Коммунизм мы строим сегодня - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Коммунизм мы строим сегодня

В докладе о проекте Программы КПСС Никита Сергеевич Хрущев говорил: «Тому, кто хочет знать, что такое коммунизм, мы с гордостью можем сказать: «Читайте Программу нашей партии». Новая Программа партии научно определяет задачи, которые никогда не ставились ни перед одной страной, ни перед одним народом: в течение ближайших двадцати лет построить, в основном, коммунистическое общество. И это предстоит сделать советским людям, нашему поколению.
Новая Программа КПСС — это великий учебник жизни. Чтобы стать активным строителем коммунизма, его необходимо глубоко изучать и осмысливать. Нет сейчас более важной, почетной и благородной задачи, чем изучение и пропаганда Программы и Устава КПСС. Это почетная и важная задача в первую очередь стоит перед нашими партийными организациями.
После XXII съезда КПСС каждый советский человек размышляет над тем, что он может внести в дело строительства коммунизма. Вопрос этот волнует и работников искусства, и в частности, работников цирка. Какой вклад могут они внести? Очень большой. Искусство во всех его формах и проявлениях является средством идеологического воспитания человека. Одной из основных задач XXII съезд партии выдвинул задачу воспитания человека коммунистического общества. Работники искусства призваны помочь партии в утверждении коммунистической морали, преодолении пережитков прошлого в сознании людей, влияния буржуазной идеологии, способствовать гармоничному развитию человеческой личности. «В борьбе за победу коммунизма, — говорится в Программе партии, — идеологическая работа становится все более мощным фактором. Чем выше сознательность членов общества, тем полнее и шире развертывается их творческая активность в создании материально-технической базы коммунизма, в развитии коммунистических форм труда и новых отношений между людьми и, следовательно, тем быстрее и успешнее решаются задачи строительства коммунизма», О том, какое огромное значение придает партия идейно-политическом у воспитанию советских людей, свидетельствует созванное ЦК КПСС в декабре прошлого года Всесоюзное совещание по вопросам идеологической работы. Оно наметило конкретные пути для усиления политико-воспитательной работы и совершенствования ее форм и методов. Все это позволит успешно решить стоящие перед нашим народом задачи коммунистического строительства.
Итак, цели ясны, задачи определены. Цирковое искусство — глубоко народное искусство. Его многожанровость открывает перед мастерами манежа широкое поле деятельности. Это искусство смелых, сильных, физически развитых людей. Такими мы хотим видеть людей будущего. Но физическая красота должна гармонично сочетаться с духовной красотой, вкусом. Наделенный этими физическими и моральными качествами цирковой артист может служить примером для нашей молодежи. Но особенно большие возможности у артистов разговорного жанра: клоунов, сатириков, музыкальных эксцентриков. Умной, веселой, но язвительной шуткой они иногда могут достичь большого, чем обстоятельный доклад о вреде алкоголя, о стяжательстве, эгоизме и других пороках, унаследованных от прошлого и застрявших занозой в сознании некоторых людей. В то же время, обличая пороки, не надо забывать об утверждении положительного, нового, прекрасного, что составляет основу нашей жизни. В репертуаре артиста разговорного жанра всегда должна быть идейная направленность, актуальность, связь с жизнью, с тем, что именно сегодня интересует и волнует зрителя. А в целом оптимистическое, разностороннее, красочное, жизнеутверждающее цирковое искусство призвано не только воспитывать советских людей, но и радовать их, вдохновлять, создавать у них хорошее, бодрое настроение.
 работники   циркового   искусстваОднако, чтобы успешно выполнить эти почетные задачи, стать подлинными помощниками партии и проводниками   ее   идей,   работники   циркового   искусства должны правильно разбираться в событиях внутри страны и в международной обстановке, творчески изучать документы XXII съезда КПСС.
Многие партийные организации предприятий Союзгосцирка умело, и правильно ведут работу по пропаганде и изучению Программы КПСС, материалов съезда. Примером может служить постановка политико-воспитательной работы в партийной организации Московского ордена Ленина госцирка. Здесь в помощь самостоятельно изучающим документы XXII съезда читаются лекции и доклады, проводятся консультации. Создано два постоянно действующих семинара. В библиотеке подобрана соответствующая литература. Хорошо налажена пропаганда материалов съезда и политическая учеба в Ленинградском, Омском, Харьковском, Симферопольском цирках. Это положительно сказывается в творчестве артистов, на идейно-художественном уровне их номеров.
К сожалению, приходится говорить еще и о таких цирках, в которых идейно-воспитательная работа проводится формально, вне связи с жизнью и задачами, которые стоят перед коллективом.
В Ижевском цирке (директор Е. Солон) идеологическая, воспитательная работа крайне запущена. Здесь долгое время вообще не приступали к изучению материалов XXII съезда, не занимались воспитанием людей. Это не могло не сказаться на состоянии трудовой дисциплины в цирке. Были случаи аморальных поступков среди отдельных артистов и технических работников. Артистка Н. Пономарева в нетрезвом состоянии выступала на представлении. Систематически пьянствовали и недостойно вели себя в быту артист С. Авдеенко и униформист А. Халтанов.
Такие нарушения моральных норм разлагающе действуют на весь коллектив. Однако ни администрация, ни партийная организация не боролись решительно с теми, кто мешает творчески работать всему коллективу цирка.
Действенность, эффективность идеологической работы измеряется на тех же весах, на которых измеряется идейно-художественное достоинство представлений. Между тем и другим существует прямая взаимосвязь. Не случайно, что в том же Ижевском цирке клоуны нередко преподносят зрителю низкопробные «произведения» собственного «изготовления». Особенно отличился этим коверный Г. Стуколкин. Его репризы примитивны и плоски. Такое, с позволения сказать, «искусство» только дискредитирует артистов.
Недостатки в идейно-воспитательной работе сказываются на мировоззрении артистов, а иногда и на их внешнем облике. Артисты советского цирка гастролируют за рубежом, на наших манежах демонстрируют свое мастерство гости из многих стран, в том числе и капиталистических. В их репертуаре есть много хорошего, поучительного, но есть и чуждое нам, противоречащее нашим эстетическим нормам. Однако некоторые молодые артисты порой все же не умеют отделять доброе от недоброго. Подражая дурному вкусу, они исполняют свои номера под дикую джазовую музыку, лишенную мелодии и ритма, уродуют себя немыслимыми прическами, утрированно-модными костюмами. Но главное не в том, что они уродуют себя внешне. Главное, что они уродуют свою душу и, опускаясь  нравственно, могут  в какой-то мере стать носителями вредной буржуазной идеологии. А это уже зло, с которым надо непримиримо бороться, «...Буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... — писал В. И. Ленин. — Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной». Это предостережение вождя нельзя забывать.
Нашей молодежи предстоит жить и творить при коммунизме. Поэтому, формируя нового человека коммунистического общества, необходимо уделять особое внимание идеологическому воспитанию молодых артистов, которые будут продолжать и развивать замечательные традиции советского цирка. Большая роль в этой ответственной работе отводится директору. Руководитель цирка отвечает не только за выполнение производственного плана, но и за идеологическое воспитание коллектива. Требование это оправданно, ведь директора цирков, как правило, — люди с богатым творческим и жизненным опытом. Кому, как не им своим заслуженным авторитетом дано влиять на молодых артистов, помогать им совершенствовать мастерство, расти идейно, вырабатывать в себе качества, определенные моральным кодексом строителем коммунизма.
Пропаганда великих идей XXII съезда партии должна быть убедительной, одухотворенной. Она требует от пропагандиста живого и яркого слова. Чтобы сделать ее результативнее и доходчивее, надо постоянно совершенствовать организационные формы этой важной работы. Полезны, например, не только обстоятельные беседы, лекции и доклады, но и встречи с непосредственными производителями материальных благ — ударниками и коллективами бригад коммунистического труда, передовиками сельского хозяйства, делегатами XXII съезда КПСС. Задушевные беседы, обмен мыслями и планами взаимно обогащают людей, положительно влияют на их трудовые и творческие успехи. Например, артисты Московского ордена Ленина госцирка поддерживают дружескую связь с рабочими столичного завода «Станколит». Они часто бывают на этом предприятии, делятся с его коллективом своими творческими планами, знакомятся с производством. Рабочие завода — желанные гости в цирке — принимают активное участие в обсуждении новых программ, высказывают ценные замечания. Этот поучительный пример москвичей достоин подражания.
Много есть испытанных форм идеологической работы. А если подойти к ней творчески, хорошо подумать, можно найти и много новых. Но организация политико-воспитательной работы в цирках имеет еще свои специфические трудности. Их необходимо учитывать. Артисты цирка — народ подвижной, они часто переезжают из города в город. Поэтому нужно координировать программу занятии, чтобы темы их не дублировались в тех цирках, куда приезжают артисты.
Долг партийных, комсомольских и профсоюзных организаций наших цирков — продуманно, умело организовать, контролировать и вести идеологическую работу. Изучение Программы партии не следует считать кратковременной кампанией и сводить к специальным занятиям. Пропаганда решений и документов XXII съезда КПСС — это большая, ответственная работа, которую необходимо проводить повседневно, увязывая ее с конкретными задачами, стоящими перед мастерами советского манежа.
Людмила  КОТОВА вальсирует вместе со  своими  четвероногими «кавалерами» Людмила  КОТОВА вальсирует вместе со  своими  четвероногими «кавалерами»

ПЕРВЫЕ, НО НЕ ПОСЛЕДНИЕ ВСТРЕЧИ

Большие, неисчерпаемые артистические резервы таятся в недрах Союзгосцирка. Об этом со всей очевидностью свидетельствует программа «Первые встречи», показанная в феврале Московским цирком. Она доказала, что в так называемом «конвейере» вполне можно подбирать отличные, разнообразные по жанрам номера и включать их в представления столичной арены.
В системе Союзгосцирка немало молодых, да и не только молодых, ищущих, творчески беспокойных артистов, стремящихся обогатить свои номера свежими трюками, привнести в них яркое, оригинальное содержание, движущее вперед искусство советского цирка. Но мы, к сожалению, так редко видим в Москве действительно новое, что, аплодируя мастерству уже признанных артистов, не столь требовательно относимся и к московской режиссуре, и к руководству Центральной студии циркового искусства, почти не балующих зрителей интересными, новыми номерами и аттракционами.
Пора уже более внимательно и тщательнее следить за творческой жизнью цирков на периферии, выявлять все лучшее и талантливое, что родилось там за последние годы, систематически просматривать все подготовленное артистами в «самодеятельном» порядке, порой без помощи и участия режиссеров. Надо применять всевозможные меры, поощряющие работу артистов над подлинно самобытными номерами и трюками. Необходимо всерьез заинтересоваться деятельностью Центральной студии циркового искусства, часто «штопающей» и перелицовывающей старые номера, некоторые из которых и «штопать» то не следует, а давно пора сдать в музей.
Программа «Первые встречи» со всей настойчивостью ставит также вопрос о самой решительной активизации деятельности Московского, Ленинградского и еще нескольких ведущих цирков страны в подготовке и создании новых номеров. В Москве и Ленинграде к услугам режиссуры — самые крупные, самые известные писатели, композиторы, художники. Эти цирки обязательно должны стать творческими лабораториями, рождающими оригинальные аттракционы, номера и пантомимы, о которых, кстати сказать, в последнее время вообще забыли.
Благородный, строгий стиль нашего жизнерадостного циркового искусства, питаемого гуманистическими идеями социалистического общества, завоевал себе повсюду десятки миллионов поклонников и горячих друзей. Мастера советского цирка и его молодежь всегда являются самыми желанными и дорогими гостями в крупнейших городах нашей необъятной страны, на новостройках, на целине. С триумфом гастролируют артисты советского цирка во всем мире. Им аплодируют зрители Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, заполняя до отказа не только помещения цирков, но и грандиозных спортзалов и стадионы, где чаще всего приходится выступать посланцам циркового искусства Страны Советов. Известнейшие иностранные критики и специалисты признают и подчеркивают ведущую роль и главенствующее положение советского цирка во всем мире. И это обстоятельство обязывает наших артистов быть особенно требовательными к своему творчеству.
Величайший документ эпохи — «Программа Коммунистической партии Советского Союза» подчеркивает, что в период развернутого строительства коммунистического общества «все виды искусства достигнут новых высот в развитии идейного содержания и художественного мастерства»... Это положение имеет самое прямое и непосредственное отношение и к деятелям советского цирка. Перед ними — непочатый край работы, творческих дерзаний и исканий, которые обогатят советский цирк невиданными достижениями и успехами.
Но вернемся к «Первым встречам». Не в пример трафаретным, надоевшим своей однообразностью «прологам» и шествиям артистов режиссер М. Местечкин на этот раз представляет участников спектакля при помощи портретов-диапозитивов, возникающих в разных местах под куполом цирка. На экране, расположенном над форгангом, демонстрируются кадры из комедийных фильмов с участием коверного комика Юрия Никулина, и он по приглашению своего партнера Михаила Щуйдина прямо сверху сходит на манеж и принимает участие в интермедии.
Заслуживает внимания и работа художника Л. Окуня со вкусом, в виде красивых белоствольных березок оформившего занавес форганга и применившего этот же мотив в платьях девушек, участвующих в танцах. Интересны также поиски художника в многоцветном решении ковра манежа.
Все выше и выше
Все выше и выше
У Германа Отливанника все вызывает удивление… даже собственное мастерство
У Германа Отливанника все вызывает удивление… даже собственное мастерство

Представление начинают юные акробаты братья Козаченко. Ребята неплохо показывают различные упражнения. Но, право, к чему включать в вечерние, подчеркиваем вечерние представления, детский номер? К тому же через несколько минут мы видим эквилибристов на оригинальной лестнице А. Пескова и В. Филимонова, которые в первой части номера тоже выступают как партерные акробаты. Их чисто трюковая работа заслуживает высокой оценки. Но эти артисты, точно так, же как и первоклассные акробаты, братья Шуляковские, по сути дела демонстрируют наборы трудных трюков (вот, мол, смотрите, что мы умеем!), совершенно забывая об актерском мастерстве, о композиционном построении своих, повторяю, в общем, интересных номеров. И в этом просчет не только артистов, но и режиссуры, не занимающейся такой важной проблемой.
Воздушная гимнастка Г. Адаскина демонстрирует красивую, профессионально крепкую работу, изобилующую сложнейшими трюками. Свое выступление она заканчивает смелым броском вниз на «штрабатах». Воздушные гимнасты Эмма и Виктор Голиковы выступают с более традиционным номером, каких немало в системе Союзгосцирка. И лишь спуск по канату, когда В. Голиков держит в руке свою партнершу, является хорошо найденной концовкой.
В программе есть и абсолютно «проходные» номера. Выступление 3. Ярчевич с собачками кажется копией, размноженной «под копирку». Чем оно отличается от десятка таких же, номеров, много, много раз виденных в цирках страны?
Лет двадцать назад в Москве с дрессированным мулом выступал артист В. Козловский. Сейчас он снова на столичном манеже, но номер его стал значительно хуже. В рамках импровизированного «ринга» мулу тесно, никакой дрессировки, трюков артист не показывает. Упрямое животное лишь сбрасывает с себя нескольких парней из «подсадки». Эти «трюки» можно оборвать в любом месте, на любой попытке взобраться на мула. Режиссерски номер не сделан, не прокорректирован.
Хочется от всей души поздравить артистов и с большими удачами. К числу их бесспорно относятся музыкальные эксцентрики-жонглеры Герман и Людмила Отливанник. Сколько отличных находок, остроумных и неожиданных реприз нашли эти артисты! Все, начиная с выхода Германа Отливанника в образе этакого рассеянного, недоумевающего — куда же он попал — персонажа, хорошо продумано и найдено в этой сценке. Жонглируя шариками, артисты под аккомпанемент оркестра заставляют звучать «столик», «вешалку», воздушные шары. Массу изобретательности и настойчивости в создании своего оригинального номера проявили эти артисты, еще недавно работавшие в системе передвижных цирков!
Очень хороша и «конно-танцевальная сюита» в исполнении Л. Котовой и Ю. Ермолаева. Дрессировка, сочетаемая с танцами, когда на манеже звучит пленительная музыка Штрауса, и лошади вальсируют вслед за Котовой, различные композиций, показываемые Ермолаевым, — все это радует своей свежестью, непосредственностью и красотой. И как высокое достижение конной дрессировки  в финале
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин – этот дуэт уже хорошо известен любителям циркаЮрий Никулин и Михаил Шуйдин – этот дуэт уже хорошо известен любителям цирка

Юрий Ермолаев проводит по манежу вздыбленную шестерку своих выхоленных коней. В этом номере следует лишь отметить, пожалуй, никак не оправданное переодевание и выход Л. Котовой в образе шалуна-мальчишки. Ничего интересного, остроумного в этой трансформации режиссеру Н. Зиновьеву не удалось придумать, и хороший номер лишь отежеляется, теряет в своей стройности и динамичности.
Заслуженный артист РСФСР В. Волжанский давно известен в цирке как неутомимый, пытливый новатор, ищущий все новых и новых решений в жанре воздушной акробатики. И в «Первых встречах» он приготовил москвичам большой сюрприз, показывая новую, предельно отточенную, виртуозную работу на трехъярусном канате. Особенно следует здесь отметить сына Волжанского — тоже Владимира и дочь Марину, на которых собственно и держится вся наиболее сложная, трюковая работа в замечательном аттракционе. Трудно описывать все переходы и пробежки артистов по канатам, натянутым горизонтально и под углом 45 градусов. Надо видеть, с какой легкостью и уверенностью преподносится это выступление, за которым скрываются многие месяцы повседневной и упорной тренировки. Поэтому с таким блеском Волжанские скользят на роликах из-под купола цирка. Владимир носит на голове одновременно двух партнерш, стоящих на тоненькой доске. Можно пожелать только Волжанскому-старшему, чтобы он больше и органичнее включил бы в трюковую работу не только сына и дочь, но и остальных партнерш.
Москвичи увидели в этой программе смешанную группу хищников. Ее привезли к нам Нина и Александр Капитановы. Чувствуется, что дрессировщики пытались создать какое-то сюжетное представление: клетку загромоздили экзотическими бутафорскими деревьями и лианами, видимо собираясь как-то их обыграть. Но режиссерски этот замысел не реализован, тигры и ягуар просто бродят по этой «аппаратуре», львы внизу на манеже огрызаются на своего «хозяина». Нина Капитанова выводит большого шимпанзе. Забравшись на верхушку «дерева», человекообразная обезьяна долго не сходит, несмотря на уговоры дрессировщиков. Номера не получилось, а сами трюки, выполняемые хищниками, не представляют интереса...
В советском цирке мы знаем нескольких талантливых, выдающихся комиков и хороших клоунских дуэтов. Но их все же мало, очень мало для такого большого количества цирков, какое объединяет Союзгосцирк. О неблагополучии с клоунадой красноречивее всего говорит антре артистов Л. Кадывкина и В. Костеренко. Трудно понять смысл их сценки «Верная любовь» — невзыскательной, изобилующей дешевыми остротами, битьем по голове «колбасой» и прочими такими же «выпадами». Не помогает клоунам и вода... Чем объясняется показ этих артистов в представлении «Первые встречи»? Не лучше ли было подготовить для них хороший репертуар и поработать с ними режиссеру? Тогда и не было бы такого очевидного провала, в котором повинны не только артисты.
Эти недочеты с клоунадой приходится восполнять коверным комикам Ю. Никулину и М. Шуйдину. Они не впервые в Москве, нравятся зрителям, всегда ожидающим от них интересного злободневного отклика на различные события нашей жизни. И артисты не обманывают этих ожиданий. В их репертуаре несколько веселых, остроумных сценок, высмеивающих «справкоманию». бюрократизм и некоторые другие отрицательные явления быта. Юрий и Татьяна Никулины выступают в лирической сценке в парке, когда спекулянт — продавец цветов (М. Шуйдин) буквально раздевает влюбленного юношу, покупающего букет своей девушке. От программы к программе растет мастерство талантливых комиков, и им можно лишь пожелать дальнейшей успешной работы над сатирическим репертуаром.
Программа «Первые встречи» показала, что можно составить в общем хорошее и интересное представление, черпая для него артистические кадры в цирках «глубинки». Право, режиссуре и руководству Союзгосцирка стоит более внимательно присмотреться к своим наличным кадрам, всемерно усиливая в то же время работу над созданием новых, оригинальных номеров.

Журнал ”Советский цирк” март 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100