В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Казахский цирковой коллектив

Казахский цирковой коллектив дебютировал в 1970 году в алма-атинском Дворце спорта. Тогда его выступление занимало одно отделение.

В этом году, когда отмечается 50-летие образования СССР, на открытии нового Алма-Атинского цирка коллектив покажет программу уже на два отделения. А ведь четыре года назад в республике не было ни одного циркового исполнителя. Мы знали имена казахских писателей и композиторов, певцов и танцоров, художники республики экспонировали свои полотна на выставках, Алма-Атинская киностудия выпускала фильмы. А вот своего национального цирка в Казахстане не было.

За два-три года, казалось бы, на пустом месте, был создан коллектив, в котором представлены основные жанры искусства арены. Если, углубляясь в историю, мы проследим становление циркового искусства, скажем. в странах Западной Европы, перед нами пройдут десятилетия, мы шагнем из одного века в другой. В Казахстане этот процесс занял, повторяю, два-три года. Впрочем, в такие же сжатые сроки были созданы цирки и в других республиках нашей страны: в Киргизии, Таджикистане, Татарии и т. д. И тем больше оснований проследить, благодаря чему так быстро поднялось и расцвело дерево национального цирка. А проследив, мы убедимся, что это молодое дерево питают корни, которые связывают его с благодатной почвой, с лучшими достижениями советских мастеров манежа.

Когда будущие участники Казахского коллектива еще учились в школах, работали в колхозах и на фабриках. когда в эстрадной студии в Алма-Ате только еще организовывалось цирковое отделение, творческими работниками советского цирка уже был накоплен немалый опыт создания номеров и программ, отражающих своеобразие культуры различных народов нашей страны. Все. что было достигнуто в этой области, стало достоянием молодого коллектива. При его создании слились воедино усилия деятелей искусств Казахстана и тех. кто давно и успешно трудится в советском цирке.

Конкурс, который был объявлен в республике, собрал немало юношей и девушек, горячо желавших овладеть искусством цирка. Но у многих из них было довольно-таки смутное представление. что должен знать и уметь артист манежа. И в том, что вскоре появились интересные номера, заслуга не только молодых исполнителей, проявивших настойчивость и упорство, но и в большей степени, пожалуй, их учителей.

Напомню, что всю работу по организации нового коллектива возглавили народная артистка Казахской ССР Г. Галиева и заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Перкун. До этого Перкун поставил программы в Армянском, Узбекском, Латышском, Белорусском коллективах. Художественное оформление спектакля было поручено художницам из Алма-Аты Е. Кирик и А. Парядяной и заслуженному художнику РСФСР А. Фальковскому. Музыку писали заслуженные деятели искусств Казахской ССР Н. Тлендиев. Л. Хамиди и Д. Ботбаев и минский композитор А. Моллер. Автором сценария вместе с Перкуном стал поэт Ю. Благов, который до этого участвовал в создании сценариев многих цирковых программ и номеров, в том числе и национальных.

Знакомясь с номерами Казахского коллектива, нетрудно обнаружить вполне конкретные связи каждого из них с достижениями лучших мастеров советского цирка.

Уже писалось, и совершенно справедливо. что центральными номерами программы стали конные номера и. в частности, «Табунщики-джигиты». Это закономерно: в жизни казахов, жителей степей, лошадь занимала, да и сейчас занимает на селе, большое место. Но студийцам, пришедшим из городов, не часто приходилось садиться в седло. И вот опытный артист Г. Токаев, опираясь на лучшие достижения советских цирковых наездников. подготовил из них заправских джигитов. Сам Токаев подростком вступил в прославленную труппу джигитов Кантемировых, прошел там великолепную школу. Девять лет работал в этом коллективе. После службы в Советской Армии он десять лет выступал в не менее известном номере Тугановых. Разумеется, Токаев хорошо знал приемы, методы освоения сложных трюков джигитовки. В кантемировских и тугановских традициях шло обучение молодых исполнителей — лучшего и пожелать было бы трудно!

В подготовке конных номеров участвовал и А. Соколов. До этого он работал с заслуженными артистами РСФСР Л. Котовой и Ю. Ермолаевым, создателями своеобразных ярких произведений. Соколов принес молодежи опыт квалифицированной конной дрессуры.

Наиболее крупный и интересный в коллективе акробатический номер — «Байконур». Возглавляет его В. Ревякин. В цирк он пришел из спорта и выступал в номере ныне народного артиста РСФСР В. Довейко. Нужно ли напоминать, что с именем Довейко связаны выдающиеся достижения в прыжковой акробатике, подлинные открытия в этом жанре. Пройдя школу Довейко, Ревякин долгое время выступал в номере Ван Зей-вей, решенном в традициях восточных зрелищ, объединившем трюки разных жанров. Это много дало Ревякину для постижения законов циркового искусства.

Номер Ван Зей-вей в свое время режиссировал Г. Перкун. Тогда-то Ревякин и Перкун задумали пантомиму по мотивам казахского эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Слу». Ревякин изучал искусство, быт. обряды, народное творчество казахов. И когда Перкун предложил ему принять участие в подготовке исполнителей для Казахского коллектива, он с радостью согласился. Казалось. Ревякин специально готовился к этому.

Еще одно интересное выступление — и снова хоть не прямая, но зримая связь с именем опытного мастера манежа. Речь идет о номере дрессуры «Караван», который недавно влился в коллектив. В нем — верблюды, козероги, медведь, волки. Демонстрирует его с задором, увлеченно юная Ш. Кажамбердиева. Вместе с ней готовил этот номер А. Гутовскнй. Последнее время он работал в Алма-Атинском зоопарке, где показывал дрессированных животных. Начал же Гутовский в цирке, он помогал ныне заслуженному артисту РСФСР А. Буслаеву готовить номер «Львы на лошади». В номере Кажамбердиевой нет, правда, ни львов, ни лошадей, но в нем медведь скачет на верблюде.

Как мы видим, молодые исполнители строили свои номера на прочных и надежных фундаментах, опираясь на достижения лучших советских артистов. Но не надо думать, что их выступления — лишь повторение того. что уже было раньше. Номера Казахского коллектива. пронизанные присущим советскому цирку оптимизмом. несут свои краски, лучшие из них имеют яркий национальный облик.

Своеобразен, например, номер «Табунщики-джигиты», о котором мы уже упоминали. Начинается он с того, что на манеж выбегают неоседланные лошади. Они резвятся, теснят друг друга, встают на дыбы (тут не скажешь на оф). От этого предельно эффектного зрелища веет необузданной силой, дикой красотой. И хотя знаешь, что создатели номера псе предусмотрели, временами становится тревожно: а удастся ли усмирить разыгравшихся животных? Потом, когда девушка уверенно взнуздывает «дикого», непокорного коня и ловко вскакивает на него, — зал горячо аплодирует ее отваге и сноровке.

Столь необычное начало сразу создает атмосферу привольных степных просторов, а весь динамический номер раскрывает мужественные характеры табунщиков-джигитов. Кстати, на мой взгляд, в каждом национальном коллективе должен быть номер особенно выразительный, в котором исполнители наиболее ярко демонстрировали бы свои достижения в цирковом искусстве и не менее ярко передавали особенности культуры, характерные черты зрелищ, увеселений своего народа. Скажем, в Узбекском цирке таким номером стало выступление канатоходцев Ташкенбаевых, в Казахском — «Табунщики-джигиты»

Для нового коллектива вообще характерно преобладание конных выступлений. Кроме «Табунщнков-джигитов» в программе есть «Конная сюита», объединившая, по существу, несколько номеров: «Па-де-де». «Свобода» и «Высшая школа верховой езды». Это гимн коню, вернее, гимн человеку на коне, подчинившему себе красивое, сильное и умное животное.

В представлении артистов из Казахстана участвуют дрессированные верблюды. Акробатические трюки, исполняемые на верблюдах, мы видели в номере Кадыр-1 улям. в Киргизском коллективе есть па-де-де на верблюдах — «Похищение». У казахов нечто новое — верблюжий номер «Свобода» подобно лошадям, верблюды послушно перестраиваются на манеже

В акробатическом номере о Байконур», пожалуй, немного трюков, которые появились при создании коллектива. но трюки здесь так отобраны и так преподносятся, что номер приобретает оригинальное звучание. Выразительны, например, прыжки с огромными стягами, которые развеваются, полощутся. будто от степного ветра, временами они напоминают легкие полотнища шатров. Есть в номерах молодых артистов и другие находки.

