В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Коллектив - могучая сила

Не секрет, что у многих артистов выработалось почему-то настороженное, если не сказать, отрицательное отношение к вступлению в коллектив. Случайно ли это? Нет.

На мой взгляд, объясняется такое положение тем, что у мастеров арены веками вырабатывались навыки к обособленному, индивидуальному творчеству. Такие понятия, как «мой трюк», «мой номер», «мои партнеры», прочно вошли в сознание огромного числа артистов. По сей день основу творчества в цирке составляет работа над номером. И осуждать это не приходится, такова уж специфика нашего искусства. В номе­ре выражены возможности исполнителя: его наклонности, способности, мастерство. И вот возникает вопрос, зачем ну­жен коллектив артисту, если у него есть добротный номер, с которым можно выступить в любой программе. Более того, кое у кого складывается впечатление, что, мол, принцип индивидуального творчества несовместим с коллективным, одно, дескать, мешает другому. Но мнение это глубоко оши­бочно. Практика нашего коллектива «Веселая арена» доказы­вает, что индивидуальные и коллективные формы творчест­ва не исключают, а, дополняя друг друга, являются наиболее плодотворными при создании новых произведений.

Собирая вместе номера и исполнителей, мы ставили пе­ред собой задачу создать условия для максимального раскры­тия творческих возможностей каждого из артистов. Эта зада­ча была тесно связана с другой — подготовить своими сила­ми несколько программ. Кто смотрел наши выступления, мог убедиться, что большинство исполнителей успешно работает в двух номерах. Например, акробаты-вольтижеры Карповы принимают участие и в номере прыгунов «Метеор» под руко­водством Н. Жулева. В первом отделении сестры Вартановы выступают как жонглеры-антиподисты, во втором — как велофигуристы и т. д. и т. д.

О преимуществах коллективного творчества убедительно говорит и такой пример. В нашей клоунской группе успешно участвует Рудольф Изатулин. Он выступает в трех жанрах: как жонглер, эквилибрист-эксцентрик на свободной проволо­ке и коверный клоун. И в каждом из этих жанров артист достиг определенного мастерства. У нас любой артист перестает быть только «трюкачом», то есть исполнителем нескольких трюков. Осваивая новые жан­ры, входя в разные номера, он становится разносторонним артистом. На мой взгляд, именно совместная работа позво­лила создать условия для подготовки всеми исполнителями вторых номеров. Более того, участие в нескольких номерах стало у нас непременным требованием, предъявляемым к каждому артисту.

Одновременно мы успешно решили вторую серьезную за­дачу — расширение репертуара. Хоть сам термин звучит не­сколько по-театральному, мы с полным основанием можем говорить и о цирковом репертуаре — номерах, клоунадах, из которых можно сформировать несколько различных про­грамм. Одни и те же исполнители выступают у нас в не­скольких номерах, как актеры театра в нескольких ролях. Напомню, создавая новые номера, артисты не только обога­щают этим родной коллектив, разнообразя его программы, но и сами творчески обогащаются, шире раскрывают свои личные способности. Сейчас у нас есть вечерняя и специальная детская про­граммы. Ближайшая наша задача — удвоить репертуар, то есть создать две вечерние и две детские программы.

Еще об одном преимуществе коллектива. Он позволил сде­лать представление цельным, подчинить его единому замыс­лу. «Веселая арена» — написано на наших афишах. Это как бы заверение, что спектакль непременно будет жизнерадостным, веселым. Но чтобы полнее, ярче реализовать этот замысел, недостаточно было лишь заполнить смешными кло­унскими сценками паузы между номерами. Требовалось, что­бы элемент комического присутствовал во всех или почти во всех выступлениях, чтобы смех не умолкал от начала до кон­ца спектакля

Елена ФЕДОРОВА (пластический этюд)Елена ФЕДОРОВА (пластический этюд)

Конечно, непросто было придать представлению задуман­ную цельность, добиться, чтобы логически развертывалась, пусть несложная, сюжетная линия. Приходилось перестраи­вать, переделывать номера, подчиняя их основному замыслу. Думаю, что если  бы такие  же переделки   потребовались в обычной программе, собранной на один-полтора месяца, ни­кто бы из артистов не согласился на них. В коллективе же такое оказалось возможным: ведь мы сообща создавали свой спектакль, и каждому участнику была понятна и близка стоящая перед ним задача.

Вот как это выглядело на практике. «Воздушные эквили­бристы» Ю. Кручинкин и Л. Волчок прежде работали в клас­сическом плане. А тут, чтобы органически войти в представ­ление «Веселая арена», номер их должен был приобрести комическое звучание, что и удалось осуществить. Теперь он начинается так. На манеже клоуны, спорящие, кто из них лучше. Л. Волчок заявляет, что он не только самый веселый, но и самый смелый артист, что он может взобраться на вершину мачты, установленной на манеже. Доказывая свою правоту, Волчок лезет на мачту, но оказывается, что она под­вижна. Делая круговые обороты на мачте, теряя детали одежды, он, пугаясь, начинает взывать о помощи. На выруч­ку спешит гимнаст Ю. Кручинкин. Он помогает незадачли­вому комику. Заметим, что Л. Волчок, конечно же, достигает вершины мачты, демонстрируя незаурядное мастерство эквилибриста. Получился оригинальный номер, в котором трюк уже не самоцель, а служит средством раскрытия образа.

Так «вмешательство» коллектива в сугубо индивидуальное творчество помогло исполнителям сделать свое выступление выразительнее, ярче. Большая ответственная нагрузка выпала на клоунскую группу в составе Владимира Кремина, Галины Кремина, Ру­дольфа Изатулина, Алексея Перепонова. Тщательный отбор репертуара позволил группе придать части своих выступле­ний злободневное политическое звучание. С манежа звучит гневный протест против возрождения нацизма в ФРГ (автор Н. Румянцева — «Сладкая жизнь»), против агрессии амери­канского империализма во Вьетнаме (автор Б. Романов — «Пантомима»). Так практически мы стремимся осуществить мысль А. В. Луначарского о том, что клоун смеет быть пуб­лицистом.

Дрессировщица собачек Екатерина РУБАНОВА Акробаты-вольтижеры Виктор и Татья­на ВЛАДИМИРОВЫ Акробаты на шаре БОГДАНОВЫ

Дрессировщица собачек Екатерина РУБАНОВА
Акробаты-вольтижеры Виктор и Татья­на ВЛАДИМИРОВЫ
Акробаты на шаре БОГДАНОВЫ

Еще одно важное преимущество коллектива перед сборной программой состоит в том, что его участникам легче, так ска­зать сподручнее, развивать свои способности. Ведь рядом с ними постоянно опытные учителя и опекуны. Вот убедитель­ный пример. Галина Богданова начала работать у нас костю­мершей. В свободное время она училась акробатике, упорно тренировалась. Товарищи охотно помогли ей овладеть раз­личными трюками. И теперь она выступает в номере «Акро­баты на шаре».

Еще один факт. К нам пришла артистка А. Шарова, вы­ступавшая ранее танцовщицей на проволоке. Ей предложили войти в любой другой номер. Но поначалу дело шло у нее туго. Мы всячески старались помочь Шаровой. Ввели ее в группу эквилибристов-балансеров, где она, старательно тру­дясь, освоила исполнение рекордных трюков. Затем артистка стала выступать в номере «Этюд на лошадях». Сейчас она участница двух номеров.

Конечно, не все проходит гладко. Кроме творческих про­блем мы занимаемся проблемами воспитания, политической и общеобразовательной учебы молодежи, помогаем товари­щам освободиться от стремления к личному успеху в ущерб коллективному. Но это уже особый разговор, он требует отдельной серьезной статьи. В заключение хочу лишь подчеркнуть: проблемы коллек­тивного творчества серьезны, обширны, они требуют тща­тельной разработки. Но, ведя разговор о них, надо исходить из того, что жизнь предъявляет сейчас артисту цирка очень высокие требования. Удачно сколоченный «номерок» переста­ет быть творческим идеалом. У нас в цирке становится все больше и больше исполнителей, смело ищущих новое, стре­мящихся постичь различные жанры: гимнастику и панто­миму, дрессировку и клоунаду, акробатику и слово. Неисчер­паемые возможности для осуществления этих замыслов открывают, на мой взгляд, коллективы.

Вникнем в сущность циркового искусства, вдумаемся в чудесную универсальность образного циркового языка, и ста­нут вполне очевидными богатые возможности, которые таят­ся в недрах разнообразных по своему творческому лицу кол­лективов. Создание их открывает неограниченные возможно­сти для режиссера — ставить не только отдельные номера и жанровые композиции, но и большие спектакли, отличаю­щиеся оригинальностью формы, глубиной содержания. Сейчас, если так можно выразиться, коллективы проходят пробу на прочность. Их надо всемерно поддерживать, под­креплять всеми средствами. Практика убедительно доказы­вает: то, что не под силу одиночке, вполне по плечу кол­лективному творческому организму. Важно только, чтобы каждый из них создавался не по шаблону, не как случайное собрание людей, а по принципу объединения артистов-еди­номышленников, воодушевляемых общностью творческих взглядов и устремлений.
 

В. ВЛАДИМИРОВ,  художественный руководитель коллектива «Веселая арена»

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100