Коллектив - могучая сила
Не секрет, что у многих артистов выработалось почему-то настороженное, если не сказать, отрицательное отношение к вступлению в коллектив. Случайно ли это? Нет.
На мой взгляд, объясняется такое положение тем, что у мастеров арены веками вырабатывались навыки к обособленному, индивидуальному творчеству. Такие понятия, как «мой трюк», «мой номер», «мои партнеры», прочно вошли в сознание огромного числа артистов. По сей день основу творчества в цирке составляет работа над номером. И осуждать это не приходится, такова уж специфика нашего искусства. В номере выражены возможности исполнителя: его наклонности, способности, мастерство. И вот возникает вопрос, зачем нужен коллектив артисту, если у него есть добротный номер, с которым можно выступить в любой программе. Более того, кое у кого складывается впечатление, что, мол, принцип индивидуального творчества несовместим с коллективным, одно, дескать, мешает другому. Но мнение это глубоко ошибочно. Практика нашего коллектива «Веселая арена» доказывает, что индивидуальные и коллективные формы творчества не исключают, а, дополняя друг друга, являются наиболее плодотворными при создании новых произведений.
Собирая вместе номера и исполнителей, мы ставили перед собой задачу создать условия для максимального раскрытия творческих возможностей каждого из артистов. Эта задача была тесно связана с другой — подготовить своими силами несколько программ. Кто смотрел наши выступления, мог убедиться, что большинство исполнителей успешно работает в двух номерах. Например, акробаты-вольтижеры Карповы принимают участие и в номере прыгунов «Метеор» под руководством Н. Жулева. В первом отделении сестры Вартановы выступают как жонглеры-антиподисты, во втором — как велофигуристы и т. д. и т. д.
О преимуществах коллективного творчества убедительно говорит и такой пример. В нашей клоунской группе успешно участвует Рудольф Изатулин. Он выступает в трех жанрах: как жонглер, эквилибрист-эксцентрик на свободной проволоке и коверный клоун. И в каждом из этих жанров артист достиг определенного мастерства. У нас любой артист перестает быть только «трюкачом», то есть исполнителем нескольких трюков. Осваивая новые жанры, входя в разные номера, он становится разносторонним артистом. На мой взгляд, именно совместная работа позволила создать условия для подготовки всеми исполнителями вторых номеров. Более того, участие в нескольких номерах стало у нас непременным требованием, предъявляемым к каждому артисту.
Одновременно мы успешно решили вторую серьезную задачу — расширение репертуара. Хоть сам термин звучит несколько по-театральному, мы с полным основанием можем говорить и о цирковом репертуаре — номерах, клоунадах, из которых можно сформировать несколько различных программ. Одни и те же исполнители выступают у нас в нескольких номерах, как актеры театра в нескольких ролях. Напомню, создавая новые номера, артисты не только обогащают этим родной коллектив, разнообразя его программы, но и сами творчески обогащаются, шире раскрывают свои личные способности. Сейчас у нас есть вечерняя и специальная детская программы. Ближайшая наша задача — удвоить репертуар, то есть создать две вечерние и две детские программы.
Еще об одном преимуществе коллектива. Он позволил сделать представление цельным, подчинить его единому замыслу. «Веселая арена» — написано на наших афишах. Это как бы заверение, что спектакль непременно будет жизнерадостным, веселым. Но чтобы полнее, ярче реализовать этот замысел, недостаточно было лишь заполнить смешными клоунскими сценками паузы между номерами. Требовалось, чтобы элемент комического присутствовал во всех или почти во всех выступлениях, чтобы смех не умолкал от начала до конца спектакля
Елена ФЕДОРОВА (пластический этюд)
Конечно, непросто было придать представлению задуманную цельность, добиться, чтобы логически развертывалась, пусть несложная, сюжетная линия. Приходилось перестраивать, переделывать номера, подчиняя их основному замыслу. Думаю, что если бы такие же переделки потребовались в обычной программе, собранной на один-полтора месяца, никто бы из артистов не согласился на них. В коллективе же такое оказалось возможным: ведь мы сообща создавали свой спектакль, и каждому участнику была понятна и близка стоящая перед ним задача.
Вот как это выглядело на практике. «Воздушные эквилибристы» Ю. Кручинкин и Л. Волчок прежде работали в классическом плане. А тут, чтобы органически войти в представление «Веселая арена», номер их должен был приобрести комическое звучание, что и удалось осуществить. Теперь он начинается так. На манеже клоуны, спорящие, кто из них лучше. Л. Волчок заявляет, что он не только самый веселый, но и самый смелый артист, что он может взобраться на вершину мачты, установленной на манеже. Доказывая свою правоту, Волчок лезет на мачту, но оказывается, что она подвижна. Делая круговые обороты на мачте, теряя детали одежды, он, пугаясь, начинает взывать о помощи. На выручку спешит гимнаст Ю. Кручинкин. Он помогает незадачливому комику. Заметим, что Л. Волчок, конечно же, достигает вершины мачты, демонстрируя незаурядное мастерство эквилибриста. Получился оригинальный номер, в котором трюк уже не самоцель, а служит средством раскрытия образа.
Так «вмешательство» коллектива в сугубо индивидуальное творчество помогло исполнителям сделать свое выступление выразительнее, ярче. Большая ответственная нагрузка выпала на клоунскую группу в составе Владимира Кремина, Галины Кремина, Рудольфа Изатулина, Алексея Перепонова. Тщательный отбор репертуара позволил группе придать части своих выступлений злободневное политическое звучание. С манежа звучит гневный протест против возрождения нацизма в ФРГ (автор Н. Румянцева — «Сладкая жизнь»), против агрессии американского империализма во Вьетнаме (автор Б. Романов — «Пантомима»). Так практически мы стремимся осуществить мысль А. В. Луначарского о том, что клоун смеет быть публицистом.

Дрессировщица собачек Екатерина РУБАНОВА
Акробаты-вольтижеры Виктор и Татьяна ВЛАДИМИРОВЫ
Акробаты на шаре БОГДАНОВЫ
Еще одно важное преимущество коллектива перед сборной программой состоит в том, что его участникам легче, так сказать сподручнее, развивать свои способности. Ведь рядом с ними постоянно опытные учителя и опекуны. Вот убедительный пример. Галина Богданова начала работать у нас костюмершей. В свободное время она училась акробатике, упорно тренировалась. Товарищи охотно помогли ей овладеть различными трюками. И теперь она выступает в номере «Акробаты на шаре».
Еще один факт. К нам пришла артистка А. Шарова, выступавшая ранее танцовщицей на проволоке. Ей предложили войти в любой другой номер. Но поначалу дело шло у нее туго. Мы всячески старались помочь Шаровой. Ввели ее в группу эквилибристов-балансеров, где она, старательно трудясь, освоила исполнение рекордных трюков. Затем артистка стала выступать в номере «Этюд на лошадях». Сейчас она участница двух номеров.
Конечно, не все проходит гладко. Кроме творческих проблем мы занимаемся проблемами воспитания, политической и общеобразовательной учебы молодежи, помогаем товарищам освободиться от стремления к личному успеху в ущерб коллективному. Но это уже особый разговор, он требует отдельной серьезной статьи. В заключение хочу лишь подчеркнуть: проблемы коллективного творчества серьезны, обширны, они требуют тщательной разработки. Но, ведя разговор о них, надо исходить из того, что жизнь предъявляет сейчас артисту цирка очень высокие требования. Удачно сколоченный «номерок» перестает быть творческим идеалом. У нас в цирке становится все больше и больше исполнителей, смело ищущих новое, стремящихся постичь различные жанры: гимнастику и пантомиму, дрессировку и клоунаду, акробатику и слово. Неисчерпаемые возможности для осуществления этих замыслов открывают, на мой взгляд, коллективы.
Вникнем в сущность циркового искусства, вдумаемся в чудесную универсальность образного циркового языка, и станут вполне очевидными богатые возможности, которые таятся в недрах разнообразных по своему творческому лицу коллективов. Создание их открывает неограниченные возможности для режиссера — ставить не только отдельные номера и жанровые композиции, но и большие спектакли, отличающиеся оригинальностью формы, глубиной содержания. Сейчас, если так можно выразиться, коллективы проходят пробу на прочность. Их надо всемерно поддерживать, подкреплять всеми средствами. Практика убедительно доказывает: то, что не под силу одиночке, вполне по плечу коллективному творческому организму. Важно только, чтобы каждый из них создавался не по шаблону, не как случайное собрание людей, а по принципу объединения артистов-единомышленников, воодушевляемых общностью творческих взглядов и устремлений.
В. ВЛАДИМИРОВ, художественный руководитель коллектива «Веселая арена»
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий