Когда представление радует
Наверное, самая неблагодарная задача на сцене — пересказывать произведение искусства. Правда, говоря о цирковой программе, этот термин — «произведение искусства», — как правило, не применяют, разве, что по отношению к отдельному номеру...
Но если программа составлена так, что вынь одну часть — и рушится целое, если есть в ней нить, превращающая разрозненные бусины в ожерелье, тогда мы имеем право рассматривать ее как законченный спектакль, то есть произведение искусства со свойственными именно ему достоинствами и недостатками. Такая вот цельность, законченность и были присущи, на мой взгляд, представлению Киевского цирка, посвященному 50-летию образования СССР.
Многое для успеха этого спектакля было сделано непосредственно Киевским цирком. Именно потому я остановлюсь вначале на номере Татьяны Марковой и Владимира Стихановского «Лебединая песнь» (танец на проволоке).
Этот номер отличается не только тем, что проволока здесь на два метра длиннее и натянута на метр выше, чем в классическом аппарате. И не только высоким профессиональным мастерством исполнителей, особенно Владимира Стихановского, проделывающего ряд рекордных оригинальных трюков. «Лебединая песнь» — это прежде всего хореографическая композиция на высокой проволоке, если хотите, «мини-балет» в воздухе. Легенда о вечной любви Черного лебедя к Белой лебедушке неожиданно нашла свое органичное воплощение именно в этом жанре, позволившем исполнителям как бы парить в воздухе, придавшем их движениям трепетность и нежность.
А ведь «Лебединая песнь» имеет свою историю, которую полезно здесь рассказать. Татьяна и Владимир работали раньше а интересном номере «Тройная проволока». Потом номер распался, молодые исполнители остались вроде бы не у дел. Но у них была мечта — классические танцы на проволоке.
— Будет скучно, — говорили одни.
— У вас нет серьезной хореографической подготовки, — добавляли другие.
Нужен был кто-то старший, авторитетный, кто поверил бы а них, поддержал, помог. Летом 1972 года Стихановский встретился в Москве с глазным режиссером Киевского цирка заслуженным артистом УССР Б. М. Заецем. Борис Михайлович вместе с балетмейстером А. М. Зайцевым написали сценарий, нашли музыку — «Лебединую песнь» украинского композитора А. Белаша — и пригласили молодых артистов в Киев. Номер был подготовлен и принят с оценкой «отлично». Может быть, удивительная его одухотворенность зависит еще и от того, что Татьяна и Владимир очень любят музыку и балет, что Владимир учится на четвертом курсе режиссерского факультета ГИТИСа, пишет стихи... Хорошо, когда в цирк приходит интеллигентная молодежь. Хорошо, когда она встречает таких чутких старших друзей, как в Киевском цирке.
Романтичность, приподнятость характерны и для Галины и Эльвиры Корчагиных, выступающих с голубями. Этот очень красивый номер, поставленный режиссером Е. Зискиндом, напоминает по своему рисунку старинные серебристые гобелены. Музыка, костюмы, ажурный реквизит — все найдено удачно, дополняет друг друга и служит отличным фоном нарядным белым птицам. В номере много сложных трюков. Любопытная деталь — в зарубежных поездках артисткам приходилось выступать на открытых площадках, но их легкокрылые питомцы ни разу не сделали попытки улететь, не отвлекались на яркие огни и звучащую буквально рядом «чужую» музыку. «Игра с голубями» идет так слитно, так легко, что, право, даже не хочется думать, какого труда стоили дрессировщицам все эти «мельницы», «вертушки», «фонтаны» или, допустим, жонглирование четырьмя птицами... Эстетическое воздействие выступления матери и дочери Корчагиных трудно переоценить. И тут хочется особо сказать о вкусе и мере, об умении отсечь все лишнее для того, чтобы номер «зазвучал» в полную силу. Совсем недавно в номере выступала дочь Эльвиры — Марина, третье поколение цирковой династии. Сейчас девочка подросла, и Галина Степановна, как говорится, своею рукой вывела ее из номера: если малышка работала «на него», то девочка-подросток работае» уже «против»...
Разумеется, вкус может быть проявлен не только в том, чтобы убрать лишнее, но и в том, чтобы найти то единственно необходимое, что придаст выступлению законченность, завершенность — этакую своеобразную «изюминку». Вот на арене Александра Шевченко с группой животных. Номер слаженный, идет легко, в хорошем темпе, но... все это мы видели — и таких животных, и такие трюки. И это ощущение «обычности» не покидает до тех пор, пока на манеж не влетает серым облачком стадо лесных грациозных ланей. Они несутся по кругу, перепрыгивая через березовые барьеры-плетни, а за ними в великолепном беге-полете несутся, распластываясь в воздухе, русские борзые. И такая удаль в этом гоне, такой азарт, что вспоминается описание охоты у Пушкина, у Толстого, и даже сердце замирает а груди от этой — такой русской, такой живой и естественной картины. Финал точно найден дрессировщицей, так же, как и в номере у Алексея Соколова. Но о Соколове и его ахал-текинцах следует рассказать особо.
Общеизвестно ироническое высказывание: «Новое — хорошо забытое старое». Есть в этом высказывании и свой подтекст — очевидно, старое-то не следует забывать... Об этом я и думала, когда смотрела отличную работу Алексея Соколова, работу точную, я бы сказала. элегантную, идущую с той особой легкостью, за которой всегда лежит огромный, кропотливый труд. Да простят меня поклонники хореографии, но только в ансамбле «Березка» видела я такую плавность и слитность движений, такое «переливание» из одной фигуры танца в другую- Классическая «свобода» — один из самых старых и, увы, самых редких ныне цирковых жанров. Почему? Очевидно, ответ на этот вопрос следует искать прежде всего в трудоемкости: выдрессировать лошадь куда сложнее, чем собаку или даже медведя. И все-таки нашему цирку следовало бы всерьез заняться возрождением этого прекрасного и горячо любимого зрителем жанра. А пока факт остается фактом — номеров классической «свободы» у нас крайне мало... И один из самых лучших — у Алексея Соколова.
Путь этого дрессировщика к успеху напоминает своей целенаправленностью и напряжением всех сил альпинистское восхождение. Инструктор-наездник высшей офицерской кавалерийской школы, затем жокей и тренер а конном спорте, он пришел в цирк, потому что его интересовали не скачки, а работа с лошадьми как с партнерами. Он был джигитом и дрессировщиком у М. Туганова, потом работал десять лет дрессировщиком у Л. Котовой и Ю. Ермолаева. Позже, по приглашению Министерства культуры Казахстана, он участвовал в подготовке четырех конных номеров для вновь создаваемого национального циркового коллектива республики, за что был награжден грамотой Верховного Совета Казахской ССР И только потом Алексей Соколов счел себя вправе подам, заявку а главк на собственный номер. Об этом полезно знать тем, кто толкует о «везении», «своей руке» и подобных «слагаемых» успеха... Верность мечте, талант и труд - вот что определяет путь ИСТИННОГО аргисга!
Приступая к подготовке номера Соколов остановил свой выбор на ахал-текинцах, нервных и капризных, но восприимчивых и на редкость красивых Это действительно сказочное зрелище, когда но менеже появляются пять розовых и пять бронзовых лошадей. И безупречная дрессура как-то по-особому воспринимается именно благодаря редкой красою животных. Когда пятерка бронзовых, поднятая на "оф", идет по писте, а перед ней, соблюдая дистанцию и строй, идет пятерка розовых — это поистине прекрасно.
Я остановилась так подробно на трех номерах потому, что их как бы объединяет «лица необщее выраженье». Что же касается их места в программе, то, как я уже сказала вначале. »га программа представляется мне явлением цельным, в котором почти нет "провалов" или досадных просчетов. Как и всегда, великолепны зквилибристы с першами под руководством заслуженного артиста УССР В. Французова. Отлично работают жонглеры на лошадях Тепловы (думается, если младший член этой семьи шестнадцатилетний Игорь) не снизит требовательности к себе, его ожидает большое цирковое будущее. Хочется сказать доброе слово о музыкальных эксцентриках Елене и Борисе Гринье, в руках которых звучат (наконец-то!) не скрипки и фаготы, а матрешки, ложки, крошечные окарино и даже дощатые ставни их остроумно сделанного «сувенирного киоска». Хорошее впечатление оставляют силовые акробаты Б. Сдобнин и Ю. Илюшин, эквилибристы на катушках Вера и Владимир Лещук, воздушные гимнасты Светлана Лисименко и Сергей Нечаев. Что же касается замечательного аттракциона "Дрессированные львицы", то о нем писалось так много хорошего, что мне остается только присоединиться к предыдущие оценкам и в свою очередь добавить, что молодые артисты Людмила и Владимир Шевченко еще раз убедительно доказали, что сегодня их аттракцион — один из лучших аттракционов советского цирка.
А теперь я хочу вернуться к самому началу программы, к тому моменту, когда зрители, входящие в зал. увидели устремленную ввысь колонну, образованную лентами — знаменами пятнадцати республик. Потому что парад-пролог, посвященный 50-летию образования СССР, стал в этой программе главной удачей, тем запевом, который определил стиль и строй всего представления.
Патетика — прекрасная и могучая, без ложного пафоса и надрывных интонаций — заговорила в прологе в полную силу. Она звучала в отлично найденном кино-фоне: на экране, поднятом над форгангом, под перезвон курантов вспыхнули поочередно гербы пятнадцати братских советских республик, на этом же экране бушевал огонь войны и сверкали звезды праздничных салютов, а в самом начале с экрана спокойно и приветливо улыбнулся нам Ильич.
Патетика нашла свое пластическое выражение в короткой, но выразительной пантомиме «Путь Родины» (постановщик Б. Заец, балетмейстер А. Зайцев). Она убедительно воплощена и в музыке (музыкальный руководитель — заслуженный артист УССР В Петрусь), и в хорошем литературном тексте (автор В Иващенко). И особой удачей представляется мне финал представления. Уже рассказана героическая история нашей страны, уже по лестнице, спустившейся со сцены, прошла колонна знаменосцев, вбирая в себя кружащихся на манеже в «Вальсе дружбы» украинца и эстонку, русского и грузинку, латыша и узбечку — представителей всех республик нашей Родины. И вдруг звучит песня «Пусть всегда будет солнце», и на залитую ярким светом арену выбегают, выскакивают, выкатываются «колесом» ребятишки — маленькие и такие трогательные в своих розовых в обтяжечку трико. Вот для кого пройден трудный и славный путь! Дети, маши дети, — пусть будут они обязательно счастливыми, пусть радостно и спокойно Живется им под мирным голубым небом!
Привлечение подшефного пионерского цирка «Орленок» (руководитель И Ольгин) не просто украсило пролог. Дети и цирк неотделимы друг от друга, поэтому так органично идут вслед за прологом выступления артистов, поэтому нет диссонанса между патетикой посвящения и непосредственно спектаклем, состоящем, как я уже говорила, из неординарных и интеллигентных (право, не знаю, как сказать точнее) номеров.
Остается только пожелать Киевскому цирку, отмеченному п дни празднования 50-летия образования СССР высокой наградой — Юбилейной грамотой ЦК КП Украины. Президиума Верховного Совета УССР, Совета Министров УССР и Укрсовпрофа, — мерить все свои будущие программы той же высокой мерой. что и юбилейную
ИРИНА БАБИЧ
оставить комментарий