Клоун Анатолий Марчевский - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 08:36 | 23.08.2020

Клоун Анатолий Марчевский

Клоун Анатолий МарчевскийНесмотря на популярность, имя Анатолия Марчевского у нас, в Сибири, стало известно благодаря телевидению, так как с начала своей цирковой деятельности за Уралом артист был всего один раз.

И как нельзя кстати оказалось то, что незадолго до начала его гастролей в Красноярске был повторно показан фильм «Клоун», где артист сыграл главную роль. Не вдаваясь в анализ ленты, скажу: герой Марчевского заинтересовал, хотелось скорее увидеть его на манеже нашего цирка.

И вот начало гастролей, день премьеры.

«Бенефис Рыжего клоуна» — надпись по барьеру. Жизнерадостная физиономия Рыжего — над оркестром. Гаснет свет. Звучит веселая музыка. И на манеж с шумом и гиком выкатываются шуты, скоморохи, клоуны. Тут и яркие наряды с колпаками, бубенцами и бахромой, тут и полосатое трико и немыслимые штаны, которые становятся восьмиметровыми, когда их владелец, цепляясь за дырявый зонтик, взлетает под купол. Еще мгновение — и штаны эти вдруг превращаются в купол старого шапито, а мы словно переносимся на добрую сотню лет назад.

...И вновь темнота. На манеже происходят какие-то таинственные перемещения, луч света выхватывает то фигуры артистов, то животных. Все это мгновения из жизни цирка, такие загадочные для нас.

Пролог спектакля лиричен, полон юмора и, что немаловажно, очень зрелищен. Органично ему и световое решение и музыкальное оформление (композитор А. Кальварский). Обращает внимание, с каким вкусом оформил манеж художник-постановщик В. Зайцев. Отсюда, как мне кажется, и рождается ощущение цельности, ясности решения пролога.

Сюжет представления выстроен так (режиссер Б. Бреев), что Рыжего клоуна Марчеллино, на бенефис которого съехались артисты «со всего мира», сразу не могут отыскать. Его выход неоднократно объявляется, а артиста все нет... И вот наконец где-то в верхних рядах в свете прожектора возникает фигура в ярко-рыжем парике и крошечном цилиндрике и раздается его пронзительный насмешливый голос.

Все первое отделение построено в стиле старого цирка: это и вальяжный шпрехшталмейстер, и красотки кордебалета, и помпезное объявление номеров, и, конечно же, вечный спутник Рыжего на манеже — Белый клоун Вольдемар (В. Чухнаков), его партнер по клоунадам и его антипод по характеру.

Клоун Анатолий Марчевский

Многие репризы первого отделения носят пародийный характер: это и оплеухи, и заигрывание со зрителем (по хорошему счету!), и всевозможные клоунские «ужимки и прыжки», но юмор при этом незлобен, в духе детских шалостей, и поэтому с первых минут Рыжий вызывает самую горячую симпатию зрителя. По-смешному расфранченный, он мил и обаятелен. Как бы вы себя почувствовали, если бы к вам неожиданно подсел распомаженный клоун, стал называть Марусей и всенародно обнимать? Эту весьма затруднительную для невольного партнера ситуацию Марчевский проигрывает, «не перегибая палки». И в этой тактичности, человечности Рыжего Марчевского и заключается его обаяние.

И вот второе отделение. Под звуки печальной музыки и рыдания кордебалета шпрехшталмейстер скорбно объявляет, что Рыжий клоун Марчеллино прощается с манежем навсегда и уходит... на пенсию. На несуразном трехколесном велосипеде, который «дирекция цирка подарила бенефицианту», Марчеллино делает по манежу прощальный круг, а затем, окруженный толпой поклонников и поклонниц, щедро раздаривает свой наряд им на память. И вот в мгновение ока вместо смешного и нелепого Рыжего возникает стройный и симпатичный, весело улыбающийся Марчевский. Почти без грима, в своей знаменитой футболке с цветочками и в брюках с бахромой — в том самом наряде, в котором он выступает уже много лет и который «сейчас воспринимается как нечто неотделимое от самого артиста.

Но, несмотря на новый внешний образ, иную пластику, мы понимаем, что эта метаморфоза обусловлена вовсе не желанием поразить зрительное воображение — так спектакль получает свое логическое продолжение и дальнейшее развитие. В первом отделении мы говорили «здравствуй» старому цирку, здесь мы встречаемся с цирком сегодняшним, с его неизмеримо возросшими требованиями к артисту, с его взыскательным и искушенным зрителем.

Если бенефис Рыжего клоуна получился ярким, зрелищным, цельным произведением, то и современные репризы второго отделения, которое называется «Сердце клоуна», объединенные одним героем, одной сквозной идеей — идеей торжества человека доброго, чуткого, сильного, целеустремленного и щедрого, — представляют моноспектакль, в котором Марчевский раскрывается как артист на редкость универсальный.

По замыслу самого Марчевского, цирковое представление «Здравствуй, клоун!» посвящено клоунам всех времен, и, бесспорно, идея эта нашла прекрасное воплощение. Анатолию Марчевскому удалось с успехом (для многих совершенно неожиданным) вернуть на манеж буффонаду, в которой очень органично произошло слияние старой формы с новым содержанием. Это не может не радовать — ибо налицо удачный результат поисков новых форм цирковых зрелищ. Думается, что за такими работами, объединенными одной ли сквозной идеей, одним ли связующим персонажем, ближайшее будущее нашего цирка.


ОЛЬГА КУЗНЕЦОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования