онферанс - ¬ ћ»–≈ ÷»– ј » Ё—“–јƒџ
¬ ћ»–≈ ÷»– ј » Ё—“–јƒџ    
 







                  администраци€ сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

 онферанс

«адачи конферанса. »з книги ¬. јрдова. "–азговорные жанры эстрады и цирка".

”спех концерта во многом зависит от того, кто будет конферировать, то есть вести его. ¬ чем же сложность конферанса? ѕрежде всего, в его смысловом, идейном звучании. ≈сли в прочих разговорных номерах (в сценках, куплетах, фельетонах, рассказах) сравнительно просто установить идейную, смысловую направленность, то конферанс в этом плане представл€ет дополнительные трудности. Ќа прот€жении концерта конферансье принужден говорить на самые различные темы.   тому же артисту, ведущему концерт, нар€ду с исполнением подготовленного авторского текста приходитс€ импровизировать. ј это требует от него большого таланта, политического чуть€, вкуса.

ѕоскольку о конферансе написано чрезвычайно мало, мы рассмотрим этот жанр более подробно и позволим себе дать некоторые практические советы исполнител€м. »скусство это редкое и почти не имеет аналогий в других артистических специальност€х.   тому же до сих пор встречаютс€ противники, доказывающие ненужность и даже   вредность   профессионального   ведени€   концерта. —амое назначение конферанса в концерте можно свести к следующим задачам: объединить разрозненные, разнохарактерные номера программы в единое целое; помочь аудитории лучше пон€ть и оценить исполнение отдельных номеров концерта; установить живое общение между зрител€ми и артистами; дать между исполн€емыми номерами необходимую разр€дку вниманию зрителей; заполнить паузы, которые возникают в течение концерта.

–ассмотрим каждую из этих задач.

–азнообразие концертной программы всегда доставл€ет зрителю удовольствие. ќднако каждому хочетс€ ощутить логическую взаимосв€зь между номерами. »ногда постигнуть ее затруднительно. Ёто вызывает у аудитории неудовлетворенность, часто даже неосознанную, но мешающую полноценному воспри€тию концерта. »ное дело, если в паузах по€вл€етс€ человек, по€сн€ющий последовательность номеров программы. ƒостаточно сказать зрител€м: «¬ы сейчас прослушали художественное чтение, а теперь, чтобы не утомл€ть вас однообразием, мы предлагаем вашему вниманию музыкальный номер», чтобы зрители доброжелательно встретили исполнител€ следующего номера.

ƒалее. —амый факт по€влени€ ведущего как бы говорит аудитории о том, что есть кто-то, кто учитывает ее запросы и заботитс€ о ходе всего концерта. Ќаконец, на долю конферансье падает забота о соблюдении ритма концерта. ¬едь в драматическом спектакле существует раз и навсегда установленный путем многих репетиций единый ритмический рисунок, который выполн€ют все участники. Ќа эстраде у каждого номера — свой ритм. » именно конферансье об€зан следить, чтобы ритмы отдельных номеров чередовались с пользой дл€ концерта в целом; чтобы перерывы между номерами не обращались в провалы. —воими анонсами и квалифицированными, конкретными и четкими объ€снени€ми номеров ведущий помогает и артисту и зрителю. Ќикака€ афиша, никака€ программа никогда не замен€т живой речи ведущего 1.

Ќа зарубежной эстраде теперь прин€ты механические объ€влени€ номеров: по авансцене проход€т девицы, нес€ щитки с цифрами, означающими очередной номер, а зрители свер€ют их с печатными программками и таким образом узнают, что значитс€ под этим номером.

¬р€д ли это шаг вперед по сравнению с живым конферансом.

Ќе только словами, но и жестами, интонацией он может подчеркнуть в анонсе все существенное, все наиболее выгодное дл€ исполнителей и наиболее интересное зрител€м.  онферансье — представитель артистов перед аудиторией. ќт него во многом зависит степень художественного воздействи€ концерта на зрителей. ∆ивое общение исполнителей со зрительным залом значительно улучшает воспри€тие концерта, помогает созданию успеха артистов. “ака€ жива€ св€зь необходима еще и потому, что каждый концерт €вл€етс€ неповторимым. —остав аудитории, настроение каждого зрител€ в отдельности и всего зала в целом вс€кий раз иные, так же как и творческое самочувствие любого участника концерта.  онферансье всегда должен тонко чувствовать обстановку сегодн€шнего концерта, учитывать реакцию зрител€ на каждый номер. ќт него зависит как можно лучше наладить общение актеров со зрительным залом, подбодрить своих товарищей-артистов, развеселить публику и этим в итоге повысить качество концерта.  онферансье вправе продлить или — в чем чаще бывает надобность — сократить какие-то номера концерта.

Ћюбой аудитории необходима разр€дка, которой требует продолжительный концерт. » нет лучшего отдыха дл€ утомленного внимани€, чем вспышка смеха. ¬едущий в полную меру должен пользоватьс€ этим средством, наход€ дл€ своих шуток удобные предлоги и уместные формы. ќчень важно правильно распределить свои интермедии и шутки на прот€жении всего концерта. ¬с€кого рода паузы, неизбежные, св€занные с подготовкой к следующему номеру, или непредвиденные, нарушают ритм, а следовательно, и воспри€тие концерта, понижают интерес зрител€ к последующим номерам программы. ¬ этом случае даже простое объ€снение причин задержки концерта, остроумна€ шутка на эту тему могут оказать большую помощь концерту в целом и восстановить утер€нный ритм.

ѕрактика показала, что, как правило, концерт ведетс€ либо в «игровой» манере, когда конферансье пользуетс€ намеченными заранее и многими доступными ему митральными средствами, либо в манере «академическом», котора€ требует от исполнителей только четкого и грамотного объ€влени€ номеров программы. «јкадемическа€» манера определ€етс€    подчас   темой    концерта (например, пам€тные даты) или «академическим» подбором исполнителей и их репертуаром, или, наконец, отсутствием артиста, способного вести игровой конферанс. »сполнитель в «академической» манере именуетс€ ведущим. »сполнител€ игрового конферанса обычно называют конферансье. –азумеетс€, конферансье должен уметь делать все, что осуществл€ет в концерте ведущий. ќднако игровой конферанс предъ€вл€ет к исполнителю и другие требовани€: конферансье должен хорошо владеть словом, так как ему в процессе ведени€ концерта приходитс€ не только исполн€ть заранее заготовленный литературный текст, но и импровизировать. ќн должен обладать способност€ми к художественному чтению, так как в концерте паузы надо заполнить исполнением рассказов, басен, стихов, наконец, конферансье необходимы и актерские данные, так как он часто €вл€етс€ соисполнителем скетчей, сценок, интермедий.

—ольный конферанс

¬ажнейшим моментом творчества конферансье €вл€етс€ общение с аудиторией. “ри четверти своих выступлений конферансье проводит в непосредственной беседе с аудиторией. »ногда это действительно беседа, то есть либо зрители отвечают артисту, либо сами спрашивают его о чем-то. »ногда, разговарива€ с одним зрителем, конферансье, по существу, общаетс€ со всеми сид€щими в зале (коллективное общение). –азумеетс€, беседа с одним или с немногими из зрителей допустима только тогда, когда тема беседы интересна всей аудитории, когда во врем€ разговора с одним зрителем (или небольшой группой) конферансье ни на секунду не прекращает косвенного общени€ со всей публикой. ќсновной текст, с которым выступает конферансье, подготавливаетс€ и заучиваетс€ заранее. „аще всего это — специально написанные вступлени€, реплики, анонсы номеров и вс€кого рода шутки.

ƒаже опытные конферансье-профессионалы подчас произнос€т свой текст с заученными интонаци€ми. “ака€ манера нарушает живость общени€ ведущего со зрителем. ѕоэтому конферансье должен настолько освоить авторский текст, чтобы суметь произносить слова автора как свои собственные, только что пришедшие ему на ум.  ак бы ни был совершенен текст конферанса (даже если он написан специально дл€ данного исполнител€ с учетом его индивидуальных особенностей), в нем невозможно предусмотреть все неожиданности, которые часто возникают в процессе ведени€ концерта. ¬сегда возможны перестановки номеров программы, а это сделает одну часть конферанса непригодной, другую потребуетс€ несколько изменить, а кое-что добавить новое. ћожет случитьс€, что в сегодн€шнем концерте выпадет какой-то номер, а то и несколько номеров. » это внесет изменение в текст конферанса. —одержание мен€етс€ также и в зависимости от состава аудитории. Ќаконец, включение в программу новых номеров потребует нового текста.

¬озможны реплики, просьбы и жалобы со стороны зрителей. ¬о всех этих случа€х конферансье как хоз€ин концерта должен быстро сообразить, что сказать зрителю. »ногда конферансье обнаружит, что зрители устали, они не в состо€нии восприн€ть полностью всю программу концерта. «начит, надо сократить и количество номеров и врем€, отпущенное на каждое выступление; надо уметь уговорить артистов отказатьс€ от бисов; и, конечно, самому сделать купюры, то есть сокращени€ в своих интермеди€х между номерами. «а последнее врем€ установилась нова€ интересна€ традици€ в наших клубах — р€д вечеров отводитс€ под так называемый «устный журнал». Ќа такие вечера по заранее подготовленной программе приглашаютс€ де€тели науки и техники, культуры, политические де€тели, журналисты, артисты, спортсмены, новаторы производства и т. д. ѕосле беседы по международным вопросам в «устном журнале» выступает певица или танцоры; сообщение о новых завоевани€х науки перемежаетс€ с чтением стихов и спортивными новост€ми, показом новых мод и т. д. ѕроведение таких вечеров часто поручают профессиональному конферансье 1.

—м.: Ќ. ћ. ¬иленский,   ”стный журнал «’очу псе знать», ћ.,  ѕрофиздат, 1956.

ƒл€ наших конферансье существует еще одно поле де€тельности. Ёто массовые меропри€ти€ в парках и дворцах культуры: карнавалы, балы, детские елки в дни зимних школьных каникул, встречи Ќового года в клубах, а также праздники и спектакли на стадионах и т. д. ¬ подобных случа€х надо не только вести концерт, но и руководить лотереей или конкурсом танцев, играми. Ёто требует совсем иной техники, иного репертуара. —тепень импровизации возрастает в таких выступлени€х очень сильно. Ћучше других умел вести подобные вечера один из старейших мастеров конферанса ћ. √аркави. ƒарование и уровень общей культуры, находчивость и большой опыт позвол€ли ему с честью выходить из любых положений на чреватом неожиданност€ми массовом гул€нье.

 акими же свойствами должен обладать артист, желающий выступать в качестве конферансье? ѕрежде всего артистической скромностью. Ќе надо забывать, что в течение концерта конферансье по€вл€етс€ перед зрител€ми много раз. ≈сли вести себ€ нескромно, с самолюбованием и разв€зностью, у зрителей возникнет справедлива€ непри€знь к ведущему. ј конферансье, который непри€тен зрител€м, будет мешать всему концерту. ¬ ћосковском ÷ентральном театре кукол, в пом€нутом уже спектакле-пародии «Ќеобыкновенный концерт» действует кукла-конферансье. Ётот конферансье чрезвычайно доволен собой, считает себ€ очень талантливым и умным. ќн небрежно спрашивает зрителей: «√раждане, может быть, € чересчур культурен дл€ вас?»

ƒанна€ пароди€ необыкновенно метко бьет в цель. —таниславский говорил, что подлинный артист любит не себ€ в искусстве, а искусство в себе. Ёто полностью относитс€ и к артистам эстрады, а особенно — к ведущему концерт. Ќеобходимо также предостеречь конферансье от желани€ смешить аудиторию в ущерб другим участникам концерта — это нетактично по отношению к товарищам и может серьезно помешать исполнению их номеров. ќчень хорошо, если конферансье сможет украсить свое выступление пением, танцами, даже фокусами или жонглированием и т. д. Ќо если ведущий не универсал, ему следует позаботитьс€ о том, чтобы быть особенно интересным собеседником дл€ зрителей и хорошим партнером дл€ своих товарищей по концерту.

 ак и во всех разговорных жанрах, самым существенным в подготовке конферанса €вл€етс€ правильное решение сценического образа. ¬ соответствии с образом необходимо рассматривать и тексты, написанные дл€ конферанса: что-то выделить, а что-то стушевать в нем; сократить то, что не соответствует данным исполнител€, или, наоборот, дополнить текст, чтобы полнее раскрыть задуманный облик ведущего. ¬ создании образа следует идти только от индивидуальности исполнител€. “ак, один из конферансье будет вести себ€ на эстраде как восторженный простак, которому искренне нрав€тс€ номера программы, и он приглашает зрителей разделить его восторг. ¬ другом заложены комические черты этакого скептика: он с недоверием относитс€ и к зрител€м и к участникам концерта, но вс€кий раз неожиданно дл€ себ€ убеждаетс€ в собственной неправоте. ј третьему выгоднее всего обнаружить свои качества в образе флегматика, которому лень возитьс€ с концертом, но приходитс€, ибо такова его нагрузка.

«рители всегда с удовольствием воспринимают комический образ конферансье, оснащенный театральными атрибутами (гримом, костюмом и др.). „аще, конечно, по€вл€ютс€ в качестве ведущего бытовые типы, но встречаютс€ и литературные персонажи: ’лестаков, дед ўу-карь, ¬асилий “еркин и т. д. Ќа детских концертах — доктор јйболит, д€д€ —тепа, Ѕуратино. ƒо войны блистательно вел концерты ј.  орзаков в образе театрального пожарного. ќсобенно острой характерностью в облике и поведении конферансье увлекатьс€ не следует. „ем резче выступ€т комические преувеличени€ в образе ведущего, тем труднее ему будет осуществл€ть свою основную задачу — объ€сн€ть номера концерта. ќстрокомедийный персонаж невольно внушает несерьезное отношение к своим словам, а это может помешать ведению концерта 1.

Ћенинградский конферансье  . √ибшман выступал в образе застенчивого профана, который с трудом справл€етс€ со своими об€занност€ми. Ћичный успех у √ибшмана был большой, но, объ€вл€€ в своей манере номера концерта, он неизбежно ухудшал прием артистов зрител€ми.

ќсобо следует говорить о возможности по€влени€ в роли конферансье женщины. ¬с€ комическа€ сторона ее выступлени€ должна осуществл€тьс€ с особым тактом. ƒл€ исполнительницы, котора€ не избрала характерной маски, лучше всего вз€ть тон любезной хоз€йки вечера. “ака€ «хоз€йка» словно занимает гостей (зрителей) интересными и разнообразными номерами своей программы и веселой беседой между номерами. ѕодобным образом вела программу перва€ русска€ женщина-конферансье ћ. ћарадудина. ƒопустимы, разумеетс€, и другие приемы дл€ женщин-ведущих.

ѕарный конферанс

ѕо€вление двух или трех исполнителей конферанса неизбежно требует четкого и занимательного решени€ игровых, актерских взаимоотношений между участниками этого дуэта (или трио). ≈сли в ведении концерта участвует более трех человек, его нельз€ строить только как конферанс, непременно возникает подобие пьесы — обрамл€ющий сюжет. ј два или три партнера в конферансе — решение наиболее сообразное и оправдывает себ€ во всех отношени€х. ѕотому-то парный конферанс довольно распространен и любим зрител€ми. ¬ отличие от театрализованного конферанса исполнители парного конферанса почти всегда по€вл€ютс€ без театральных костюмов. Ќо это обсто€тельство не снимает необходимости сюжетного построени€ их интермедий. ¬ парном конферансе используетс€ пр€мое общение с партнером (и при этом косвенное общение со зрител€ми), а также пр€мое общение со зрител€ми.

ћежду участниками парного конферанса обычно устанавливаютс€ раз навсегда определенные взаимоотношени€. (ƒаже если они ненадолго перевоплощаютс€ в эпизодические персонажи интермедии, то не пытаютс€ создать у зрителей иллюзию, будто перед ними теперь — другие люди.)  ак же стро€тс€ посто€нные взаимоотношени€ участников парного конферанса? ѕриведем €ркий пример из творческой де€тельности попул€рного эстрадного артиста Ћ. Ѕ. ћирова. Ќекогда ћиров начинал свою де€тельность как конферансье в паре с ≈. ѕ. ƒарским. ¬скоре этот дуэт завоевал большую попул€рность. ѕричина успеха крылась не только в одаренности исполнителей, но и в интересно задуманных и точно разработанных взаимоотношени€х между участниками конферанса. ƒарский изображал опытного и требовательного конферансье-профессионала, который все знает и все умеет, ћиров — нерасторопного ученика: он не может ни толково объ€вл€ть номера, ни зан€ть внимание зрителей; более того, он никак не может воспользоватьс€ поучени€ми ƒарского, все путает, говорит то, что не надо, раскрывает какие-то подробности личной жизни и взаимоотношений с партнером, которые неуместно оглашать, и т. д. «рители и радиослушатели старшего поколени€ помн€т, веро€тно, смешные и разнообразные по приемам и тематике интермедии ƒарского и ћирова.

ѕосле смерти ƒарского у ћирова по€вилс€ новый партнер ћ. ¬. Ќовицкий. Ќовицкий моложе ћирова, у него не было попул€рности, которую завоевал ћиров за долгие годы своей артистической де€тельности. ≈стественно, что уже из-за одного этого Ќовицкий не мог прин€ть на себ€ роль опытного конферансье. ¬заимоотношени€ нового дуэта стро€тс€ по-иному. “еперь руководитель и опытный конферансье — ћиров, что соответствует и его стажу и внешнему облику. Ќовицкий — почтительный ученик. Ќо поучени€ ћирова, который в новых интермеди€х с тонкой иронией пародирует зазнавшихс€ работников, всегда оказываютс€ невпопад. ≈го рацеи, монологи, афоризмы как бы непроизвольно дл€ исполнител€ раскрывают не совсем благовидные принципы, которыми руководствуетс€ его очередной герой. ј Ќовицкому они дают возможность деликатно, но вполне ощутимо дл€ зрителей подчеркнуть идейные ошибки своего учител€. –азумеетс€, ћиров не скрывает иронии, которой проникнуты все те обывательские высказывани€, что он произносит с эстрады. Ќикто из зрителей ни на секунду не воспринимает попул€рного артиста как отрицательный тип наших дней: всем €сно, что ћиров таким путем высмеивает пошл€ков и себ€любцев, к сожалению, еще существующих у нас, высмеивает тонко, сохран€€ все свое незаур€дное артистическое и человеческое оба€ние. »менно потому, что взаимоотношени€ вновь возникшей пары построены с полным учетом изменившейс€ расстановки сил, нынешний дуэт ћиров — Ќовицкий нравитс€ зрителю не меньше, чем прежн€€ пара ƒарский — ћиров 1.

«амысел конферанса ћиров — Ќовицкий и первые интермедии этого дуэта принадлежат писател€м ¬. ћассу и ћ. „ервинскому. ј дуэт ƒарский — ћиров был создан при участии писател€ ¬. “ипота. ¬прочем, многие авторы помогают ћирову и его партнеру.

Ќа профессиональной эстраде ћосквы, Ћенинграда,  иева за последние годы по€вилось немало успешно выступающих дуэтов конферансье. ќднако эта попул€рность оказалась чреватой серьезными последстви€ми. »гра€ с успехом свои интермедии, исполнители парного конферанса порой злоупотребл€ют расположением публики и отвлекают внимание аудитории от номеров концерта. ≈сли так поступают попул€рные и высокоодаренные артисты, ради которых на концерт пришли зрители (например, ё. “имошенко и ≈. Ѕерезин, те же Ћ. ћиров, и ћ. Ќовицкий, ѕ. –удаков и ј. Ѕаринов, √. ќрлов и. ¬. Ќечаев), то беды особой нет. Ќо когда конферансье гораздо более скромных возможностей займут своими интермеди€ми больше половины времени, отведенного на концерт, — это недопустимо.  онферанс должен быть строго ограничен и не занимать более п€той части всего времени концерта. », кроме того, все конферансье должны помнить о своей основной задаче — четко объ€снить следующий номер, а не спешить «под аплодисменты» после собственной интермедии покинуть эстраду.

“еатрализованный конферанс. Ќаиболее сложной, хот€ и очень интересной, формой €вл€етс€ театрализованный конферанс, который строитс€ на самосто€тельном сюжете, перекликающемс€ с номерами концерта. ѕодобна€ форма ведени€ программы дает возможность украсить концерт всеми средствами драматургического искусства: острым и цельным сюжетом, интересными сценическими положени€ми и разработанными взаимоотношени€ми между участниками интермедий. ¬ развернутом театрализованном конферансе используютс€ и внешние приемы сценической выразительности: костюмы, бутафори€, элементы декораций, гримы и прочее. ќднако дл€ простого концерта така€ форма чересчур сложна.  онферанс-пьеса заслонит собой номера концерта. ќбычно эту разновидность ведени€ программы примен€ют дл€ обрамлени€ так называемых «обозрений». √рупповой театрализованный конферанс целесообразен еще на концертах больших ансамблей песни и пл€ски. ¬ этом случае участникам конферанса противостоит многочисленный хор и значительна€ танцевальна€ группа, а это уравновешивает силы. ’оровые ансамбли обычно дают много серьезного вокального материала. » действенные веселые интермедии коллектива ведущих внесут необходимое разнообразие. «десь уместны все средства театрализации.

“еатрализованный конферанс строитс€ на заранее подготовленном тексте и предполагает пр€мое общение исполнителей со своими партнерами и косвенное общение с публикой. ¬озможны, конечно, и обращени€ к зрител€м со стороны участников интермедий, но это будут всегда только отступлени€ от сюжета, который придан конферансу. ѕридумыва€ и мотивиру€ интермедии театрализованного конферанса, необходимо учитывать, что сквозной сюжет самих интермедий может наскучить зрител€м, если кажда€ из интермедий не будет занимательна сама по себе. —квозной сюжет может убедительно обосновать ход действи€ спектакл€ или концерта, но вызвать подлинный интерес к судьбе персонажей конферанса трудно: всем сразу же делаетс€ €сной условность этих персонажей. ѕотому-то и надо позаботитьс€ о дополнительных средствах, чтобы привлечь внимание аудитории. Ћучше всего воспринимаютс€ материалы на злобу дн€, которые легко сочетаютс€ с неглубокими, по существу, характеристиками действующих лиц конферанса.

ќсобн€ком стоит вопрос о ведении тематических концертов; в них, как правило, неприемлем конферанс обычного типа с преобладанием в нем комических реплик. ¬ этих случа€х возможности оригинального построени€ конферанса следует искать в самой теме и ее материале (например, вечер, посв€щенный творчеству ј. —. ѕушкина, будет насыщен цитатами из его произведений).  ак всегда, и в подобных случа€х очень многое зависит от творческой фантазии. ќднако надо помнить, что средства театральной выразительности должны помогать вы€влению основной темы вечера, а не затмевать ее. –азвлекательность на подобных вечерах неуместна.

Ёлементы конферанса

 акова структура конферанса? ќн складываетс€ из шести частей: вступление, главный монолог, деловые анонсы, шутки, репризы и пр., собственный номер ведущего, окончание конферанса и концерта. –ассмотрим каждую часть в отдельности. ¬ступление. ¬едущий первым из всех исполнителей концерта встречаетс€ со зрител€ми 1.

¬ этой главе мы говорим о конферансье-солисте. Ќо и парный и групповой конферансы подчин€ютс€ тем же законам, что и сольный.

Ётот первый выходособенно ответствен как дл€ него, так и дл€ всего концерта. «рители пришли на концерт после трудового дн€. ќни еще не совсем отрешились от своих забот и дел. ¬озможны, к тому же, недоразумени€ в гардеробе, в зрительном зале. ѕомещение, в котором будет происходить концерт, может оказатьс€ или холодным, или чересчур жарким, или недостаточно уютным. ¬едущий должен прин€ть во внимание и то, что зритель не уверен: сумеют ли артисты доставить ему такое удовольствие, какого он от них ждет.  онферансье и участники концерта в свою очередь имеют основание тревожитьс€: как-то сегодн€ пройдет концерт?  ак их примет зрительный зал? ¬ арсенале ведущего, непосредственно общающегос€ с аудиторией, есть много средств дл€ создани€ дружественной атмосферы в зале. »менно он должен преодолеть взаимное недоверие и устранить все, что мешает концерту, отвлекает зрителей.

ѕервое по€вление на сцене конферансье использует, чтобы сразу же наладить контакт со зрительным залом. ќн должен внимательно огл€деть зрителей: вначале сид€щих в первых р€дах, тех, что лучше освещены. „уткий артист сразу же угадает расположение к нему одного из зрителей, доброту другого, скептицизм третьего. » первые фразы вступлени€ он обращает к тем зрител€м, в которых уже ощутил своих друзей. —перва только дл€ них конферансье говорит то, ради чего вышел на авансцену, например, поздравл€ет с праздником и объ€вл€ет о начале концерта. ѕостепенно круг «собеседников» расшир€етс€. ≈сли будет установлено подлинное общение с первым дес€тком зрителей, легче станет «подключить» к такой «беседе» и остальных сид€щих в зале. ј ведь цель ведущего — овладеть вниманием и расположением всего зала.

ќ чем же должен говорить ведущий при первом своем по€влении? 1.

— нашей точки зрени€, выходы конферансье, построение их (текстовое и артистическое) имеют принципиальное значение. ѕоэтому и наши советы нос€т не технический, а принципиальный характер, тем более что в литературе нигде нет ни анализа работы конферансье, ни пособи€, кроме нашей же брошюры « ак вести концерт. ¬ помощь начинающему конферансье», ћ.,  √оскульпросветиздат,  1956.

“ак как он раньше других исполнителей обращаетс€ к зрител€м, то прежде всего от своего имении от имени всех участников концерта должен приветствовать сид€щих в зале. ≈сли концерт приурочен к какой-нибудь дате, годовщине или к определенному событию, знаменательному дл€ данного коллектива, ведущий об€зан отметить и этот факт.  онферансье вправе в шутливом тоне намекнуть на неуверенность зрителей в том, что сегодн€шний концерт им понравитс€. ≈сли зрители узнают, что их беспокойство пон€тно артистам, что оно служит поводом дл€ шутки, — доверие аудитории к исполнител€м укрепитс€. ѕосле серьезного начала така€ шутка будет хорошей разр€дкой.

Ќаконец, нужно предложить зрител€м переключить свое внимание с повседневных и обыденных хлопот, которыми они только что были полны, на предлагаемые им номера концерта. ѕри этом в юмористическом тоне можно перечислить характер и содержание этих будничных забот зрител€: домашние дела, служебные неполадки, ссоры между собой у пришедшей на концерт супружеской пары, хлопотна€ процедура размещени€ зрителей в зале, неполадки в гардеробе. –азумеетс€, возможно и другое содержание вступлени€. ќднако как бы ни было интересно задумано вступление, его нельз€ зат€гивать, чтобы с самого начала не повредить концерту, ведь счет времени на эстраде всегда идет на секунды.

ќбычно концерт начинают номером музыкального характера._ћузыка всегда хорошо настраивает зрительный зал, она же лучше всех иных видов искусства уводит аудиторию от быта и его забот. Ќо это не об€зательное условие.  онцерты, приуроченные к знаменательным датам, лучше начинать чтением литературного произведени€, отвечающего теме праздника. “акой номер сразу же включит зрителей в атмосферу сегодн€шнего вечера. Ќеобходимо учитывать, что обычно зритель еще рассе€нно воспринимает номера, которыми открываетс€ концерт, и лучше слушает те выступлени€, которыми завершаетс€ первое отделение. ѕоэтому серьезные номера, требующие к себе большей сосредоточенности, мы советуем располагать в конце первого отделени€, ибо потом внимание зрителей будет утомлено.

ѕосле первого или второго номера ведущий может произнести главный монолог  своего конферанса (не путать с собственным номером ведущего, о котором говоритс€ ниже). ¬ этом монологе серьезные мысли, относ€щиес€ к жизни страны, международным вопросам и к искусству, сочетаютс€ с юмором, с шутками. «десь, в сущности, дл€ ведущего решитс€ основной вопрос: наладитс€ ли у него контакт со зрителем сегодн€шнего концерта? ≈сли да, — весь остальной конферанс, пройдет благополучно. ≈сли контакта не возникло, нужно постаратьс€ выправить положение. ƒл€ этого мы рекомендуем конферансье ускорить выступление с собственным сольным номером или перенести в первое отделение наиболее удачные куски конферанса, обычно оставл€емые дл€ второго отделени€.

ƒеловые анонсы

√лавна€ об€занность ведущего всегда будет заключатьс€ в том, чтобы правильно объ€снить зрителю, какой номер им предстоит увидеть или услышать. ƒаже самые талантливые конферансье не имеют права умал€ть этот момент в своем выступлении ради интермедийной и комической стороны конферанса. »ногда успех номера находитс€ в пр€мой зависимости от того, насколько хорошо его объ€снил ведущий. ¬едь не вс€ аудитори€ способна до конца разбиратьс€ в различных тонкост€х искусства. «адача ведущего — сообщить зрителю необходимые сведени€ дл€ лучшего воспри€ти€ данного номера. “ак, например, объ€вл€€ номер певицы — колоратурного сопрано, ведущий должен напомнить зрителю о том, что колоратурное сопрано — редкий голос; что техника его достигаетс€ упорным трудом; что сложные колоратурные партии удаютс€ не всем певицам, и т. д. Ќе менее важно объ€снить аудитории и всю трудность акробатического танца, требующего предельной слаженности партнеров, тонкого музыкального слуха, ежедневных упорных репетиций.

ќбъ€вл€€ отрывок из пьесы, ведущий очень поможет и артистам и зрител€м, если коротко объ€снит, откуда вз€т этот отрывок, в чем смысл и какова иде€ пьесы, в какую эпоху развертываетс€ действие. ќднако не надо излагать содержание предсто€щей сцены слишком подробно, чтобы не обкрадывать исполнителей отрывка; тогда будет неинтересно следить за перипети€ми и действием сцены. “акого рода объ€снени€ помогают ведущему углубить идейное содержание конферанса. ћнение, что в насто€щее врем€ в св€зи с ростом культурного уровн€ наших зрителей не об€зательно подробно объ€сн€ть все номера, неверно. » вот почему.  ультурный уровень зрителей за годы —оветской власти действительно сильно вырос. Ќо это вовсе не означает, что каждый из сид€щих в зрительном зале знает и помнит все, что св€зано с номерами, включенными в концерт. ѕоэтому и неназойливые, деловые по€снени€ ведущего зритель воспринимает с благодарностью.

»ногда конферансье излишне расхваливают номера, что может вызвать у публики недоверие, и результат получитс€ обратный. «рителю при€тно смотреть и слушать талантливых исполнителей. Ќо если номер оказываетс€ не так хорош, как это сулил ведущий, то зрители обижаютс€ на неправду. ¬ сущности, каждое по€вление конферансье перед зрител€ми делитс€ на три части, размер которых определ€етс€ им самим или режиссером концерта: выход€ на авансцену после очередного номера, ведущий вначале говорит о прошедшем номере (эту часть можно и опустить, особенно- после разговорных номеров); затем он вправе вести беседу с аудиторией на темы, не св€занные непосредственно с программой концерта; это наиболее благопри€тный момент дл€ вы€влени€ интермедийной, комической стороны конферанса (но иногда эта часть анонса также отпадает, например после €ркого комического или оп€ть-таки после разговорного номера); и в заключение ведущий говорит о предсто€щем номере, то есть делает анонс.

ќбъ€вление номера должно быть построено так, чтобы имена исполнителей, которые сейчас выступ€т, были бы последними словами ведущего перед его уходом со сцены. Ёто необходимо по двум причинам: во-первых, если зрители знают и люб€т артистов, о которых идет речь, то раздадутс€ аплодисменты, что помешает конферансье продолжать разговор. «атем, слуша€ дальнейшее объ€снение к номеру, аудитори€ может забыть имена исполнителей. ≈сли же анонс закончить, громко и вн€тно произнес€ имена участников предсто€щего номера, зрители лучше запомн€т эти имена и впоследствии св€жут их в своих воспоминани€х с творческим обликом артистов.

»нтермедии, пародии, шутки, репризы и т. д.

Ќа прот€жении концерта ведущему неоднократно приходитс€ рассказывать или играть что-нибудь смешное: короткие репризы и анекдоты; небольшие фельетоны, прот€женностью до четырех-шести минут; интермедии, построенные на самосто€тельном сюжете. ¬ парном конферансе подобные интермедии составл€ют основу репертуара ведущих.  онферансье-солист может разыгрывать сценки с воображаемыми партнерами, использу€ телефон или мнимого собеседника, €кобы наход€щегос€ за кулисами или в зрительном зале, или специальные интермедии дл€ одного исполнител€. “ак, московский конферансье Ѕ. Ѕрунов, использу€ метод игры с воображаемыми предметами, исполн€ет роль некоего радиолюбител€, который все врем€ крутит рычаг своего приемника, так как его интересует не суть исполн€емых в эфире номеров, а чистота звука и €сность воспроизведени€ приемником передач из разных стран и городов 1.

Ёта интермеди€ написана ¬. ƒрагунским, который €вл€етс€ не только автором, но и режиссером   и   артистом-разговорником. —озданный им пародийный театр «—ин€€ птичка» несколько лет гастролировал по —оветскому —оюзу, и многое из репертуара «—иней птички» прочно вошло в номера наших разговорников.

“акой метод «слушани€» радио, довольно часто встречающийс€ в жизни, дает возможность Ѕрунову исполнить р€д молниеносных пародий на артистов эстрады, €кобы выступающих перед микрофонами многих радиостанций. ¬озможны пародии и на участников данного концерта. ќднако они не должны быть обидными дл€ артистов. Ќаоборот, пыта€сь воспроизвести только что окончившийс€ номер, ведущий своим комическим неумением подчеркивает, что искусство, которому он пытаетс€ подражать, требует большого даровани€ и техники. «десь пародируетс€ жанр, а не индивидуальна€ манера данного артиста. ћожно строить интермедии, использу€ музыкальное сопровождение. “ак, в свое врем€ на многих сценах успешно шла интермеди€ «Ќемой музыкант», исполнитель которой на вопросы отвечал не словами, а знакомыми мелоди€ми 2.

Ёта интермеди€ пришла на эстраду из цирка, где она называлась «Ќемой перед судом». —м.:   ». —. –адунский,   «аписки старого клоуна, ћ., «»скусство», 1954.

»ли така€ интермеди€: конферансье берет у оркестранта трубу и предупреждает публику, что сейчас он исполнит на этом инструменте  музыкальную пьесу. Ќо каждый раз, поднос€ ко рту инструмент, он говорит на посторонние темы. “ак и не извлекши из трубы ни одного звука, артист уходит за кулисы. ¬еликий клоун √рок сорок минут изображал приготовление к игре на скрипке. «рители сме€лись все врем€. Ќо игры на скрипке тоже не было. ¬едущий может заполнить паузу между номерами танцем или выступлением в оригинальном жанре — мастерским или пародийным. —ловом, здесь предоставл€етс€ и режиссеру и исполнител€м очень много возможностей.

ќднако было бы неверно ориентировать конферансье только на такие формы выступлений, которые представл€ют собою как бы небольшие самосто€тельные номера. √ораздо чаще ведущему приходитс€ произносить короткие реплики и шутки. »ногда смех вызываетс€ тем, что ведущий рассказывает аудитории анекдот. ¬ принципе нельз€ возражать против опубликовани€ подобных коротких историй. Ќо практика показала, что некоторые конферансье злоупотребл€ют анекдотами, рассказыва€ их в полном отрыве от остального текста конферанса, что недопустимо.   сожалению, иногда ведущие не желают сообразовывать интермедии и прочие украшени€ своей роли с тем номером, который пойдет непосредственно за интермедией ведущего. —овершенно недопустимо, чтобы конферансье пел куплеты перед выступлением куплетиста или рассказывал смешные истории перед номером художественного чтени€, да еще если этот номер посв€щен трагической теме.

—обственный номер ведущего. ќбычно пребывание конферансье на эстраде более п€ти минут подр€д нежелательно. ѕублика привыкла к тому, что задача ведущего — заполнить паузы между номерами. ≈сли он долго находитс€ на авансцене, у зрителей возникает ощущение, что у них отнимают врем€, предназначенное дл€ интересных номеров программы. ƒругое дело, когда ведущий объ€вл€ет, что в данный момент эстрада принадлежит ему и что он прочтет стихи или рассказ, исполнит куплеты или песенку. Ћучше всего сольное выступление самого ведущего приурочить к такому моменту концерта, когда дл€ следующего номера нужны сложные приготовлени€: тогда не будет нежелательной паузы.

≈сли зрители встречаютс€ с данным конферансье впервые, то чем скорее он покажет свое искусство, тем больше шансов у него получить признание со стороны аудитории.

ќкончание концерта

ѕрактика показала, что нельз€ перед последним номером извещать публику, что на этом номере концерт завершаетс€. —делать так — значит лишить исполнителей последнего номера значительной части внимани€ со стороны аудитории. ѕоэтому конферансье не должен ничем обнаруживать, что объ€вл€емый номер последний. ¬се его поведение и текст выступлени€ перед заключительным номером должны закрепить у зрителей уверенность в том, что концерт будет продолжатьс€ и дальше. ќбъ€вл€ть об окончании концерта можно не раньше, чем все исполнители последнего номера покинут сцену. ќбъ€вление это должно быть коротким и выразительным.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. ѕри перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru об€зательна.      яндекс цитировани€