Становление школы Киевского государственного училища циркового и эстрадного искусства - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Становление  школы  Киевского государственного училища циркового и эстрадного искусства

Игорь Комстромской вокалист  Мы начинаем урок мира...» — пел юноша, медленно приближаясь c товарищами из глубины сцены к зрителю.

Ученики — юные мимы. Они то Неслись в причудливом танце, то застывали трагическим фоном, то вторгались в дей­ствие, живой нитью объединив номере антипода, вокала, иллю­зии, эквилибра, акробатики, пародии.

«Уроками мира» — выпускным концертом в постановке художественного руководителя K. A. Гoкуня — завершило первое десятилетие своей деятельности Киевское государственное учи­лище зстрадно-циркового искусства.

Oсновано оно в июне 1975 года на базе эстрадной студии Укрконцерта для подготовки профессиональных кадров в эстрадные коллективы республики. Такова начальная цель его органи­зации.

Студия выпустила немало хороших артистов. Ее актив —  семьдесят дипломантов и лауреатов всесоюзных конкурсов. Ее преподаватели, накопившие большой опыт в подготовке исполнителей эстрадных жанpов — вокала, хореографии, разговорного, оригинальных, — стали основой педагогического коллектива училища. До 1985 года училище подготовило двести двадцать три учащихся. Сто тридцать три из них напpавлены на работу в концертныiе организации, девяносто — в систему Союзгосцирка (в том числе в группы «цирк на сцене»).

Так, в 1981 году Союзгосцирк принял на работу восемнадцать человек. В 1984-м — четырнадцати в 1985-м — пять. Год на год непохож, потому что приглашение Союзгосцирком вы­пускников Киевского училища не планируется и носит случай­ный характер.

Занятия  по хореографии ведет М. Назарова  Специалисты отмечают хорошее владение питомцами этого учебного заведения навыками антипода, жонглирования, акроба­тики, пантомимы, иллюзии, оригинальных жанров. Государственная комиссия этого года дала высокую оценку качеству под­готовки артистов эстрадных специализаций, в том числе работе в вокальном, разговорном жанрах.

Имя ведующего преподавателя антипода заслуженного ар­тиста УССР Франко Ивановича Микитюка хорошо Известно любителям цирка. Его ученики — Вячеслав и Лариса Пановы  были приглашены в программу народного артиста СССР О. К. По­пова еще в период учебы.

Не случаен успех в Париже на Всемирном конкурсе молодых исполнителей цирка выпускников училища 1980 года A. Мягкоступова и B. Пилиповича. B училище начиналась работа над номером, показанным на конкурсе. Сейчас вновь встречаются в списках учащихся фамилии лауреатов — учатся их братия.

Училище не имеет собственных помещений. Учебные клас­cы, спортивные залы арендуются в разных концах города. От­сутствует учебный цирк, манежи. Это исключает возможность подготовки артистов многих манежных специализаций. Тем не менее, и в этих, условиях педагоги циркового отделения готовят в основном партерные манежные пары. Редко — групповые но­мера.

B соответствии с возможностями материально-технической базы училища и требованиями учебного плана ведущим стал оригинальный жанр. Существуют затруднения в определении его конкретных признаков. B 30-e годы так называли все цирковые номера на эстраде. Сейчас этим термином определяется некий синтез пантомимы, хореографии, мастерства актера и элементов какой-либо цирковой специализации.

По традиции к оригинальному жанру относят иллюзию на эстраде. Преподает ее в прошлом выпускник студии и артист Укрконцерта A. A. Оитаренко. На XII Всемирном фестивале мо­лодежи и студентов с успехом выступали его учащиеся B. Войтко и E. Воронин, Интересно работает второкурсник Михаил Чураков, который постоянную учебу в группе пантомимы совмещает c серьезным тренингом по манипуляции.

Специальная группа пантомимы набрана в начале 1984/85 учебного года как основа для изучения возможности  ее синтеза с цирковыми жанрами. Работу в группе ведeт дипломант Мо­сковского фестиваля молодежи и студентов, руководитель известного коллектива «Мимикричи» В. K. Крюков. Отличная подготовка группы, отмеченная во время контрольного просмотра первого курса, дала возможность использовать ее рядом со старшекурсниками в выпускном концерте.

Выступает директор училища А. Бондаренко. Чествование ветеранов ВОВ  Таким же объединяющим и необходимым всем специалистам, а потому одним из самых важных в училище является предмет «Мастерство актера» В прошлом году методическую  комиссию по предмету возглавил A. C. За6олотный, режиссер c большим опытом работы. B ходе занятий он старается максимально пробудить творческую активность учащихся c учетом и. возраста, психофизических данных, уделяет большое внимании нравственному воспитанию.

Лауреат VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады Г. Павличенко считает, что педагоги училища дают своим ученикам все необходимые навыки и умения. Тепло вспоминает он своего учителя — заслуженного артиста УССР A. B. Шестопалова, помогшего раскрыть его индивидуальность, научившего в ра6от  над номером в полной мере пользоваться всеми навыками, полученными в училище. C пятью номерами, подготовленными здесь, Г. Павличенко до сих пор выступает на профессиональ­ной сцене.

Это — важный аспект деятельности училища. B Киеве нет художественных эстрадных мастерских, где исполнитель мог 6ы подготовить номер. Статистика объективно показывает, что большая часть выпускников попадает на работу в концертные организации. Но им нужен номер. И желательно — не один.  Представители концертных организаций приезжающие на выпускные концерты, «покупатели», как принято их называть, оценивают именно номер и только через номер — качество работы исполнителя. При этом часто оказывается, что на одного выпускника находится сразу десять «покупателей», a на других — никого.

Это связано c тем, что не изучен спрос концертных организаций в артистах определенных жанров: заботясь o судьбе учеников, преподаватели делают все возможное (в условиях училища даже невозможное) для того, чтобы обеспечить его не одним, a, как в случае c Г. Павличенко, несколькими номерами.

Выпускники 1980 года. В центре педагог В. Зайцева Разработанного учебного репертуара пока не существует. Смета на создание дорогостоящего реквизита выпускного но­мера в училище утверждаться не должна. Учебный план ориен­тирует на вы пуск исполнителей в крайнем случае учебных вы­пускных Номеров. A для вы пуска артистов цирковых специали­заций нет базы. И в этик условиях училище выпускает номера, получающие призы на республиканских и всесоюзных конкурсах! Достаточное подтверждение тому, что неистребим в училище студийный творческий дух, поиск, увлеченность работой.

Здесь сами готовят образцы уникального реквизита, сами пишут тематические с сценарные планы, методические разра­ботки, записывают фонограммы, хлопочут o костюмах, налажи­вают связи c авторами, режиссируют концерты. B период учебы учащиеся дают сотни шефских концертов. Два года подряд выпускник училища, ныне актер театра и педагог, лауреат рес­публиканского конкурса H. Баранов вместе c ребятами осущест­влял постановку двух юмористических двухактных представлений.

Первое из них бурно приветствовали зрители в Доме актера, ошеломив юных артистов неожиданной овацией. Второе было с успехом показано артистам цирка.

Очень серьезно стоит вопрос o необходимости собствен­ного учебного театра. Овладение сценичеcкой профессией не­возможно без постоянного, регулируемого учебными планами контакта со зрителем.

Мало учебников, устарели и учебные программы по спецпредметам.

Чувствуется отсутствие координационного научного центра, где усилиями теоретиков — педагогов, искусствоведов, психо­логов, медиков — на серьезной научной основе мог бы обоб­щаться, анализироваться опыт рабoты c выводами, реальными практическими рекомендациями. Одному методисту в учебно­методическом кабинете учебных заведений Министерства куль­туры СССР это не под силу, так как его функции скорее орга­низационно-административные, чем научные.

Ни один вуз специально не готовит преподавателей для зстрадно-цирковых училищ. А здесь крайне необходимы талантливые и знающие педагоги.

B работе КГУЦЭИ есть еще одна, давно наболевшая проб­лема: эстрадной, по замыслу, школе действует учебный план специальности номер 2109 «Цирковое искусство». Должны гото­виться физкультурно-акробатические, оригинальные специализа­ции, клоунады, музы кальный эксцентрик и другие.

Постоянно забывается, что специальность «эстрадное искус­ство» пока точно не определена. Но зато есть искусство c ярко выраженными специфическими признаками. Эстрада, в отличие от своих собратьев-искусств, не имеет собственной школы и золушкой мыкаeтся по учебным заведениям смежников, где ей никто не рад. Мне довелось слышать, c какой брезгливостью говорили в одном из ленинградских музыкальных училищ об открытии y них навязанного им эcтрадного отделения.

В КГУЦЭИ эстрада была любимой дочерью, хотя и прята­лась стыдливо за название «оригинальный жанр».

В 1983 году принят новый учебный план, резко ограничив­ший возможность подготовки в училище «чистых» эстрадных жанров, традиционно существующих со времен студии. В этом году выпускники работали еще по старым учебным планам.

По никому неизвестной причине может случиться, что в ближайшие два года (когда перестанут действовать старые планы) эстрада может исчезнуть из стен училища, оставив лишь цирко­вую свою разновидность — оригинальные жанры. Как уже гово­рилось, серьезно не изучен спрос на профессиональные кадры эстрадно-концертных организаций. Практики знают, что филар­монии особой потребности в «оригинальных жанрах» не испы­тывают, это в основном нужно «Циркам на сцене». А что будет

В ближайшие десять лет, когда училище, где прием на «ори­гинальные жанры» расширен, начнет ежегодно выпускать, Ска­жем, шестьдесят специалистов? B лучшем случае десять из них попадут в цирк. А остальные?

C учетом и без учета надобностей «Цирка на сцене» легко понять, что проблема перепроизводства кадров возникнет не­пременно. И что тогда? Срочно строить учебный цирк? Возвра­щаться к эстраде? С кем? Уходят старые преподаватели эстрады. Они уносят c собой бесценный опыт. И замену им найти нелегко.

Я знаю, что найдутся оппоненты, убежденные в том, что существование отделения эстрады y «смежников» ее облаго­родит.

Oпыт Киевского училища показывает, что в подготовке эст­радных специализаций нельзя обойтись без общих предметов: истории и теории эстрады, мастерства актера c учетом спе­цифики жанра, пантомимы, гимнастики, акробатики, ритмики, владения музыкальными инструментами, элементов жонглирова­ния и иллюзии, танца. Требуется понимание драматургии и за­дач номера, принципов его включения в эстрадное представление.

Нужна атмосфера общей влюбленности в дело, совместные концерты, необходимы споры, обсуждения, отработка планов работ, поиск новых путей. Наше эстрадное искусство крайне нуждается в единой, тщательно разработанной профессиональной школе.

На фото:

Игорь Комстромской вокалист.
Занятия по хореографии ведет М. Назарова.
Выступает директор училища А. Бондаренко. Чествование ветеранов ВОВ.
Выпускники 1980 года. В центре педагог В. Зайцева.



Наталья Бурцева

Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования