслью, очень точной и очень ярко выраженной. И что бы ни произносил со сцены конферансье Муравский, он немедленно возвращался к программе, и получалось, что сказанное им «работает на номер», который с любовью (всегда с любовью!) объявлял Петр Лукич.
Теперь же мы сплошь да рядом видим, как «конферансье по совместительству» просто-напросто боятся оказаться один на один со зрителями и говорить «от себя». Поэтому они прячутся за куплет, за фокус, за мимический этюд. Причем делают это даже не потому, что куплеты, фокусы или этюды присущи манере конферирования, являются органической его частью. Вовсе нет: куплеты однажды включил в конферанс Борис Брунов, фокус показывают потому, что видели его у Владимира Долгина, а мимический этюд имел успех у Эмиля Радова. Слепое, бездумное подражательство рождает «конферансье-всеумельцев», которые делают в концерте все что угодно, кроме того, что они обязаны делать, то есть остроумно и выразительно вести концерт. Но почему-то с этим свыклись, этому не объявляют беспощадную борьбу и, ратуя за подлинный конферанс, подчас открывают «зеленую улицу» унылым ремесленникам, на которых лежит печать заурядности и посредственности. А ведь такие ремеслон-ники (с этим нельзя не считаться!) «делают погоду» на нашей эстраде: гастролируя по городам и весям страны, ежевечерне встречаясь с десятками тысяч зрителей, они демонстрируют собой «конферансье образца 1966 года».
Как правило, сверхзадача таких конферансье — рассмешить. Любыми средствами, но только бы рассмешить — пусть даже в ущерб программе, исполнителю, всему строю концерта. Бесспорно, смех — элемент обязательный в конферансе, без него эстрадный концерт зачахнет. Но ведь и смех бывает разный. Точнее, вызвать его можно разными путями. И тут решающую роль играет вкус. К тому же только умение смешить вовсе не дает, как мне кажется, права браться за конферанс. Не случайно такие мастера смеха, как Г. Дудник, Л, Усач, Б. Владимиров, А. Лившиц и А. Левенбук не пытаются конферировать. А уж, казалось бы... Но, будучи замечательными юмористами, они понимают, что этого еще мало, чтобы вести программу. А как жестоко проигрывает концерт, когда конферансье не умеет связать в единое целое номера программы! Помню, летом прошлого года я слушал концерт оркестра под руководством О. Лундстрема. Программу вел Борис Алов. И получалось так: у оркестра своя программа, а у Бориса Алова — своя. В первом отделении конферансье вдруг прочел фельетон о пьяницах и после этого заявил: «А сейчас прослушайте произведение композитора...» Во втором отделении он рассказал сказку о клеветниках. Сказка, кстати, очень хорошая, мастерски написанная А. Аркановым и Г. Гориным. Но какое отношение имела она к программе оркестра?
Нередко, когда конферанс не имеет успеха, мы обвиняем авторов, режиссеров, даже зрителей и не замечаем главного виновника — исполнителя. А ведь если у артиста нет «искры божьей», если он только хочет конферировать, но не имеет для этого данных, то, честное слово, ни один автор и ни один режиссер его не спасет. Обратите внимание; те, кто берется за конферанс, не имея на это права, всегда жалуются на отсутствие талантливых эстрадных авторов. Неправда: есть у нас хорошие авторы! Нужно только уметь с ними работать, знать, что ты намерен сказать с эстрады, какую мысль хочешь облечь в форму фельеюна или интермедии. И если задумка артиста интересна, оригинальна, автор ночами не будет спать, создавая репертуар. К слову сказать, текст — это только фундамент, на котором строится здание. Глубоко убежден, что ни один литератор не сможет написать текст конферанса, создающий полное впечатление живой импровизационной речи. Артист эстрады (я имею в виду конферансье) тем и отличается от артиста театра, что он во всех случаях говорит «от себя», следовательно, так, как это присуще только ему. Если же текст, пусть даже остроумный, заучивается механически, произносится старательно, но без души, без собственного отношения к сказанному, успеха не будет.
А объявление номеров — так называемые «связки»? Их вообще нельзя писать заранее. Они должны рождаться во время концерта, каждый раз новые. В этом искусство конферанса, а не в том, чтобы выучить наизусть и эффектно подать фельетон или репризу. Именно объявление номеров дает конферансье широкую возможность для интересной, живой импровизации, без которой конферанс вообще не профессионален. Как-то художественный руководитель творческой мастерской Москонцерта А. Полевой попробовал во время просмотра задать одному из конферансье несколько не очень сложных вопросов, иными словами, попытался приблизить просмотровую обстановку к концертной, где возможны и вопросы и реплики из зрительного зала. И что же? Конферансье растерялся, забыл свой основной текст и попросил разрешения начать все сначала.
Это было в Москве, где есть творческая мастерская художественного слова, есть квалифицированные режиссеры. А что происходит на периферии, где конферансье, как правило, предоставлен сам себе! В лучшем случае его только контролируют, а ориентируется он на своих московских и ленинградских коллег, дублируя их репертуар, подражая их манере. А почему бы не собрать широкую конференцию конферансье? Почему не обсудить насущные вопросы развития нашего жанра, не провести творческие семинары?.. Это помогло бь( всем нам, и прежде всего молодежи, выйти из того тупика, в котором находится сейчас ведущий жанр эстрады. Что еще можно и нужно сделать, чтобы сдвинуть конферанс с мертвой точки и перейти от констатации фактов к действию? На мой взгляд, необходимо в первую очередь выделить конферансье из числа артистов разговорного жанра. Вот, например, в системе Министерства морского флота есть так называемый «плавсостав». Однако там точно известно, сколько имеется в нем капитанов и кому из них можно доверить океанский лайнер, а кому — прогулочный катер.
Нужно, причем не откладывая в долгий ящик, создать — пусть на первых порах небольшой, всего несколько человек, — отряд подлинно профессиональных и квалифицированных конферансье. Протарифици-ровать их с учетом сложности, индивидуальности и величайшей ответственности этой профессии. Причем не считать критерием пусть даже отличное исполнение куплетов или фельетонов. Конферансье прежде всего — капитан концерта, и Он должен в первую очередь уметь вести свой корабль. И как для старпома является событием перевод в капитаны, так и для артистов разговорного жанра, ведущих концерт, должен быть событием их перевод в ранг конферансье. Убежден, что до тех пор, пока на капитанских мостиках эстрады не появятся подлинные мастера конферанса, наши концертные, корабли будут сбиваться с курса, отставать, вызывать справедливые нарекания зрителей.
ОЛЕГ МИЛЯВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:
оставить комментарий