Ключ к сердцу зрителя - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ключ к сердцу зрителя

В июне этого года мы отмечаем 50-летие нашего Магнитогорска. Подумать только, еще в 1929 году на месте проспекта Пушкина была голая степь, безмолвно вздымалась гора Магнитная над Уралом!

Первая группа строителей Магнитогорского металлургического комбината появилась здесь 10 марта, а к сентябрю их было уже тридцать тысяч.

Прошло десять лет. Загляните в 37-й том первого издания Большой Советской Энциклопедии, выпущенного в 1938 году. Там написано: «Постоянно работают 2 театра, цирк, 17 библиотек, 22 клуба, звуковой кинотеатр, издается восемь газет».

А вот в третьем издании слова «цирк» вы уже не увидите. Тринадцать лет тому назад старое здание пришлось снести. Новый цирк «зажег свои огни» лишь в 1976 году.

Почему я так подробно говорю об этом?

Дело в том, что десять лет в жизни людей — срок немалый. Выросло поколение ребят, которые знают цирк лишь в его двухмерном телевоплощении. Юноши и девушки превратились в мам и пап. «Выросли», «превратились», так и не узнав волнения «сопричастности» к тому, что взаправду каждый вечер происходит на реальном манеже, а не на его телевизионном двойнике.

Итак, наш Магнитогорский цирк десять лет спустя был снова открыт. Удовлетворив свою жажду первооткрывателей, публика если и не остыла, то успокоилась: есть драматический театр и кукольный, появился еще и цирк — это хорошо. Новая программа? Надо бы посмотреть! Не попали сегодня — можно пойти завтра. А можно не пойти и вовсе, ведь жили же мы до сих пор без цирка, проживем и дальше.

Вот москвичи или, например, ленинградцы скажут: такого быть не может. Наши цирки всегда переполнены. Билеты достать невозможно, сколько бы ни шла новая программа.

А у нас жителей всего около четырехсот тысяч, да и отвыкла публика от манежа. Вот и задумались мы: как сделать, чтобы цирк вошел в каждый дом?

Впрочем, уместнее было бы поставить прямо противоположный вопрос. Ведь цирк с помощью телевидения именно и вошел в наши дома, а вот как вывести людей из дома и привести в цирк? Как заставить и больших и маленьких полюбить не телевизионный, а реальный манеж с его запахами, красками, колоритом, неожиданностями, с возможностью войти в непосредственный контакт с актерами, которые ведь буквально ходят по проволоке? Как заставить полюбить цирковую арену?

Найти ключ к сердцу современного столь искушенного зрителя — дело далеко не простое. И все-таки сегодня, пожалуй, можно утверждать, что мы сумели подобрать такой ключ. Как нам это удалось? Почему у магнитогорцев возникло желание ходить в цирк, которое переросло со временем в привычку, в необходимость?

Если вы спросите об этом у наших сегодняшних друзей и поклонников, то ответы будут очень разными. Почему? Да потому что открывать нам пришлось сердца людей разных профессий, возрастов, наклонностей, привычек. Сделать это с помощью одного ключа было невозможно, и мы воспользовались большим набором разнообразных ключей.

Прежде всего мы подумали об афишах. Если театр начинается с вешалки, то цирк начинается с афиши. Представление на манеже — это праздник, и цирковая афиша должна быть как бы преддверием, обещанием этого праздника.

И вот мы выпускаем к каждому новому представлению несколько красочных афиш, рассчитанных на самые разные вкусы. Как реагировали магнитогорцы на наш первый и последующие ходы?

Давайте послушаем, что они сами думают об этом. А я буду лишь комментировать их ответы.

Впрочем, первый и второй комментариев, я думаю, не требуют.

Работник Металлургического комбината: — Основной вид транспорта у нас в Магнитогорске — трамвай. Пока идешь к остановке, на пути тебе попадается либо афишная тумба, либо большой стенд с рекламой нового циркового представления. Подходит трамвай, а на его крыше укреплен красочный рекламный щит, входишь в вагон — печатные объявления рассказывают о новой цирковой программе. Словом, деваться некуда, идешь и покупаешь билеты.

Домашняя хозяйка: — Пойду на рынок — на стендах афиши цирка, сяду в трамвай — вагоновожатый не только названия остановок объявляет, но и называет имена лучших артистов, приехавших в наш город на гастроли. Ну как тут не пойти?

Хочешь не хочешь, а ноги так сами и несут тебя к цирку.

Мать семейства: — Прибежала как-то дочка и кричит: «Мама, мама, там какие-то листовки самолет разбрасывает!» Вышла, подобрала, а в листовке — приглашение в цирк. Пока шла домой, такие же слова читала отпечатанные на тротуаре. Пришла домой, рассказала своим, а дочка: «пойдем» да «пойдем». Пошли. Так и ходим с того раза регулярно.

Вы, наверное, удивляетесь: зачем, мол, все это? В больших городах, может быть, такой вид пропаганды не нужен, а у нас после первого такого опыта зрителей в зале прибавилось. И теперь по договоренности с Аэрофлотом перед каждой премьерой, а иногда и чаще мы за один раз до тридцати тысяч таких листовок сбрасываем.

Отец семейства: — Я из почтового ящика почту всегда сам вынимаю. Смотрю однажды — телеграмма с предложением посмотреть берберских львов. Подумал: ведь никогда таких не видел. И пошли всей семьей,

А таких телеграмм, отпечатанных в нашей типографии, работники почтовых отделений ежедневно разносят вместе с газетами и журналами в десять-двадцать тысяч квартир.

Кроме того, на поступающую в город корреспонденцию с нашей помощью ставится штемпель с названием интересного аттракциона каждой новой программы.

Однажды даже случай курьезный произошел: молодой человек, получив повестку из военкомата, утром явился в цирк, так как на повестке стоял штемпель с приглашением на «Водную феерию» Ильи Символокова.

Девушка: — У нас всегда новинки первым делом в витрины больших магазинов попадают. Посмотришь — и сразу видишь, стоит забежать или нет. Однажды смотрю, в витрине — фотографии артистов цирка и аттракционов новой программы. Посмотрела — интересно. Похоже на своеобразное приглашение, устоять перед которым просто невозможно.

Убедительно? С нашей точки зрения, безусловно убедительно. И теперь наши фотографы после каждой премьеры выставляют в витринах крупных магазинов десять-двенадцать фотостендов, посвященных ей.

Вы уже, наверное, поняли, что сейчас без помощи общественности города мы даже не мыслим своей работы. Большую пользу приносят наши связи с партийными органами, городскими и заводскими комитетами ВЛКСМ, профкомами, школами, обществом книголюбов, экскурсионным бюро и молодежным экскурсионным бюро «Спутник», горспорткомитетом, книготоргом, филармонией, самодеятельными цирковыми коллективами, фото-изостудиями, отделами культуры сельскохозяйственных районов.

Любитель телевидения: — Посмотрел рекламный ролик, снятый во время премьеры нового циркового представления. Ролик заинтересовал. На это, конечно, он и рассчитан. Пошел посмотреть всю программу, и, надо сказать, не пожалел.

Второй любитель телевидения: — Наши комментаторы часто берут интервью у известных цирковых артистов. Послушал я Бориса Бирюкова, Анатолия Марчевского, и захотелось посмотреть, как они работают. Пошел в цирк один раз, пошел другой. Ну а теперь меня уже надо величать не иначе как завсегдатаем.

Радиослушатель: — Каждое утро, бреясь перед выходом на работу, внимательно слушаю программу «Дневник зрителя». Этот своеобразный барометр подсказывает нам «цирковую погоду». После этого мы уже точно знаем, на что именно стоит обратить внимание.

Из газет и радиопередач жители Магнитогорска, окрестных городов и сел узнают о последних новостях цирка, знакомятся с творческой биографией крупнейших мастеров манежа.

С этой целью организован и работает клуб любителей цирка. Перед «запуском» нового спектакля в этом клубе за чашкой чая собираются ведущие артисты программы, председатели культурно-массовых комиссий промышленных предприятий, журналисты, редакторы и сотрудники телевидения и радио. Живой, заинтересованный разговор идет порой далеко за полночь. А в результате на страницах газет, в радиопередачах появляются содержательные очерки, рецензии, фотоочерки. Телевидение устраивает концерты мастеров цирка. Со своими зрителями мы общаемся не только на представлении.

Мы часто проводим творческие встречи ведущих артистов программы во дворцах культуры, институтах, техникумах, школах нашего города. Кстати, для школьников мы устроили конкурс рисунка на тему «Цирк глазами детей», лучшие работы которого экспонируются в фойе цирка. Кроме того, мы стараемся постоянно использовать фойе первого и второго этажей цирка под выставки самодеятельных художников. В конце апреля, например, открылась выставка городского фотоклуба «Магнит», посвященная 50-летию Магнитки.

В конце прошлого сезона мы устроили зрительскую конференцию. На ней выступали заместитель председателя горисполкома Борис Иванович Аверин и заведующий отделом пропаганды и агитации горкома партии Николай Васильевич Васильев. Свои ответы, пожелания высказывали в этот день студенты, рабочие, интеллигенция, работники различных партийных и профсоюзных организаций.

Как видите, мы используем все возможные средства для пропаганды циркового искусства, для популяризации его среди различных слоев населения Магнитогорска. Делаем все, чтобы люди полюбили цирковое искусство, свой цирк.

Для каждого из них есть своя точка отсчета, с которой началась эта любовь. Но из этих отдельных точек складывается кривая интереса к этому подлинно демократическому искусству, которая неуклонно поднимается вверх.

А. СЕРГЕЕВ, директор Магнитогорского госцирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования