В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Карандаш — любимец публики

Как незаметно подбирается время. Особенно когда работаешь, когда увлечен, когда без остатка растворяешься в любимом деле и некогда оглядываться и считать дни.

А они, как известно, складываются в годы. Нашему Карандашу уже семьдесят пять лет! Но с другой стороны, вспоминаю сейчас — ведь совсем юной артисткой я впервые встретилась с ним на манеже в одной программе так давно! И все эти годы Карандаш любимец публики.

Идет время, меняются вкусы, растут и усложняются требования зрителей. Но неизменным остается успех этого замечательного артиста. В чем же здесь разгадка? Мне думается в том, что Карандаш создал не раз и навсегда застывшую маску, как это часто в цирке бывало, а образ обаятельного и близкого зрителям человека, такого же, в сущности, как и они сами. Только чуточку более смешного, детски наивного. Он жил вместе с ними все эти годы. Вместе воевал, строил, боролся с недостатками и трудностями. Только делал все это с помощью своего жизненного призвания — клоунского искусства.

И оказалось, что искусство его очень нужно людям. Оно не только помогает им отдохнуть, дает заряд бодрости, но и способствует многое в жизни осмыслить острее.

Происходит это оттого, что Карандаш никогда не разменивался на мелкие шутки, не искал легкого успеха у публики, нс порхал, как мотылек, с темы на тему. Каждую вещь всесторонне продумывал, долго и тщательно, подчас годами, оттачивал. И не только придавал ей совершенную форму, блеск, но углублял содержание. Потому и небольшая, проходная, казалось бы, реприза полна у него смысла, не является однодневкой.

Это вовсе не значит, что творчество Карандаша удалено от жизни, от волнений сегодняшнего дня. Это, конечно, не так. Он очень чутко улавливает веяния времени, стиль. Обладая замечательной интуицией, умеет попасть в самую точку зрительских интересов. К тому же и в обычной жизни Карандаш очень современный человек. Он водит машину, владеет фото- и кинокамерой, интересуется наукой, знаком со многими ремеслами. И что, наверное, самое главное,— умеет все эти знания и ощущения современного человека трансформировать в своем творчестве на манеже.

Карандаш превосходно знает цирк. Пусть не покажется читателю эта фраза странной. Действительно, как это, работая в цирке, не знать его? Однако в том-то и дело, что можно, выступая только в своем жанре и видя изо дня в день работу коллег из других номеров, понимать, какой трюк у них требует большого мастерства, какой эффектен, но не сложен по исполнению. Понимать со стороны. А Карандаш сам прыгал с подкидной доски, взбирался на канат, летал под куполом цирка, с трапеции на трапецию. И вот такое знание цирка несомненно помогает ему в творчестве, делает его свободным, раскованным, а значит, более убедительным.

И еще. Как для всякого влюбленного в свое дело человека, для Карандаша нет в цирке мелочей. Все важно. Поверьте, это не просто ходовая в таких случаях фраза. Это действительно так. Артиста может, например, всерьез расстроить, что служители не так поставили в конюшне его ослика, неудобно для животного, взяли его на слишком короткую цепочку, не позаботившись о том, чтобы купить другую. В пренебрежении этой, казалось бы, мелочью он видит пренебрежение большим, отсутствие настоящей, истинной любви к делу, которому служит. И мне, тоже отдавшей цирку жизнь, это чувство хорошо понятно. Без такой одержимости, любви мало что сделаешь в искусстве.

Большой клоун — дарование редкое, и каждый год он не появляется, его нельзя запланировать. Но нашему советскому цирку есть кем гордиться в области клоунского искусства. За последние десятилетия появились такие крупные дарования, как Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, к великому сожалению, рано ушедший из жизни, но успевший в полный голос заявить о себе, ряд других молодых талантов. Но Карандаша мы по-прежнему и неизменно называем клоуном номер один. И не оттого только, что он старейший. Но главным образом потому, что все, кто шел и идет после него, так или иначе опирается на то, что сделано этим выдающимся мастером. И замечательно, что Карандаш остается единственным в своем роде. Ни повторить, ни скопировать без художественного ущерба его нельзя.

А вот поучиться молодым, да и не молодым, артистам у него не только можно, но и нужно. И прежде всего, я думаю, следующему. Как бы остроумна, выигрышна ни была реприза, сценка, клоунада, предлагаемая ему. Карандаш не включит ее в свой репертуар, если она не соответствует характеру его дарования, не входит в его мироощущение. А на это у него, как у музыканта, безупречный «слух». Потому его репертуар и выглядит таким органичным, единым, классически цельным.

Карандаш — это живая история нашего цирка. Он прошел с ним путь от начала возвышения, самым непосредственным образом участвуя в этом, до сегодняшнего дня, когда советский цирк покорил сердца любителей искусства арены во всем мире. И все прошедшие годы большой мастер неизменно демонстрирует взыскательное отношение к искусству, стойкость к соблазнам художественной моды и верность своему обаятельному образу. В награду ему за это — постоянная, из поколения в поколение, любовь зрителей.

ИРИНА БУГРИМОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100