Клоун Эдвард Двораковский
Гастроли польского цирка, которые проходили минувшим летом в Москве, открыли нам талантливого клоуна Эдварда Двораковского. Комедийное дарование — редкость, вот почему встреча на манеже с артистом Двораковским, щедро наделенным искренним и неподдельным комизмом, по-настоящему порадовала.
Есть комики, которые сразу же, с первого своего выхода на манеж, овладевают зрительным залом. Не так у Двораковского. Он раскрывается от интермедии к интермедии, строя свое выступление словно бы по спирали, и достигает вершины успеха к концу представления.
Клоунский почерк складывается из многого: начиная от таких мелочей, как походка или жест, и кончая основным — индивидуальными особенностями комедийного мышления. Комизм Двораковского начисто лишен внешнего, нарочитого смехачества. И это тем более заметно, когда рядом с Двораковским оказываются два других комика польского цирка. Их резкий наигрыш начинает отчаянно контрастировать с его забавной простотой и естественностью.
Образ, созданный Двораковским, многопланов. Поначалу он производит впечатление деревенского жителя, прямолинейного и простодушного. Когда его снаряжали в город, то приодели. Но безвкусный, яркий костюм провинциального щеголя на нелепой и угловатой фигуре делает его в высшей степени комичным. Оказавшись в цирке, этот простак заинтересованно озирается по сторонам своими ясно-голубыми глазами, в которых так и застыло наивное удивление, И во все старается вникнуть с извечной крестьянской дотошностью. И все попробовать собственными руками. И все ему, представьте, удается.
Вот он появляется отчаянно веселым морячком, переполняя манеж фейерверком акробатических каскадов. И вот перед нами — меланхоличный факир, а вот — придурковатая, уморительно-смешная тетка, которая, вопреки запрету своего степенного супруга, вскарабкалась на скачущую лошадь я старается удержаться на ней во что бы то ни стало. А то вдруг Двораковский предстает перед нами персонажем старинной мимической сценки «Птички», решенной в басенном ключе. Прибегая к легкой трансформации, клоун превращается в кокетливую птицу, игривым пересвистом завлекающую кавалера. Замечу: это одна из лучших интермедий артиста, в которой он показал себя виртуозным мастером комической пантомимы.
Однако Двораковский не только клоун-мим. У себя на родине он делает и текстовые репризы. Но эти репризы, как он рассказывает, построены на сугубо местном материале, на специфических особенностях польской жизни. («У вас их просто не поняли бы», — замечает он). Поэтому в московской программе упор пришлось сделать на пантомиму и пародию.
Прямо скажем, наш зритель не остался в обиде. В пародиях, на мой взгляд, с особенной силой раскрывается комедийное дарование этого клоуна. Он умеет метко схватить и передать в заостренном рисунке самое характерное в только что прошедшем номере. Его пародии всегда очень сочны. Он то незлобиво вышучивает несколько старомодный танец с удавами; то, пародируя клишника, «завязывается» самым невероятным узлом с помощью ложных бутафорских ног (острие этой шутки нацелено на бытующие подчас в цирке обманные трюки); то весело забавляет зрителей, жонглируя самыми прозаическими предметами.
И во всем этом Двораковский показал себя не только сложившимся мимом, но и подлинным мастером арены, свободно владеющим многими цирковыми жанрами. Его по праву можно назвать универсалом. За его разносторонним умением — серьезная цирковая выучка.
Шестнадцать лет назад приятель Двораковского показал ему объявление о наборе в Варшавское цирковое училище: «Попробуем?» Эдварда взяли условно, с годичным испытательным сроком — уж больно слаб и нескладен он был на вид.
Двораковский рассказывает: «Наше училище помещалось в зале бывшего театра «Врубелек» («Воробышек»). Там я и начинал, был этаким желторотым воробышком. В то время я ничего не умел, ровным счетом ничего. После занятий все уходили, а я оставался и репетировал допоздна. Про меня говорили: «Это сумасшедший...» Через семь месяцев я уже показал с партнером приличный акробатический силовой номер «Римские гладиаторы». Немного позднее мы с Кравчиком приготовили эксцентриаду «Веселые моряки». Потом — номер велофигуристов. А три года назад, когда я уже работал на манеже, наш главный режиссер Мариан Мани сказал: «Попробуй себя в клоунаде. У тебя определенно есть комедийная жилка».
С того времени Мариан Манц стал постоянным наставником молодого клоуна и режиссером реприз, которые Двораковский по большей части придумывает сам. И это еще одна отличительная черта подлинного клоуна.
Эдвард Двораковский еще в пути, еще в творческом поиске. Но уже многое определилось. А главное — у него уже прорезался собственный комедийный голос. Теплый юмор так и лучится из него. На нашего гостя весело глядеть. И хочется подольше оставаться в компании этого чудаковатого, доброго и обаятельно-нескладного польского парня.
Р. СЛАВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий