В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На капустниках в художественном
(из воспоминаний)

Мое увлечение Станиславским началось со студенческих лет. Я видел его в Художественном театре во всех ролях: Астров, Вершинин, Штокман... И вот в 1908 году меня приняли в Художественный театр. Теперь я мог видеть Константина Сергеевича как режиссера театра и учителя молодежи. Разве можно рассказать о том обаянии, мягкости и деликатности в обращении с людьми, которыми отличался наш учитель! Его умение ободрить людей, вселить в них веру в свои силы, нас потрясало.

Но Станиславский был грозен и неумолим, если видел перед собой человека, стремившегося к легкому успеху, играющего на сцене «в полтона», плохо знающего свою роль или опаздывающего на репетиции без уважительных причин. Пощады не было никому. Сам Константин Сергеевич служил примером в этом отношении и заставлял «подтягиваться» каждого.

Станиславский любил все виды искусства и смолоду увлекался цирком. Позднее, будучи уже всемирно известным, он неоднократно напоминал нам о трудной и ответственной работе артистов цирка. Константин Сергеевич говорил, что работа циркового артиста может служить примером для актеров драматического театра. Точность движений акробатов и наездников, смелость и хладнокровие дрессировщиков, способность быть необыкновенно внимательным на манеже — все это, по мнению К. С. Станиславского, было достойно подражания артистами драмы.

Призывая всех нас к большой работе над собой, к овладению искусством мимики, жеста, пластичности, целесообразного движения на сцене, Станиславский указывал на цирк, где он видел чудесные образцы этого. Цирк служил также и примером дисциплины в искусстве. Кому неизвестно, что малейшее отступление от установленного порядка в любом почти номере циркового представления может привести к тяжелым последствиям.

Во время шуточных цирковых представлений на «капустниках» Художественного театра Станиславский исполнял роль «директора» цирка или «шпрехшталмейстера». Звонок «директора» являлся законом для всех участников спектакля.

Особенно много цирковых номеров-пародий было на «капустниках» в 1910 и в 1911 годах. Однажды на представлении был даже знаменитый борец Ван-Риль. С ним храбро «сражался» артист студии Н. А. Подгорный.

На сцене театра оборудовалась «арена», и у одного из входов на нее стоял в лакированных ботфортах, визитке, рейтузах и цилиндре «директор» — К. С. Станиславский. Его детская мечта стать директором цирка, о которой мы узнали впоследствии из книги «Моя жизнь в искусстве», на этот раз «осуществилась». В руках он держал шамбарьер и эмблему власти — звонок. Строгий взгляд из-под нависших черных бровей дополнял эту грозную фигуру. Всем своим видом он изображал известного тогда директора Московского цирка Альберта Саламонского.

А в это время на «арене» выступали «лошадки» — актрисы Художественного театра. Одной из них была Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. По звонку «директора», еле слышному для зрителей, «лошадки» меняли темп бега, делали всевозможные повороты, а в конце номера, как и полагается, кланялись публике и мчались за кулисы. После этого выходил «конюх» в форме швейцара — Иван Михайлович Москвин. Он нес большой совок и метлу — «убирал» арену.

Помнится, один вечер-«капустник», на котором два «солдата» (в иностранной форме) «заряжали» большую пушку «американцем» и «стреляли». Одним из «солдат» был Василий Иванович Качалов, второго — не помню. Через несколько минут «выстреленный» из пушки «американец» появлялся в проходе бельэтажа и громко произносил хвалу... мылу, которое якобы составило славу какой-то фирме. «Американца» играх Л. А. Сулержицкий — режиссёр Художественного театра, ставивший вместе с Константином Сергеевичем «Синюю птицу». Сулержицкий до этого ездил с духоборами в Америку и, конечно, знал ее жизнь.

Думается, что от увлечения цирковым искусством Константина Сергеевича возникло тогда задание для молодых артистов-студийцев: разрабатывать этюды «Цирк» с участием «зверей». Эти этюды «держались» в студии довольно долго и требовали от учащихся наблюдения за жизнью животных. Станиславский и здесь был верен себе: он хотел, чтобы артисты находились как можно ближе к жизни, к природе. В этом и содержался, по его мнению, ключ к пониманию подлинно реалистического искусства.

В. Готовцев,
народный артист РСФСР
Журнал "Советский цирк" Декабрь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

накрутка сердечек вконтакте