В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Каждан

Вадик Каждан окончил цирковое училище в жанре клоунады, вот если бы консерваторию им. П.И.Чайковского, да по классу фортепиано, да у педагога Бронштейна, у которого связи по всему миру, тогда можно было бы сводить по жизни концы с концами. 

Да  и  нажимать  на  клавиши  нисколько  не  труднее  чем  смешить  публику.   Все  хорошие  пианисты  играют  одинаково,  не  верите?

Но  вот  пусть  простой слушатель  попробует  отличить  игру  Гилельса  от  Рихтера,  или  Мацуева  от  Кисина.  Если  конечно  показать  их  по  телевизору,  то  и  я  безошибочно  определю,  кто  есть кто,  а  вот  если  по  радио,  то  я  глубоко  сомневаюсь  не  только в  себе,  но  и  во  многих  других  кто  так безумно  любит  фортепианное  искусство.  Даже  не  пытайтесь,  не  надо  напрягать  свой  интеллект,  всё  равно  ничего  не  выйдет.  Отличить  игру  Кисина  от  Мацуева  могут  только  они  сами.

Фортепиано – это  инструмент  с  готовым  звуком,  это  не  труба,  там  звук  создаёт  сам  исполнитель.  Что - то  они  все  не  очень  берутся  за  этот  инструмент.  Трудно,  конечно  трудно,  не  каждый  хочет  рвать  свой  пупок,  напрягаясь  до  предела.  Пианистов  тьма,  об  этом  даже  говорил  нар. арт. Петров: - что  вы  делаете,  зачем  выпускаете  такое  количество  пианистов,  где  они  будут  работать?

Вы  знаете  его  даже  стали  ненавидеть  в  консерватории,  и  только  потому,  что  он  говорил  правду,  а  правда  никому  не  нравится,  ни  в  консерватории,,  ни  в  цирке,  ни  в  театре,  ни  в  министерстве  культуры.

 Я  устраивал  эксперименты  с  теми,  кто  любит  музыку,  вокальное  искусство.  Спорили  со  мной  чуть  ли  не  до  нервного  срыва,  а  вот  отличить  3-ий  вальс  Шопена  от  10-го  так  и  не  могли.  Вот  пример  проще;  кто  отличит  за  глаза  Пласидо  Доминго  от  Хосе  Каррераса?

Вадик  Каждан  был  неказистым,  не  фактурным,  надежды  в  клоунаде  подавал,  но  дальше  как  то  дело  не  пошло,  да  и  подтолкнуть  его  было некому,  не  было  у  него  родителей. Был  только  намёк  на  связь,  и  то  фамилией.  Так  чем  был  знаменит  Вадик  Каждан?  Кто  он  такой  чтобы  ему  посвящать  целый  рассказ.  Я  о  многих  народных  даже  упоминать  не  хочу,  они  просто  этого  не  стоят.  Они  мне  не  интересны,  в  них  нет  ничего  народного,  и  не  в  зависти  тут  дело,  просто  были  деньги  вот  и  купили.  Вот  если  бы  мы  говорили  о  таланте,  тогда  другое  дело.  В  цирке  многие  были  достойны  почётных  званий,  но  не  всем  дали.  Вот  представьте  такую  ситуацию,  хотя  бы  на  одну  секунду:

Г.С.Уланова  обивает  пороги  в  министерстве  культуры,  пробивает себе  звание.  Даже  умалишенному  такое  в  голову  не  придёт.  А  вот  в  цирке  вам  никто  ничего  не  даст.  Даже  если  артист  стоит  того,  наградите!  Накось  выкуси!  Проклятый  циркач! У  нас  всё  вырывать  надо,  весь  изведешься,  на  десять  лет  постареешь,  без  связей  тебя  никто  в  нашей  конторе  даже  узнавать  не  хочет.

Ну,  вот  возьмем,  к  примеру,  акробата  из  номера  «Подкидные  доски»  он  ведь  там  так  вертится,  пятерной  сальто-  морталь  делает,  поди,  разберись,  где  голова,  попа,  ноги.  Возникает  вопрос,  а какой  части  тела  давать  звание?  Да  лучше  ни  какой.,  и  голову  нечего  забивать.  Не  солидно  как – то  получается.  Мы  ему  дадим  звание,  а  он  вертится.

А  вот  главному  пожарнику  дали  звание,  и  есть  за  что.  Солидный  человек  с  огромными  связями  и  не  вертится,  а  спокойно  лежит  на  икарийской  подушке,  задрав  к  верху  ноги.  Лестницу,  которую  он  держит  на  ногах,  а  на  ней  человек  пять  партнёров,  столько  же их  и  за  кулисами  тянут  за  трос,  что  бы  солидному  человеку  было  не  так тяжело.  Никакие  это  не  сказки,  сам  всё  видел.  Это примерно то- же  самое,  как  петь  в  опере  под  фонограмму.

Шел  планомерный  развал  системы.  Когда  начинается  развал  его  не  остановить,  это  как  вирус,  его  не  видно,  но  он  есть,  все  смотрят,  но  ничего  сделать  не могут.  Этот  вирус  наш  «чиновник».  По  своей  природе  чиновник:  гнус,  москит,  паразит, он  пьёт  чужую  кровь,  тем  и  живёт.  Если  жертва  пала,  он  теряет  к  ней  интерес,  переходит  к  другой.  Он  для  того  и  существует  чтобы  испытывать  других.

                Вадик  Каждан  был  интересен  мне  своей  жизненной  позицией.  Он  в  жизни  отказался  от  того,  от  чего  не  могли  отказаться лучшие  люди  современности.  Он  отказался  от  золотого  тельца.  Я  не  любил  Вадика  вначале,  я  полюбил  его  потом,  когда  многое  понял.

Каждан  это  изнаночная  сторона  нашего  цирка,  внутренний  двор,  чёрный  ход.

Фасад  здания  это:  Ю.Никулин,  О.Попов,  Карандаш,  В.Волжанский,  В.Довейко,  И.Кио,  В.Филатов,  И.Бугримова,  гениальный  ЛЕОНИД  ЕНГИБАРОВ,  и  масса  других  прекрасных  артистов,  их  никто  не  знает,  но  они  были  и  я  хочу  рассказать  о  них.

                «Большой  Театр»  как  и  «Союзгосцирк»  тоже  имеет свою  изнаночную сторону.

С  Вадиком  знаменитости  всегда  заигрывали,  им  было   неудобно  от  встречи  с  ним,  их  достаток  просматривался  во  всём.  То  Кио  пройдёт  по  плечу  похлопает,  то  Юрий  Никулин  за  руку  поздоровается,  то  Олег  Попов  спросит  как  дела,  то  Ольховиков  парой  фраз  перебросится,  Вадика  знали  все.  Знали  что  у  Вадика  плащишко  на  рыбьем  меху,  в  котором  он  ходил  даже  зимой  в  30 ти  градусный  мороз.  Я  был  на  гастролях  с  ним  в  Омске , морозы  были  под  сорок.  Он  никогда  не  жаловался,  и  никому  не  завидовал,  эта стойкость  духа  меня  потрясла.  Вадик  своим  творчеством  ни  одному  человеку  не  перешел  дорогу.  Он  сознательно  не  становился  в  очередь  за  наградами.  Ему  было  всё  равно,  сколько  денег  ему  прибавят  после  очередной  тарификации.   

Он  ничего  не  ждал,  ничего  не  просил,  ему  ничего  и  не  давали.  А  они,  проходя  мимо ,  конфузились,  им  было  видать  совестно,  они  извиняющее  оправдывались;  я  вот  за  тебя  сказал  на  тарификации,  но  кто  будет  слушать  меня,  ты  ведь  знаешь  там  ни  я  один.  Вадик  затянется  сигаретой  и  без  обиды скажет: -пойдём  в  буфет  примем  по  маленькой.  Вадика  всегда  угощали,  своих  денег  у  него  никогда  не  было.  Вадик  был  невыездной.  В  «Союзгосцирке»  знали,  видели  что  человека  довели  до  предела,  до  нижней  черты,  но  признаваться  в  этом  никто  не  хотел,  самая  удобная  позиция,  не  замечать  этого,  не  видеть.  Вы  думаете,  самый  главный  чиновник  вызовет  его  в  кабинет,  скажет,  извини  Вадик,  не  доглядели.  Да  никогда  в  жизни.  Перед  таким  чиновником  я  бы встал  на  колени. Старые  актёры  говорили  мне,  что  такие  были,  а  сейчас  нет.  Вот  свет  от  них  как  от  потухшей  звезды  всё  еще  доходит  и  согревает  нас.  Но  худшие  времена  ещё  впереди.

Выпустившись  из  циркового  училища,  он  попал  к  Леониду  Енгибарову  клоуну – миму,  получившему  в  1964 году  первую  премию  на  международном  конкурсе  клоунов  в  Праге – кубок  им.Э.Басса.  Прага  для  Вадика,  как  и  для  Енгибарова  была  первой  и  последней  поездкой  за рубеж.

Я  часто  просил  Вадика  рассказать  о  Енгибарове.  Я  видел  Енгибарова,  но  никогда  в  одной  программе  с  ним  не  работал, однако  очень  хотел  написать  о  нём  несколько слов.  Выдумывать   не  хотелось,  поверхностное  меня  не  интересовало,  я  должен  проникнуть  в  тайны  души,  и  в  этом  мне  должен  помочь  Вадик  Каждан  который  знал его  лучше  всех.  Я  начал  приставать  к  Вадику,  первый  вопрос  был,  обычный,  банальный  и  даже  примитивный.  За  что  тебя  Вадик  сделали  невыездным?

  - Мы  в  Чехословакии  реализовывали  культурную  программу,  товарищ  первый  говорит: - какой  фильм  желаете посмотреть?  А  там  по  всей  Праге  были  расклеены  афиши,  шел  наш  фильм  братьев  Васильевых  «Чапаев»,  ну  я  и  сказал: - давайте  сходим  на  шедевр  нашего  Советского  кинематографа  фильм  «Чапаев».  Он  мне  потом  и  говорит,  что  дома  в  Союзе  не  видел  «Чапаева»?  Он  по  моей  интонации  понял  этот  подвох,  вот  и  не  простили.  А  Лёню  сделали  невыездным  за  его  талант,  талантливый  человек  для  них  опасен.  Лёня  и  без  них  мог  прожить,  он  был  востребован  везде.  У  каждого  чиновника  достаточно  ума  чтобы  понять,  что  за  бугром  он  никому  не  нужен.

Мне  Вадик  однажды  сказал,  когда  мы  шли  в  цирковую  столовую: - ты  знаешь,  я  почти  ничего  не  ем,  у  меня  после операции  только  часть  желудка  осталась.  Стакан  вина  в  день  вот  и  всё.  Туда  с  собой  ничего  не  возьмёшь,  а  здесь  мне  ничего  не  надо.

Значит,  ты  счастлив?..  У  тебя  нет  зависти  к  коллегам  по  работе,  ты  бессеребренник.  У  тебя  только  то,  что  на  тебе. Клоунский  костюм,  который  и  упаковывать  не  надо.  Бросил  в  ящик,  закрутил  четыре  болта,  а  дрессировщик  всю  ночь  будет  своё  барахло  упаковывать.

Ты  говоришь  счастлив?  Интересный  вопрос,  я  как то  над  этим  никогда  не  задумывался.  Могу  сказать  совершенно  точно,  суета  всё  это,  суета.  Мы  тогда  работали  в  Алма-Ате,  стояла  мягкая  зима,  и  я  подумал  как  хорошо,  что  Вадик  не  мёрзнет.  Мы  часто  шли  вместе  в  гостиницу  после  спектакля,  постоянно  обсуждая  одни  и  те  же  вопросы,  вопросы  нашего  искусства.  Идёт распад – говорил  Вадик,  но  нашей  элите  это  всё  равно.


Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100