В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Когда рыбаки на берегу

Мягко вздрагивает под ногами палуба от упругой силы дви­гателей, медленно развора­чиваются и остаются позади серые берега с игрушечными куби­ками домов.

Продолговатое тело судна плавно разрезает волны — сейчас оно легкое, стремительное, не то, что через несколько месяцев, когда, тяжело оседая в воде, нагруженное уловом, будет возвращаться домой. Рыбаки уходят а море. Впереди — многие километры пути в Атлантике и Северном море, напряженный труд, тоскливое однообразие пейзажа: насколько хватает глаз — свинцовая тя­желая вода... Но главная трудность, неверное, не эта. Главное — оторван­ность от близких, от дома, от Родины. По нескольку месяцев, по полгода связывает тружеников моря с миром только радио. Вот случайная волна выплеснула знакомые слова:

«Я тебя подожду,
Только ты приходи навсегда...»
И повеселел парень, улыбнулся. Задумался...

Короткие строчки вахтенного жур­нала вмещают в себя каждодневный труд, и капризы стихии, и деловые события дня. «Вахту сдал», «Вахту примял». «Видимость хорошая», «Шторм три балла», «Запеленговали косяк сельди»... Так дни, месяцы. И, может быть, потому никто не ждет так возвращения домой, может, никому так не дорого теплое слово, острая шутка, веселая песня, как рыбакам. Разве что зимовщикам полярных станций. Но и те, кажется, в луч­шем положении. Иногда в Антаркти­ду песню привезти бывает легче, чем из областного центра добраться с концертом до ближайшего рыболо­вецкого   колхоза.

ПОКА ПРОФЕССИОНАЛЫ ДУМАЮТ...

«Зиемельблазма» — «Северное сияние» — так назвали латвийские ры­баки свой   центральный   Дом   культуры, что находится в большом поселке Вецмилгравис. Он и впрямь, словно сказочный замок, сияет огнями в черноте позднего вечера, далеко освещая не­броский пейзаж. Из окна во втором этаже, прикрытого легкой шторой, льется то затихая, то иабирая силу щемящая, такая знакомая песня:

«Ничто в поле не колышется...»

Голоса стройно и ладно ведут ме­лодию а'капелла. Так еще иа подсту­пах к Дому Культуры меня поджида­ла радость—встреча с искусством одного из лучших самодеятельных женских хоров Латвии. Он существует уже пятнадцать лет, в прошлом году занял второе место на республикан­ском смотре, сейчас готовится к Празднику песни. Но все это я узнала позже, а по­ка ходила и ходила по гулким залам, переходам со стрельчатыми окнами, открывала и тихо притворяла двери, стараясь не мешать занятиям круж­ков.

— Выше   голову. Носки,    девоч­ки,   носки... (учебная разминка эстрадно-тан­цевальной   группы)
— От  топота   копыт  пыль   по  по­лю   летит (техника речи   в   драмколлективе).

А в этой комнате мне захотелось задержаться подольше, Сочный, ка­кого-то удивительно теплого оттенка голос...

— Карлис бильон — судовой мото­рист и солист эстрадного ансамбля, — говорит мой гид Юрис Тидрикис (ка­кой порядочный замок обойдется без гида!). Он шепотом переводит с латышского слова песни. Есть в ней и штормовое море, и непроглядная ночь, и одинокий маяк, освещающий путь морякам. Бесхитростные слова, ну, а музыка, — с музыкой что-то совсем неладно, в ритме перебивки...
— Чья   песня?
— Бильон   сочинил.   Да,   конечно, ритм... и слова не очень получились...

Но вы послушайте, как ее принимают ребята!   Карлис   ведь   сам   моряк — знает,  что больше  всего ждет чело­век, когда вернется домой. И в море уходить  легче   с   душевной   песней. Ждали,   пока   композиторы   напишут, да   что-то   видно   не  очень   вдохнов­ляют их рыбацкие будни.

— А стихи?   А   сценки?   А   новые танцы?

Оказывается, к нашему разговору прислушиваются, Воспользовавшись перерывом в репетиции, все загово­рили наперебой. Плохо с конферан­сом. Вообще трудно с текстами. В этом я вскоре убедилась, встретив­шись и с участниками агитколлектива. Юрис Тидрикис инженер-конструктор, ведущий эстрадных программ, конфе­рирует в агитбригаде. У него глу­бокий голос, отличная дикция, спо­койная, не навязчивая манера разго­вора. Он уверенно и скромно дер­жится на сцене. Но боже мой, что он говорит! Какая-то беззубая и (да про­стят меня за резкость эти хорошие девушки и ребята) пошловатая байка о пьяном шофере, жулике и еще о ком-то, имеющем столь же отдален­ное отношение к заботам и нуждам рыбаков...

—Сами знаем   —   плохо. Но что делать,  не балуют нас писатели.  Не повторять   же   интермедии   популяр­ных рижан Грина и Либединского или московских   конферансье.  Так  общи­ми силами что-то и склеиваем. Иног­да   получается,   в   иногда...

Юрис горячится, тема, видно, на­болевшая.

— А    эстрадный    ансамбль?    Нам бы   хорошего   руководителя!   Вот   вы говорите — хор. Так с ним  занимает­ся    Янис    Бригзна   —   преподаватель столичной консерватории. И студенты не  забывают.  Мы же — сами. А зна­ ний   мало…

Грустно слушать ребят. Вспоми­нается, говорили мне, что популяр­ный в Латвии композитор Инга Ингеберг заинтересовалась «беспризор­ным» ансамблем, обещала взять на себя руководство им. Хочется верить, что она не передумает... Может, при­несет хорошие тексты конкурс на сценарий «Слава труду» и конферанс, объявленный в газете «Рыбак Лат­вии». А пока профессиональные деяте­ли эстрады собираются с мыслями, энтузиасты художественной самодея-' тельности в одиночку борются со стихийной нехваткой материала, знаний и умения. И несмотря на трудности, успехи у молодежи есть бесспорные. Боевая бригада, созданная на базе эстрадного ансамбля, — частая и же­ланная гостья в рыболовецких арте­лях. Только на днях она вернулась из   колхоза   «Сарканайс   Даугаветис».

На   сцене — солистки  женского  хора. Рига 1964На   сцене — солистки  женского  хора

Такие поездки совершаются один-два раза в месяц. Традицией стали интересные встречи, прощальные кон­церты на судах перед их уходом в море. Самодеятельные артисты пер­выми поздравили рыбаков плавбазы «Рига» с получением звания ударни­ков коммунистического труда, пока­зали на судне большую программу. Не раз свои концерты они записыва­ли на магнитофонные пленки, посы­лали   их   в   плавание.

— А «Огоньки»? Раз в месяц они светят и в нашем Доме по примеру свэих профессиональных предше­ственников. Передача об открытии кафе в «Зиемельблазма» транслиро­валась телевидением по всей респуб­лике. О, в этот день нас посетили эстрадные артисты  и  кинозвезды!

...Вечер, на котором мне довелось побывать, назывался «Говорит стар­шее и среднее поколение». Заслу­женные рыбаки, герои труда, и про­сто старые умелые люди пришли в Дом культуры рассказать молодежи о своем труде, о любви к морю, ко­торую пронесли они через всю жизнь. Наверно, есть на свете про­фессии получше рыбацкой, только не могли поверить в это те, кто нахо­дился   в   тот   вечер   в   зале! А потом гости слушали пески и шутки и смотрели лихие пляски, ко­торые подготовил эстрадный коллек­тив. Лица внимательные, на подло­котниках руки — натруженные, заго­релые, лишь сегодня праздные. Очень кружковцы старались. Толь­ко зря они хотели делать все как «по-настоящему». И два ведущих — парень и девушка (такие, как на «Огоньке» из Риги!), и бодрые улыб­ки не сходят с лиц конферансье (долго учились у дикторов телевиде-ния). И опять думается: им бы ре­жиссера   умного. А режиссеры и руководители ря­дом — рукой подать. Когда же скре­стятся   их   пути?

НЕ ИДЕТ ГОРА К МАГОМЕТУ!

— Как обслуживаем рыбаков?

Исполняющий обязанности дирек­тора Государственной филармонии Латвийской ССР Г. В. Янкевич пере­листывает толстые книги, называет цифры, читает названия городов, на­селенных пунктов. Чаще всего мель­кает: Вентспилс, Лиепая... Встре­чается большой поселок Роя, Салац-грива. Цифры мелькают, цифры вну­шают, цифры уже не убеждают, хо­чется их просто расшифровать. Вентспилс? Лиепая? Но ведь это крупные порты с многотысячным на­селением, хорошими концертными залами, подготовленной публикой. Да, там большой процент населе­ния — рыбаки, рабочие предприятий рыбной промышленности, но ведь не о них, очевидно, болело сердце ру­ководителей филармонии. Куда кро­ме этих городов направить приезжих гастролеров? Здесь сборы обеспече­ны. Актеры приехали, любители эстрады купили билеты, как в любом другом     городе     республики.     Это очень хорошо, что жители Лиепаи и Вентспилса послушали Н. Дорду, В. Бунчикова, московский коллектив «Юность». Отлично, что побывали там артисты украинской эстрады и многие   другие.

Ну а как с «необкатанными» пло­щадками? Нет, речь конечно, идет не об отдаленных маленьких колхозах (тут любой директор филармонии застрахован: «кассы не будет»!). Я вспоминаю энтузиастов эстрад­ного искусства из центрального Дома культуры рыбаков, что находится в поселке Венцмилгравис, в нескольких километрах от Риги, вспоминаю их труды, неудачи, огорчения. Как поскучнели их лица, когда я спросила о контактах с республиканской филармонией! Мрачнеет лицо и у моего собе­седника, лишь я произношу — «Зие-мельблазма».

— Очень   трудная   площадка.   Не любят там эстраду. Да и вообще искусство   рыбаков   не   интересует.  До сих пор не можем им простить провала «Лезгинки»! Сорвали концерт — почти  пустой  зал был.  С тех пор не посылаем   туда   коллективы.   Правда, зимой   выступал   еще   там  наш   Риж­ский эстрадный оркестр.
— Сборы? На этот раз полные. Но уж и условия:  в зале холод — 8 гра­дусов,   у   музыкантов   руки   немели, акустика   скверная!..

Самое обидное, что прав тов. Ян­кевич. Во всем этом убедиться при­шлось и мне — и акустика неважная и в зале холодно. И все-таки, думает­ся, не только поэтому неохотно ры­баки в «Зиемельблазма» на концерты гастролеров идут. Почему сорвался концерт Дагестанской эстрады, ко С успехом показались рижане? Не верю я, чтобы не зажгли зрителей Венцмилгрависа огневые ритмы, не очаровало мастерство танцоров из Дагестана. Думается, что плохо орга­низована была реклама, да и прода­жа   билетов. А отчего в этом же зале на 1200 мест не бывает свободных кре­сел, когда проходят интересные те­матические вечера, самодеятельные «Огоньки»? Как случилось, что помещение не вместило всех желающих попасть на концерт Кировоградского народного ансамбля танца «Ятрань»? Говорят, подготовка тщательная была...

Это очень скверно, когда в зале холодно и рояль расстроен. Вина за это лежит на постоянно меняющихся руководителях Дома культуры, кото­рых профсоюзу рыбаков давно сле­дует призвать к порядку. Но мирно проходить мимо этого и зачеркивать на таком основании площадку, кото­рой может позавидовать любой боль­шой город, игнорировать шесть ты­сяч населения (рыбаков, рабочих рыбного порта, сардинного завода) тоже не похвально. Конечно, проще открыть тут же в поселке пункт продажи билетов на эстрадные спектакли в Риге. Кстати, не жалуются киоскеры, хорошо у них билеты покупают! Оказывается, лю­бят эстраду рыбаки, И трясутся в автобусе темной зимней ночью, отсчи­тывая километры. Едут в Дом офи­церов шля в клуб завода ВЭФ, по­тому что знают: «Когда гора не идет к Магомету»... А у кого энтузиазма поменьше — дома остаются — хо­лодно, далеко.

«Огонек»  ведут  И. Леппа  И  Ю.  Тидрикис«Огонек»  ведут  И. Леппа  И  Ю.  Тидрикис

...Я просматриваю толстую пачку отзывов о состоявшихся концертах, лекциях. Пишут ученики одиннадца­тых, седьмых классов, четвертых, восьмых, первых, их родители (для них тоже читаются лекции). Хорошо ведется в филармонии лекторская. работа со школьниками! Листаю наугад. Только в феврале состоялось 100 лекций-концертов. Учащиеся 50 школ прослушали со­держательные, умные беседы на са­мые различные темы: «Познакомим­ся с музыкальными инструментами», «О чем рассказывает музыка», «Со­ветские композиторы — лауреаты Ленинской премии» и другие.

— Будущих      слушателей      гото­вим, — с   гордостью  говорит Янкевич.
— А вы не пробовали к рыбакам с такими лекциями приехать? Может, не  пришлось  бы  тогда  их  за  недо­статочный   уровень   культуры  ругать?
— Да как-то в голову, признаться, не   приходило.

...Кажется кто-то утверждал, что зимовщикам одиноко на далеких льдинах? Не соглашусь с этим. Для них и концерты по заявкам по радио, и любой актер за высшую честь по­чтет на СП слетать. А может, не всегда обязательно надо тысячи километров перекрыть, чтобы при­нести   людям   радость? ...Мягко вздрагивает под ногами палуба от упругой силы двигателей, медленно разворачиваются и остают­ся позади серые берега с игрушеч­ными кубиками домов... Уходят ры­баки в море. Скоро они вернутся. Чем встретят их на берегу?
 

г.   Рига, М. МАРЧУКОВА

Журнал Советский цирк. Май 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100