Казахский коллектив выступает успешно. Его программу уже видели жители нескольких союзных и автономных республик. Гастроли прошли во Фрунзе, Душанбе, Уфе, Казани, в городах Сибири и Урала. Я смотрел его выступление в Харькове. Здесь, на Украине, коллектив впервые показал представление в двух отделениях. Это радует, это говорит о новых успехах национального цирка. Но работа над программой еще не завершена. Молодые артисты настойчиво повышают профессиональное мастерство, осваивают трюки, которые обогатят существующие номера.

Но освоить сложные трюки — это еще не значит стать настоящим артистом. Может быть, поэтому наиболее слабое звено программы — клоунада. Для выступающих в этом жанре особенно важно умение создать индивидуальные образы. Клоуны А. Альжанов и А. Нисанов хорошо овладели трюками акробатики, эквилибра, жонглирования, но им не хватает артистизма, не определились их комические характеры. Порой исполнители не могут найти выразительного жеста, нужной интонации; случается, они чрезмерно суетятся на манеже, один отвечает другому, не выслушав вопрос партнера. и зрителям трудно понять, о чем же, собственно, идет речь.

Во время гастролей в Харькове клоунам и другим молодым артистам Казахского коллектива во многом помогли украинские специалисты. Занятия с молодежью проводили доценты Харьковского института искусств заслуженный артист УССР С. Кошаченский и В. Крин, балетмейстер Академического театра оперы и балета им. Лысенко Я. Додин. Лекции по эстетике и теории циркового искусства читал кандидат искусствоведения режиссер Е. Зискинд.

Хочу напомнить, кстати, что еще до торжественной премьеры в алма-атинском Дворце спорта самое первое представление Казахского цирка состоялось в Саратове. где готовились конные номера и завершилась работа над всей программой. Номер дрессуры репетировали в Челябинске. Воздушные гимнасты на бамбуке С. Абишев и У. Урманов — выпускники Государственного училища циркового и эстрадного искусства в Москве Сейчас в стенах училища готовится для Казахского коллектива еще два номера. которым придается своеобразный национальный облик. Первая премьера молодого Казахского цирка готовилась в русском городе на берегу Волги, вторая — на Украине.

Здесь, в Харькове, совершенствовались старые и вводились новые номера, здесь же были поставлены обновленные пролог и эпилог. В эпилоге найден выразительный штрих: когда артисты прощаются со зрителями, поднятая на оф красавица лошадь торжественно обходит круг манежа. В прологе, когда исполнители в красочных цирковых и традиционных национальных костюмах как бы собираются на веселое торжество, по кругу арены проходит верблюды, украшенные попонами с цветистым орнаментом. Появление каравана с богатыми дарами служит сигналом начала яркого, жизнерадостного праздника, который принесли нам посланцы казахского искусства.

Каждый вечер в начале представления в Харьковском цирке прожектора высвечивали над манежем флаги Казахской и Украинской республик и флаг Страны Советов. Эти флаги символизировали нерушимую дружбу народов-братьев, объединенных прочным союзом, «...без тесного союза советских республик, сказано в постановлении ЦК КПСС "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических республик", — невозможно обеспечить неуклонный рост благосостояния трудящихся, всестороннее развитие и расцвет культуры всех наций и народностей страны.

Развитие искусства любой из союзных и автономных республик всегда было и есть общей заботой всего советского народа, воспитанного Коммунистической партией в духе пролетарского интернационализма. И создание Казахского цирка, как мы видим, не явилось исключением. Совместными усилиями многих художников и мастеров разных национальностей и, прежде всего, художников и мастеров русского цирка прокладывалось русло, по которому шло развитие этого коллектива, и вот новая свежая струя влилась в единый, могучий поток советского циркового искусства.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100