В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Коммунизм начинается сегодня

 Коммунизм начинается сегодняВсе человечество взволновала новая Программа КПСС. В величественном двадцатилетнем плане построения коммунистического общества передовые люди всего мира увидели живое воплощение своих идеалов и надежд.


У приверженцев империалистической буржуазии этот новый Коммунистический Манифест, предвещающий неминуемую гибель капитализма, вызывает дикую злобу и бешеную ненависть. Нас же, советских людей, новая Программа партии наполняет законной гордостью: ведь это нам выпала честь первым проложить дорогу к самому справедливому общественному строю, своими руками пронести сквозь годы борьбы и побед знамя, на котором написано: Мир, Труд, Свобода, Равенство и Счастье.

 

Особое место в Программе уделено задачам в области образования, воспитания, науки и культуры. Смысл всей идеологической работы партии — в формировании нового человека, активного строителя коммунизма. От его духовного роста зависит и повышение его творческой активности. А максимальная творческая активность каждого, на каком бы участке он ни работал, — непременное условие для осуществления программы коммунистического строительства.

Изучая Программу КПСС, нельзя не задуматься о перспективах любимого дела и нам, работникам советского   цирка.

В предстоящие двадцать лет само цирковое искусство приобретет новые черты. Ведь его основа в том, чтобы зритель ощущал гордость за человека, был увлечен безграничностью человеческих возможностей. Если нет этого изумления и восхищения кажущейся невероятностью того, что удается проделывать артистам на манеже, нет и самого искусства цирка.

Цирковое искусство, обогащаясь, неизбежно будет меняться вместе с быстрым ростом духовной и физической культуры зрителей, с изменением их художественных вкусов и представлений о возможностях человека. С учетом этих изменений необходимо уже сейчас создавать новые номера, аттракционы и представления, оригинально и интересно задуманные, в которых сочеталось бы, как этого требует проект Программы, «правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что  противодействует  движению  общества  вперед».

Получат распространение «большие формы» циркового искусства — пантомимы и феерии, сюжетные представления, — способные выражать значительные мысли и давать широкое изображение жизни. Большое будущее ожидает и представления на стадионах.

Все это потребует обогащения выразительных средств цирка: использования «чудес» науки и техники в качестве основы новых номеров, расширения диапазона творческих возможностей артистов. Должна воз-родиться давняя традиция цирка — владение одновременно несколькими жанрами циркового искусства, такими, как акробатика, жонглирование, дрессировка, в сочетании с актерским мастерством. Юмор проникнет во все жанры циркового искусства, и мы увидим комических акробатов, эксцентриков на трапеции под куполом,   конных   клоунов...

Новые, повышенные требования будут предъявлены к репертуару. Писатели создадут для цирка интересные, яркие и значительные произведения нового характера и стиля, используя более широкую палитру красок, которыми овладеют исполнители. Художественным руководителям цирков придется широко привлекать к созданию репертуара местных литераторов, воспитывать их, знакомить со спецификой цирка, помогать им в создании впечатляющих произведений на злободневные темы   своего   города.

Было бы ошибкой полагать, что речь идет о создании какого-нибудь десятка первоклассных новых произведений, номеров и аттракционов. В проекте Программы говорится: «Партия считает необходимым равномерно размещать культурные учреждения по территории страны с тем, чтобы постепенно поднять уровень культуры деревни до уровня города, обеспечить быстрое развитие культурной жизни во вновь осваиваемых районах». А это связано с увеличением числа цирков и армии  артистов.

В самом деле, три четверти всех цирков сосредоточено только на четвертой части территории страны. На огромных пространствах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана — в районах гигантских строек и поднятой целины, где население непрерывно растет, — цирки на-считываются буквально единицами. Расстояние между ними доходит порой до трех тысяч километров. Само собой понятно, что именно здесь нужно в первую очередь строить новые цирки. Их оборудование должно быть  на  уровне  современной  техники:  электрифицированные подъемные механизмы, горизонтальный транспорт, сменные подъемные арены и водяные устройства, необходимые для того, чтобы энтузиасты, осваивающие наши отдаленные районы, могли увидеть новые цирковые  представления  в  полном блеске.

В нынешнем году для сельского зрителя будет дано пять тысяч цирковых представлений, в основном силами коллективов «Цирк на сцене». Учитывая небольшую вместимость деревенских помещений, зачастую вовсе не приспособленных для зрелищ, эти представления увидит лишь небольшой процент сельского населения страны. Чтобы выполнить задачу, поставленную партией, число цирковых коллективов должно значительно увеличиться.

Нечего и думать о том, что Государственное училище циркового искусства при теперешнем масштабе и уровне его работы сможет дать цирку необходимое число квалифицированных артистов. Проект Программы указывает нам основной источник, из которого советский цирк сможет черпать творческие кадры. «Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства».

Цирковая самодеятельность уже существует. Она вырастает, пока еще стихийно, из массового спортивного движения. В Талине, в Асбесте, в некоторых городах Украины уже созданы народные цирки, работающие так же, как народные театры. Над самодеятельными цирковыми коллективами шефствуют профессиональные артисты, оказывая им известную помощь. Но этого далеко   не   достаточно.

Помощь цирковой самодеятельности должна приобрести размах, соответствующий тем масштабам, которых требует Программа. Государственное цирковое училище может в короткий срок дать необходимые учебно-методические пособия, на первых порах хотя бы в виде переработанных стенограмм занятий. Дома народного творчества, размещенные по всей стране, могут распространить свое влияние и на цирковую самодеятельность, поначалу используя в качестве руководителей не только местных преподавателей физкультуры, но и тех артистов цирка, которым возраст или состояние здоровья не позволяют выступать на профессиональной арене. Должен быть создан специальный клоунский репертуар с тем, чтобы самодеятельные клоуны могли вырастать из драматических и эстрадных кружков. При таких условиях задачей Государственного училища циркового искусства будет повышение творческой квалификации, окончательная профессионализация молодых людей, уже выросших в самодеятельности, имеющих практический   опыт   выступлений.

Если развитию цирковой самодеятельности будет оказана широкая поддержка, недалеко время, когда народные цирки будут выступать не только в колхозных и заводских домах культуры. Крупнейшие цирки страны смогут тогда предоставлять свои манежи самодеятельным номерам и аттракционам.

При таких условиях профессиональный цирк должен будет показывать только номера высшей квалификации, исключительно интересные по замыслу и исполнению, которые могли бы служить примером для многотысячной   цирковой   самодеятельности.

Чтобы цирковые представления способствовали формированию в народе высоких художественных вкусов, как этого требует новая Программа, постановка на манеже большого числа новых произведений потребует участия многих десятков талантливых, умелых режиссеров, хорошо знающих природу цирка. Нужны художественные руководители цирков и коллективов «Цирк на сцене», постановщики номеров, аттракционов и сюжетных представлений в Центральной студии, в цирках и на стадионах, руководители народных цирков, режиссеры-педагоги. Самотеком, без квалифицированной режиссерской руки в наше время подлинно художественные номера и представления не могут быть созданы.

Для решения этой задачи, имеющей первостепенное значение, должны быть использованы все средства: приглашение театральных режиссеров и выпускников режиссерских факультетов театральных учебных заведений, привлечение к постановочной работе опытных артистов цирка, создание при Центральной студии группы повышения квалификации режиссеров, привлекаемых в общественном порядке, и другие меры, подсказываемые жизнью.

Лучшие режиссерские силы, сосредоточенные в Центральной студии циркового искусства, составят с течением времени тот творческий штаб Союзгосцирка,  где будут рождаться свежие, оригинальные идеи, создаваться принципиально новые номера и представления, в которых, как сказано в Программе, «смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использованием и развитием всех прогрессивных традиций мировой культуры». Советское цирковое искусство не в состоянии быстро идти вперед без наличия творческого ядра, все силы которого направлены на расширение возможностей цирка, на изобретение прежде небывалого во всех жанрах, в приемах подачи номеров   и   программ.

Казалось бы, эти функции должен осуществлять художественный отдел Союзгосцирка. Но его работники, занятые организационно-хозяйственными и административными функциями, не могут в широком масштабе   решать   чисто   творческие   новаторские   задачи.

Подлинно творческим центром, так сказать «бродильным ферментом» циркового искусства, могло бы стать, по нашему мнению, постоянно действующее творческое совещание. К участию в нем могут быть привлечены все люди, бескорыстно любящие цирковое искусство, любящие и умеющие мечтать и дерзать: режиссеры и артисты, писатели, художники и композиторы, инженеры, работники аппарата и просто любители цирка. Если такое совещание не будет носить парадного характера, если его участники будут привлечены к делу не ради почетных званий, популярных имен или занимаемых должностей, а ради их желания по-деловому помочь развитию любимого искусства, — совместные усилия  не  могут  не дать  положительных  результатов.

Новые интересные творческие задачи, увлекающие артистов цирка, послужат могучим стимулом для усиленной работы каждого над повышением своего мастерства, помогут поднять уровень профессиональной культуры. Общая увлеченность работой создаст и благоприятную атмосферу для воспитательной работы с артистами, которая должна быть значительно усилена с тем, чтобы моральный кодекс строителя коммунизма, о котором говорит новая Программа, был органически усвоен каждым. Артист цирка, высмеивающий моральные изъяны своих современников, сам должен быть примером для всех. К нему самому в первую очередь должны быть применены требования Программы: духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

За минувшие годы у артистов советского цирка воспитан подлинный дух коллективизма, выражающийся в заботе каждого об общем деле, общем успехе. Особенно сильно это новое моральное качество проявляется во время зарубежных гастролей, когда весь коллектив участников представления чувствует себя полпредом нашей культуры, нашего народа. И в повседневной жизни цирка сплошь и рядом проявляется тот же дух коллективизма. Бескорыстная помощь товарищам, предложения об улучшении циркового дела в стране, добровольная передача государству собственной аппаратуры — все это стало нормой поведения.

Дух коллективизма — огромная сила, опираясь на которую руководство Союзгосцирка  вместе с общественными организациями сможет поднять всю массу работников цирка на выполнение великих и трудных задач, поставленных новой Программой КПСС. Опираясь на самую широкую общественность, руководство должно разработать перспективный план развития циркового искусства в стране. И если этот план станет достоянием каждого артиста, каждого работника, — нет сомнения в том, что он будет осуществлен с успехом.


Журнал ”Советский цирк” октябрь 1961 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100