Номер «Китайский этюд» Лидии Худэ продолжает жить - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Номер «Китайский этюд» Лидии Худэ продолжает жить

Лидия ХудэПервые годы жизни Лидии Худэ прошли в Житомирском Детском доме. Самой большой радостью для девочки были походы в цирк. Сначала она ходила гуда со всем классом, но это бы­вало редко, и маленькая Лида все чаще стала убегать в цирк одна.

На фото. Лидия Худэ

B акробатическом кружке детского до­ма Лидия пыталacь повторить все, что видела в цирке. Здесь ее обучили азам акробатики. Правда, c возрастом меня­лись ее пристрастия: она то мечтала стать драматической актрисой, то танцовщицей, но неизменным и ясным оставалось одно: жизнь ее будет принадлежать искус­ству.

Окончив школу, она приехала в Москву и пошла сдавать экзамены в цирко­вое училище, где обучали профессии н давали жилье. Экзамены выдержала успешно. Первым режиссером Лидии Ивановны Худэ был Николай Эрнестович Бауман. Хороший режиссер и педагог, он сразу заметил и оценил волевую целеустрем­ленность студентки, ее упорство, настой­чивость и неутомимость в работе. Дип­лом c отличием достойно завершил годы учебы Худэ в цирковом училище. H. Бау­ман подготовил c ней номер, которым на долгие годы обеспечил молодой ар­тистке успех.

Тут стоит упомянуть o том, что мать Лидии была русской, а отец — выходец из Китая по фамилии Худэ. Оба они по­гибли в автомобильной катастрофе, оста­вив после себя дочь, взявшую от матери ее русскую стать, а от отца — миндалевидный разрез глаз. B удивительной пластичности, гибкости девушки тоже бы­ло что-то от восточной плавности движений. Все это увидел Бауман, подготовив для нее «Китайский этюд».

Рецензенты тех лет отмечали не толь­ко национальное своеобразие этого номе­ра, но и незаурядные способности мо­лодой артистки, показавшей в этом но­мере свое мастерство в самых разных жанрах: в партерной акробатике, эквилибре, жонглировании. Легко и плавно по­казывала она игры c тарелочками. Кажет­ся, что она весело говорила зрителям: а я и так могу и еще вот это умею, а по­смотрите, как я стреляю из лука… ногами! Да, это был сложный трюк: выполняя стойку на руках, артистка ногами стреляла из лука по мишени. И всегда без промаха.

Лидия Худэ первая продемонстрировала этот трюк. Была она также первой исполнительницей на манеже арабского ко­леса без рук. Много добрых отзывов и похвальных рецензий хранится в личном архиве артистки. То была ее юность, счастливое время утверждения себя в профессии. Лидию Худэ сняли тогда в стереофильме «Под голубым куполом». Но наступил день, когда она сказала себе: надо идти дальше, надо искать что-то свое, совсем непохожее на то, что делала все эти годы.

K этому времени Лидия Худэ заочно окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Вместе c режиссером Г. Лебе­девым она пишет сценaрий «Северное сияние», который хотя и был принят, но c целым рядом оговорок. В него не ве­рили. Не верили в то, что артистка, абсо­лютно не знакомая c дрессировкой, су­меет за короткий срок подготовить к работе собак, которых до тех пор на манежe не дрессировали — она выбрала лаек, западно- и восточно-сибирских лаек.

Лидия Худэ не сдалась: книги по дрес­сировке, учебники по ветеринарии, ис­тории народов Севера, этнографические справочники — все это она изучала но­чами, дни проводила c собаками, привы­кая к ним и приучая их к себе. Три раза пришлось ей переделывать конструкцию нарт, пока они не стали удовлетворять ее полностью. C собаками было труднее всего. Агрес­cивные по натуре, лайки выбирaют из своей среды вожака, но достаточно ма­лейшего повода, чтоб возникла свире­пая драка. Руки артистки и сегодня хра­нят следы жестоких укусов. Совсем не­легким делом было приучить ходить их в упряжкe. Надо было добиться и того, чтоб собаки выполняли оригинальные трю­ки. Именно к этому стремилась Худэ: ее целью было принести на арену новое, уйти от штампа.

И действительно, в «Северном сия­нии» появились удивительные трюки. Вот, например, Кай вез по манежу в санках другую собаку, взбирался на горку, там тоже усаживался в санки и съезжал вниз. Затем приглашался ребенок из зритель­ного зала, Кай провозил его круг по мане­жу, а потом лихо скатывался c ним c гор­ки. Кай все делал так охотно, будто сам получал удовольствие от подобного катания. Но лучшим артистом Лидии был обыкновенный дворняга Кузя, который задорно и весело исполнял чудесный трюк «Нанайская борьба». «Северное сияние» привлекало сю­жетностью, и новизной темы, зрителям нравились лаконично и точно переданный колорит Севера, профессиональное мастерство артистки, удачно сочетавшей такие жанры, как партерная акробати­ка, жонглирование, эквилибр, каучук и дрессировка.

Ярким был финал номера, в котором артистка заняла всю группу собак. K ошей­нику собаки, сидящей на задних лапах на нартах, привязывaлись две длинные ленты c разноцветными флажками. Другие кон­цы этих лент держали в зубах две бе­гущие по барьеру собаки, a остальные прыгали через постоянно движущиеся ленты.

Лидия Ивановна рассказала o таком случае. Когда она работала в московском цирке, Кузя, который должен был, как и другие собаки, перепрыгивать че­рез ленту c флажками, совершив высо­кий красивый прыжок, вдруг «раздумал» брать препятствие и важно прошел под лейтой. Зрители ответили на шутку со­баки веселым смехом и аплодисментами. Юрий Никулин, который видел это, посо­ветовал артистке закрепить находку ее четвероногого партнера, последовали долгие и нелегкие дни переучивания со­баки, но совет мастера клоунады был выполнен. То, что Кузя невольно нашел сам, стало потом неотъемлемой частью финала номера. И зрители всегда смея­лись, видя проделки «халтурщика».

Вспоминая теперь o том времени, Лидия Ивановна говорит:

— Столько крови и пота было проли­то, пока я готовила этот номер, что и са­ма удивляюсь, откуда силы брались. Ско­рее всего, мне их давала любовь к цир­ку. Немало помогали и знания, которые получила a Государственном институте театрального искусства им. A. B. Луна­чарского. Было во мне стремление не­прерывно искать что-то новое, и очень сильным было желание оставить какой-то след в истории советского цирка.

Перед уходом на пенсию Лидия Ива­новна Худэ решила передать свой номер артистам Елене и Николаю Кузнецовым. Она терпеливо и упорно занималась c мо­лодыми акробатами, осваивавшими новый для них жaнр дрессировки. На Всесоюзном цирковом  конкурсе, посвященном 60-летию образования СССР, Кузнецовы получили звание лауреатов. Победа Куз­нецовых — это победа Лидии Худа. Но­мер, отданный в руки молодых, продол­жает свою яркую жизнь на манеже.

 

Л. БОРОДИНА

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования