Каштанка и другие рассказы А.П.Чехов - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Каштанка и другие рассказы А.П.Чехов

Антон Павлович Чехов с большим интересом относился к искусству манежа. Нередко посещал цирк Саламонского, смотрел программы артистов цирка в московском саду «Аквариум», бывал в цирках за границей — во Франции и Италии. Антон Павлович всегда с увлечением читал книги о мастерах арены.

Он одобрительно отзывался о «Воспоминаниях клоуна Дурова» (Анатолия Леонидовича), напечатанных в журнале «Исторический вестник» за 1893 год. С теплым чувством отнесся к повести А. Куприна «В цирке», самого автора считал человеком, несомненно знающим специфику искусства арены. Чехов хвалил рассказ начинающей писательницы Е. Шевровой «В цирке», которым был опубликован при содействии писателя в одной из московских газет.

По отзывам современников, Чехов, наделенный от природы необычайно развитым чувством юмора, любил веселью рассказы, смешные пьесы, высоко ценил шутку. К. Чуковский как-то рассказывая о нем, заметил, что это был «великий хохотун». Писатель А. Федоров в воспоминаниях о Чехове поведал забавную сценку, которая произошла во время поездки Антона Павловича из Одессы в Ялту. На том же пароходе должен был ехать со своими дрессированными животными Владимир Леонидович Дуров. Когда с пристани на палубу начали переправлять животных, то больше всего хлопот было с огромным, неуклюжим верблюдом. Он никак не желал ступить на скользкие от сырости мостки. Тогда такелажники при помощи лебедки подхватили верблюде и подняли его на воздух. Увидя это, Антон Павлович расхохотался, да так заразительно, что окружающие тоже не могли удержаться от улыбок. Дуров, узнав, что смеявшийся человек — Чехов, заставил свою собачонку Запятайку проделывать разные фокусы, чем доставил Антону Павловичу большое удовольствие.

«Он любил фокусников, клоунов, охотно посещал неродные гулянья, ярмарки», — вспоминала О. Книппер-Чехова.

А. Суворин отмечал, что за границей Антон Павлович особенно интересовался клоунами, в которых видел подлинных комиков. Бывал Чехов и на встречах известных силачей В. Пытлясинского, А. Моор-Зивменского, Г. Гакеншмидта и находил это зрелище удивительно захватывающим.

Посещения цирка, эстрады, балаганов, встречи с артистами манежа не прошли бесследно и для самого писателя. По мнению К. С. Станиславского, образ Епиходова в пьесе «Вишневый сад» был навеян впечатлением от выступления фокусника в саду «Аквариум». Это был блестящий жонглер и комик, отменно игравший роль неудачника. Другой комедийный персонаж этой же пьесы — гувернантка Шарлотта Ивановна, бывшая артистка цирка, — развлекает в пьесе гостей фокусами.

В фельетоне-шутке Чехова «Злодей и г. Егоров» (1882) рассказывалось, что звукоподражатель Егоров, для того чтобы испугать забравшихся в комнату грабителей, залаял сразу на несколько голосов, подражая своре собак. Злодеи в панике скрылись.

В рассказе Антона Павловича «Женщина без предрассудков» (1883) главный персонаж — клоун Салютов. Правда, действует он но на манеже, а в бытовой обстановке. Героя своего рассказа писатель наделил самыми привлекательными чертами. Он обладает атлетическим телосложением и силой: гнет двугривенные и поднимает зубами гири. Он красив, остроумен, отлично плавает, ездит верхом.

Показав нам всесторонне одаренного человека, Чехов, сатирический талант которого многие критики называли «жестоким» как бы развенчивает героя. Объясняясь Леле в любви. Салютов от страха становится похожим на «раздавленную крысу». Только в свадебный вечер он признается в своем «позорном, несчастном прошлом»: «20 лег я был... клоуном в цирке», — говорит он. Женщина без предрассудков отнеслась к признанию неожиданно: смеясь н целуя мужа, она просила его доказать, что он действительно был клоуном, умеет ходить по канату и прочее. Салютов начинает выделывать в комнате отчаяннейшие сальто-мортале. Из рассказа видно, как сильно было обывательское мнение, считавшее положение клоуна жалким и унизительным.

Чехов любил цирк, как и другие народные развлечения, но он негодовал, когда публике преподносили зрелища бессмысленные, жестокие, возбуждающие низменные инстинкты. В рассказе «На волчьей садке» (1882) ом описал виденную им в Москве забаву — травлю волков. Суть этого развлечения состояла в том, что из деревянных ящиков, привезенных на возах, по одному выпускали волков, за которыми сразу же начиналась погоня с собаками. Не успеет волк отбежать двух саженей, как борзятник кинжалом умертвляет его. «Какова цель этой забавы? — спрашивал Чехов. — Не верьте, читатель, что теперь 19-е столетие». О подобном характере народного зрелища повествует и рассказ «Циник» (1885).

В очерке «Ярмарка» (1882) Чехов ставит серьезную проблему — значение искусства для народа. Писатель дал описание захудалого балагана, «состряпанного из дрючьев, мокрых, склизлых досок и лохмотьев». Об убогости балагана говорит и безграмотная афиша и выступления артистов. «Во время оно, — замечает Чехов, — головы паяцев были носителями едкой сатиры. А теперь их выступления состоят в кривлянии и в речи без смысла: «Стой ровно! Я не Марья Петровна, а Иван Федосеев». Теперь странствующий артист перестал быть артистом». Возникавшие народные театры Чехов называл, как и существовавшую «народную» литературу, «народной карамелью», считал, что они не оправдывают своего назначения — быть проводниками культуры.

Глубоко Чехов раскрыл мир цирка в рассказе «Каштанке» в облике клоуна-дрессировщика он изобразил трогательную привязанность к животным, преданную любовь к искусству и огромное трудолюбие — непременные качества настоящего артиста, в понимании Чехова. С большой теплотой и симпатией нарисован писателем мирок дрессированных животных. Рассказывая об их жизни, писатель показал характерную черту этого небольшого содружества: миролюбие животных, их доверие друг к другу. В «Записных книжках» (1891—1894) Чехов отметил подобный поразивший его факт: «У одного ученого кошка, мышь, кобчик и воробей ели из одной тарелки».

История создания «Каштанки» давно интересовала и читателей и литературоведов. Существует несколько версий. Владимир Леонидович Дуров считал, что Чехов написал рассказ с его слов, что подобный случай был с его первой дрессированной собакой Каштанкой. Владимир Алексеевич Гиляровский не раз указывал, что сюжет «Каштанки» дал писателю сын тамбовского театрального антрепренера Бася Григорьев, рассказав историю одной тамбовской собаки. Таганрогский столяр Е. Ефимьев, работавший мальчиком в столярной мастерской, вспоминал, что забегавший к нему Антоша часто играл с хозяйской собачкой Каштанкой и я рассказе, конечно, описал ее.

Любопытен рассказ ленинградского писателя В. Рождественского. Он слышал, как Максим Горький на одном литературном вечере в школе поведал о своем знакомстве с Каштанкой. Вот так приблизительно выглядел этот рассказ.

Шли однажды Горький и Чехов по какой-то захолустной московской улице. Из подворотни с лаем выбежала взлохмаченная собачонка и, узнав Чехова, радостно заскулила, а Чехов сказал:

Вот это и есть Каштанка. Я ее давно знаю. В этом доме долго жил художник, товарищ моего брата. Я у него бывал часто, тут и познакомился с Каштанкой. Неказистый пес, но умный. И захотелось мне написать что-нибудь о его жизни.

— Значит, и в самом деле все было так, как Чехов рассказал? — спросил какой-то мальчик.
— Ну, не знаю, — улыбнулся а усы Горький, — может, Антон Павлович что-нибудь и выдумал, прибавил от себя, но написал рассказ так, что мы поверили в Каштанку.

Добавим к этому слова Марии Павловны Чеховой: «... при огромной наблюдательности брата и его таланте художника, он мог написать это произведение и без того, чтобы ему кто-то и что-то рассказал. Антон Павлович всю свою жизнь любил животных. Еще до написания «Каштанки» у нас дома был кот, которого звали Федором Тимофеевичем» (из письма М. П. Чеховой к автору статьи).

«Каштанка» относится к шедеврам художественного творчества Чехова. И в литературе о цирке ей по праву принадлежит одно из почетных мест.

А. ЛЕБЕДЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования