Клоуны Антон и Антошка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Клоуны Антон и Антошка

Клоуны Антон и АнтошкаНа рекламных щитах их обычно объявляют так: «2-Латышева-2», Впрочем, иногда и так: «2-Можаева-2». А перед их первой репризой инспектор манежа провозглашает: «Клоуны Антошка и Анатолий!»

Начинали они в Новосибирской дирекции «Цирк на сцене», причем в номерах акробатики и эквилибра. Потом была Ленинградская дирекция «Цирк на сцене». И наконец, они вышли на круглый манеж коверными клоунами. Предполагалось, что им помогут расширить репертуар во Всесоюзной дирекции по подготовке новых произведений. Пробыли они там всего один день, и было решено, что клоуны и так смогут участвовать в представлениях. Правда, потом к ним направили начинающего режиссера с большими планами, но без практического опыта. Он несколько раз появлялся в цирках, в которых они выступали, привозил тексты сочиненных нм реприз. Для постановки их требовался громоздкий реквизит, который так и не был изготовлен. Осуществить намеченное не удалось. Может быть, и к лучшему — режиссера не очень заботило, как полнее и ярче раскрыть индивидуальности артистов, он исходил лишь из своих представлений. какой должна быть клоунская пара.

Латышевы-Можаевы сами определили характеры своих персонажей. Исходя из намеченных образов создавали репризы тоже сами.

Надо сказать, персонажи их колоритны и контрастны, что является немалым достоинством. Персонаж Анатолия — натура возвышенная, с претензией на утонченность чувств; в его манере держаться — значительность, даже торжественность. Он твердо знает, как положено вести себя, и следует этим правилам. Порой его важность, чопорность становятся смешны. Да, над ним то и дело подсмеивается его друг — приятель Антошка, этакий сорвиголова, которого так и подмывает на озорство. Он враг напыщенной важности, и показной красивости, и мнимой значительности.

Понятно, что два таких персонажа, оказавшись вместе, постоянно вступают в конфликты. То и дело Антошке удается поставить своего важного приятеля в смешное положение, но и сам он, увлекшись, оказывается а нелепой и смешной ситуации.

Анатолий решил приобщить младшего приятеля к музыке. Сам он — маэстро во фраке, полон сознания важности момента. Антошка уныло плетется сзади с футляром скрипки. Любыми способами он пытается улизнуть от наставника. Наконец на пюпитр уложены ноты, открыт футляр. Но в нем вместо инструмента оказывается игрушечный крокодил, который кусает Анатолия за нос. Затем из футляра выскакивает живая мышь, она забирается за борт фрака. Урок музыки сорван, Антошка торжествует.

Другая сценка. Выходной день. Анатолий решает отдохнуть на лоне природы под пение птичек. У Антошки такое идиллическое времяпрепровождение вызывает протест. Анатолий ложится под кустиком, но обнаруживает под расстеленным пиджаком консервную банку. Огромный червяк попадает ему за воротник. С ясного неба сыплется дождь. Все это проделки Антошки. Наконец вроде бы все спокойно, но нет, тишину нарушает назойливый крик вороны. Желая отогнать птицу, Анатолий бросает ботинок. В ответ слышен рев и появляется Антошка с огромным синяком под глазом.

В каждой их сценке — новый конфликт, новая тема, по-новому раскрываются характеры. Последняя их работа, «Регата», посвящена спорту. У Анатолия все как положено: и весла, и парус, и спасательный круг на месте, — у Антошки все не как у людей. Чтобы не проиграть соревнования, ему приходится пускаться на хитрости, на всевозможные каверзы.

Наиболее выразительная реприза у этой пары — «Танго». Над ней артисты работали несколько лет, совершенствуя ее. В этой сценке сочетаются хореография, акробатика, мимическое искусство — и все служит раскрытию характеров персонажей, их отношения к происходящему. В том, что проделывает Анатолий и как проделывает, чувствуется самолюбование, он упивается тем, как все получается у него изящно, грациозно. Антошку не заботит, как он выглядит, лишь бы выполнить что положено. Он угловат, бестолково суетлив. Предельно нелепо выглядит сочетание приземленности, примитивной деловитости и нарочитой возвышенности, одухотворенности. В сценке острая насмешка над претензией казаться исключительно утонченным, над самолюбованием, над тем, что мы порой встречаем в искусстве, да и в жизни.

Надо подчеркнуть, что у клоунов нет стремления ни в этой сценке, ни в других вызвать смех любым путем. Их отличает чувство меры, такта. Качества ценные для коверных.

Ударна реприза артистов — «Эквилибр». В ней исполняются сложнее трюки на катушках. Но опять же Антошка и Анатолий действуют согласно своим характерам. Заканчивается сценка тем, что Антошка, балансируя на пирамиде из катушек, застревает в кольце, которое надел на себя. Еще усилие, и вместе с кольцом, перевернувшись в воздухе, он оказывается на ковре манежа. Слетает рыжий парик, и тут перед зрителями предстает Екатерина Можаева в своем женском наряде.

Еще раз Екатерина Можаева и Анатолий Латышев выходят на манеж под звуки известной песни «Арлекино». Разыгрывается мимическая сценка, в которой немало акробатических трюков. Например, на мгновение гаснет свет и тут же вырастает гигантская фигура арлекино, в два человеческих роста, она широко шагает по барьеру. Можаева и Латышев не единственные, кто переводит песню «Арлекино» под звучание голоса Аллы Пугачевой на язык жестов, танцевальных па и даже акробатики, но, пожалуй, они делают это наиболее удачно и убедительно.

Сценка, о которой идет речь, примечательна и тем, что раскрывает большие возможности молодых артистов. У них еще немало творческих резервов. Оба они люди ищущие, требовательные к себе. И, главное, им есть, что сказать зрителям, и есть возможность сказать по-своему.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования