Клоуны Г. Маковский и Г. Ротман
Когда мы читаем старые клоунады и репризы, у нас обычно возникает ощущение неловкости: неужели над этим смеялись? По свидетельству современников, — да, смеялись.
Но нам кажется, что, если бы Ориоль, Билли-Гайден, Футтит и Шоколад и другие прославленные комики манежа прошлого выступили сегодня со своим репертуаром, они, наверное, показались бы не столь уж интересными по сравнению с О. Поповым и Л. Енгибаровым, Ю. Никулиным и М. Шуйдиным.
Нам могут сказать: есть клоунады «классические», которые играются и сегодня, к примеру, «Вода» или «Бокс». Но обратите внимание, несмотря на любое самое модернизированное исполнение старых клоунад, несмотря на то, что они приобрели какие-то новые черты, — несмотря на все это, у нашего зрителя остается неприятный осадок оттого, что человека обливают водой и бьют по физиономии. Апачи, удары батоном, обливание водой, обсыпание мукой и опилками — все это вызывает сегодня не столько смех, сколько неловкость.
Сейчас часто говорят об исчезновении с манежа буффонадных клоунов, выступающих с оригинальными номерами. В чем же дело? Нам думается, что дело во времени. Время старит не только клоунский репертуар, но и манеру поведения комиков на манеже. Новых буффонадных приемов никто не изобрел, а старые стали штампами. На наш взгляд, это одна из причин исчезновения номеров буффонадных клоунов. Иногда, конечно, вспыхивают искорки этого жанра, появляются смешные сценки, как, например, клоунада Ю. Благова «Свидетель». Но и в них, как во времена Лепома, Футтита и Шоколада, клоуны бьют друг друга по лицу.
Есть, как нам кажется, и другая причина исчезновения буффонадных клоунов. В последнее время полновластным хозяином манежа стал коверный. Он обычно быстро завоевывает расположение зрителей, а когда где-то в середине представления появляются буффонадные клоуны, публика встречает их равнодушно. К тому же в репертуаре многих коверных имеются минимум две клоунады с приемами буффонады, и таким образом вроде бы исчезает необходимость включать в программу комиков-буфф.
Чтобы буффонадные клоуны вернулись на манеж и коверные «не мешали» их номерам, нужны, очевидно, поиски совершенно новых приемов, нового стиля и манеры подачи. Вряд ли правильным и полезным можно считать бытовавшее одно время мне^ ние, что клоунам не нужны рыжие парики, утрированные грим и костюмы, огромные ботинки. В пример ставили О. Попова, который почти не прибегает к подчеркнуто утрированным гриму и костюму. Но не следует забывать, что успех солнечному клоуну принесли не костюм и грим, а его яркая творческая индивидуальность. Нам кажется, не стоит отказываться от ярких париков и костюмов, больших носов и ботинок. Ведь в результате отказа от всего этого и появились клоуны в аккуратных отглаженных костюмах, с легким гримом, с мягкой ненавязчивой манерой держаться, но, как сказал однажды талантливый режиссер А. Арнольд, «с единственным недостатком — не смешные».
Известно, что помимо внешне интересного облика огромную роль в создании образа клоуна- играет репертуар. У каждого комика есть «коронные» репризы и клоунады, пользующиеся особым успехом. Но проходит время, и публика равнодушно принимает даже самые остроумные репризы. Зрителей не удивишь старым репертуаром, они постоянно ждут от нас злободневного, нового. Вот почему основная задача каждого клоуна — неустанный поиск, создание репертуара, отвечающего духу сегодняшнего дня, отражающего то, чем живут миллионы людей. Артисты, которым это удается, долго пользуются успехом, а те, кто довольствуется старым багажом, теряют признание публики.
Клоун, как никто в цирке, должен шагать в ногу со временем, внимательно следить за политическими событиями в мире, достижениями науки, техники, литературы и искусства, даже спорта. Все это должно находить свое отражение в том, что артист делает на манеже. В последние годы клоуны используют в своей работе микрофоны и магнитофонные записи, мотоциклы и автомашины, исполняют трюки, связанные с развитием химии и физики. Ничего подобного, естественно, не могло быть у клоунов прошлого.
Известно, что в основе многих отличных реприз лежит трюк. Сложность исполняемых клоунами трюков неуклонно растет. Олег Попов ходит по свободной проволоке, как по земле. А посмотрите, какие труднейшие стойки и «жимы» на руках демонстрирует JI. Енгибаров! В жонглировании, эквилибре, акробатике комики манежа (особенно это относится к клоунам нашего, советского цирка) достигли сегодня большого мастерства.
Вообще следует сказать, что клоуны цирков капиталистических стран переживают ныне трудное время. И одна из сложностей мешающая их творчеству,— все возрастающие размеры зрительного зала. В огромных трехманежных супер-цирках, считающихся лучшими на Западе, клоунам приходится делать грим и реквизит с расчетом, чтобы их было видно с последних рядов огромного зрительного зала. Ни о какой актерской игре, естественно, не может быть и речи. Нам во время гастролей за рубежом довелось испытать на себе, что значит супер-цирк на 10 — 20 тысяч мест. В таком помещении репризы, вроде нашего «Непослушного микрофона», где играет каждый мелкий жест и особенно мимика, исполнять бессмысленно. Поэтому зарубежные клоуны тонкого комедийного плана, у которых основное оружие мимика и слово, уходят в варьете и различные шоу, чтобы быть поближе к зрителю. Практически подавляющее большинство клоунов-актеров на Западе были вынуждены покинуть цирк...
Заканчивая статью, нам хочется еще раз подчеркнуть, что только своя творческая индивидуальность плюс свой репертуар, полностью отвечающий образу и манере исполнителя и, что самое главное, отвечающий духу времени, являются залогом прочного успеха. Создание всего этого требует огромного количества сил, энергии, напряженного труда. Настоящий клоун не знает покоя ни днем, ни ночью. Поиск и создание нового, беспрестанное стремление всегда шагать в ногу со временем становятся основным принципом его творческой жизни.
Г. МАКОВСКИЙ, Г. РОТМАН, заслуженные артисты республики
оставить комментарий