Коверные клоуны
Коверный клоун — достойный потомок рыжего ранней поры, который поначалу выступал соло, но затем попал в зависимость от своего старшего по возрасту коллеги на арене: мы имеем в виду клоуна.
Том Беллинг был прежде всего таким рыжим, каких ныне именуют коверными. Его можно, пожалуй, назвать клоуном вообще, то есть таким клоуном, который был то акробатом, то дрессировщиком, то музыкантом, то остряком; игра такого циркового комика, его темперамент, его остроумие поддерживали интерес публики к цирковому зрелищу в промежутке между номерами, когда служители арены расставляют аксессуары или усталая лошадь наездницы переводит дух. Костюм французского клоуна резко отличался от костюма рыжего, но сам клоун долгое время выполнял ту же роль, которую ныне выполняет коверный 1.
1 Коверные клоуны выступают в промежутках между номерами в то время, когда униформисты готовят арену для следующего номера, убирают или стелят ковер. Первые комики этого типа любили разыгрывать такую шутку: служители арены закатывали их в ковер, а они кричали пронзительными голосами. — Прим. ред
Однако коверные в наше время редко выступают в одиночку. Им, как говорится, несть числа. Правда, одно время в цирке давались представления, носившие название «ускоренных», во время которых старались обойтись без рыжих. Но потом поняли всю полезность этих комиков, и сейчас мы встречаем их на любом цирковом представлении.
Рыжий — цирковой артист, которого больше всего любят дети. И хотя, вопреки мнению родителей, цирк вовсе не предназначен исключительно для развлечения детей, малыши составляют значительную часть его посетителей и, естественно, должны получать удовольствие от посещения цирка. Коверные обладают довольно примитивными и ограниченными возможностями; однако они обращаются непосредственно к зрителям и в течение нескольких минут всецело владеют их вниманием, поэтому игра рыжих доступна детям. Не следует, однако, думать, что их остроты и шутки оставляют равнодушными взрослых. В речах рыжих порою звучат философские высказывания, недоступные детскому уму; зато аксессуары, которые они используют, и эксцентрические проделки рыжих дети воспринимают хорошо.
Арена цирка — это такое место, где встречается немало былых артистических звезд, и труппы коверных превращаются в питомники будущих талантливых клоунов. Очень хорошо, что цирки поддерживают эти питомники талантов, где директора впоследствии черпают нужных им артистов. В молодых коверных зреют способности, которые опытный глаз замечает во время групповых выступлений этих комиков: их дарования при первом же удобном случае распустятся пышным цветом. Групповые выступления клоунов — замечательная школа для артистов; прославленные в прошлом клоуны — Бебе (Чезаре Гильоме), Бабилас, Атофф де Консоли, Коко (Рауль Жуэн), Мариано (Мариано Родригес) — дают тут полезные уроки молодым. Именно здесь созрели такие одаренные молодые артисты, как Порто или Алекс (Бюньи), которые были рыжими, перед тем как стать выдающимися клоунами. Коверные, подобно эксцентрикам, обладают своеобразным внешним обликом; разыгрывая небольшие сценки, они привлекают к себе внимание публики. Умело используя те скромные сценические средства, которыми они пока еще (или все еще!) обладают, эти артисты порою достигают продолжительной известности.
Но помимо молодого рыжего, который только еще ищет свой оригинальный образ и стремится добиться более видного положения на арене, и старого клоуна, мало-помалу теряющего последние иллюзии славы, среди коверных встречается еще один тип артиста — это комик среднего таланта, который добросовестно трудится на арене; такой артист не хватает звезд с неба и не способен выдумать пороха, он с грехом пополам исполняет свою роль, изо всех сил стараясь содействовать успеху представления; и на его долю тоже выпадают редкие минуты удачи.
Фидель-Фидель был рыжим, когда труппа акробатов, душой которой он был, распалась. Несколько лет артист занимал завидное положение в цирке Медрано. Это был небольшого роста толстенький человек с круглой и веселой физиономией, с красным пятном на кончике носа, со слегка опущенными углами рта. Он носил костюм в клетку и в полоску, на голове у него красовалась небольшая шапочка, на его кружевном жабо был вышит велосипед. Артист появлялся на арене и подпрыгивающей походкой направлялся прямо вперед, удерживая на голове в состоянии равновесия узкую доску в несколько метров длиной. Пройдя арену по ее диаметру, он, казалось, готов был исчезнуть за кулисами. Но внезапно артист поворачивался вокруг собственной оси. Доска по-прежнему удерживалась у него на голове. Тогда режиссер арены обращался к нему:
— Что вы тут делаете?
— Я?
— Да, вы?
— Ничего не делаю.
Фидель поворачивался спиной к режиссеру и продолжал шагать по арене.
— Убирайтесь отсюда прочь! — выходил из себя режиссер.
— Вы это мне говорите?
— Да.
Артист снова поворачивался на каблуках, удерживая доску на голове. Разъяренный режиссер арены устремлялся за ним в погоню. Флегматичный рыжий продолжал мерять шагами арену, то и дело поворачивался вокруг собственной оси, но доска, лежащая у него на голове, не сдвигалась ни на волос; подобно игле компаса, она сохраняла неподвижность. Это было необыкновенно смешно, и публика веселилась от всего сердца. Иногда Фидель-Фидель стремительно выбегал на арену и готовился совершить прыжок. Но в последнее мгновение он спотыкался и застывал на месте с таким видом, будто у него что-то заболело. К нему подбегал режиссер арены.
— Что с вами? — спрашивал он артиста.
— Ой, колено!..
— Что? Колено?
— Да! Колено!
— Что случилось с вашим коленом?
— Оно не сгибается!
— Ну, это пустяки.
— Вы полагаете, что это пустяки?
— Ну конечно. Ваше колено просто разленилось. У вас онемела нога. Заснула нога, понимаете?
— А, заснула нога?
— Вот именно.
Тогда Фидель-Фидель доставал из кармана будильник, осведомлялся, который час, заводил будильник и, когда тот начинал звонить, подносил его к своему колену. Затем он выпрямлялся, выполнял сальто-мортале и удалялся с арены.
Одним из самых оригинальных коверных был Адольф Ольшанский, которого не следует путать с его старшим братом Уильямом, способным акробатом и прыгуном. Адольф Ольшанский родился 2 июля 1853 года в Копенгагене; это был великолепный каскадер. Он выходил на арену почти без грима; его лысую голову окружал венчик искусственных волос, зачесанных кверху в форме петушиного гребня; остатки своей настоящей шевелюры артист лихо зачесывал на виски. В его глазу красовался монокль, высокий широко вырезанный воротничок был схвачен белым галстуком, края манишки обшиты шнурком неизвестного назначения. На свой безукоризненно сшитый сюртук Адольф Ольшанский навешивал множество медалей, которые позвякивали при каждом его движении. В продолжение девятнадцати лет он был коверным в цирке Вульфа. В 1905 году он выступил в Париже в цирке Бекетова.
Обычно Ольшанский играл роль занятого бездельника, путающегося у всех под ногами, или представлял неуклюжего служителя манежа, который спотыкается на каждом шагу и вызывает хохот у зрителей. Одетый с иголочки, гордящийся своим элегантным костюмом, необыкновенно самонадеянный Адольф Ольшанский умудрялся падать с удивительной ловкостью и вызывал этим заразительный смех всего зала. В таком виде Адольф Ольшанский не раз выступал в Англии, в заведении Бертрама Миллса, во время рождественских праздников вместе с клоунами старшего поколения, такими, как Фютеле, Гоберт Беллинг и Чирил Кук, и клоунами младшего поколения — Нино Фабри, Пимпо и Голиафом.
Бывший гимнаст на брусьях Люсьен Годдар показывал вместе с Рэдером своеобразную сценку, которая не типична для коверного, но представляет собой логическое развитие номера первых рыжих. Люсьен Годдар выходил на арену в вечернем костюме джентльмена. Он был в то время шпрехшталмейстером в цирке Медрано. По примеру Адольфа Ольшанского он появлялся на арене с моноклем в глазу и с высокомерным и вызывающим видом смотрел на зрителей, следил за тем, чтобы ковер был положен на место, торопил служителей, расставлявших аксессуары, давал бесполезные советы одному, надоедал другому, пока на него, в свою очередь, не набрасывался кто-нибудь из клоунов. И тут поднималась суматоха.
Люсьен Годдар, этот «светский клоун», гневно оборачивался и, обводя зрителей глазами, старался обнаружить «дерзкого нахала, который осмелился освистать его». Тогда в зале действительно раздавались протестующие восклицания — сначала одно, затем другое, третье, и вот уже свистки и крики неслись отовсюду. Годдар со свирепым видом выдерживал этот град оскорблений. Он без нужды поправлял галстук, одергивал костюм, на котором не было ни единой складки, скрещивал руки на груди, готовясь невозмутимо встретить новую лавину оскорблений. Мало-помалу в игру вовлекались все зрители без исключения. Цирковых артистов и служителей, находившихся на арене, охватывал страх, и они один за другим исчезали за кулисами. Крики и свистки становились все громче. Казалось, все зрители единодушно выражают протест. Годдар делал вид, что и он перепуган, он каждую минуту терял монокль и, чем спокойнее хотел казаться, тем более смешным и забавным выглядел.
И вот, когда весь зал единодушно выражал свое недовольство, Годдар улучал минуту, чтобы взять реванш: он вставал на руки и начинал серию стремительных прыжком. Сальто-мортале следовали одно за другим, и Годдар быстро продвигался таким способом по арене, добиваясь успеха, которого никто не решался оспаривать. Затем с таким же гордым и вызывающим видом, как прежде, он смотрел на публику. «Вот, на что я способен!», казалось, говорил весь его вид. Когда крики «браво» понемногу стихали, Люсьен Годдар снова совершал серию сальто-мортале; он, казалось, посвящал эти головокружительные прыжки тем, кто всего яростнее его освистывал. Затем он останавливался, поправлял свой костюм, пришедший в беспорядок во время прыжков, и вставлял в глаз монокль, болтавшийся на черном шелковом шнурке. Годдар покидал арену с видом победителя, не забывая бросить на прощание благодарный и удовлетворенный взгляд на пришедших в восторг зрителей 1. Одним из комиков, наиболее известных всем постоянным посетителям парижских цирков, был рыжий Артуро Бьяджони, по прозвищу Пиноччо 2.
1 Люсьен Годдар умер в 1924 г.
2 У Пиноччо был также другой псевдоним — Верден, но он меньше известен под этим прозвищем.
Пиноччо родился во Флоренции 22 октября 1880 года. Он не принадлежал к семье цирковых артистов, не получил тех полезных уроков, которые уже в раннем детстве превращают сыновей клоунов и акробатов в артистов, хорошо знающих тайны ремесла. Но Пиноччо без памяти любил цирк и клоунов и посещал принадлежавшие муниципалитету гимнастические залы. Почувствовав, что он уже может помериться силами с профессионалами, Пиноччо предложил свои услуги одному из бродячих итальянских цирков. Вскоре он перешел в цирк Сидоли, где выступал вместе с Оскаром Марцелли и с Гатти. Затем его можно было видеть на арене цирка Рош, в цирке Шевалье Шарля и в цирке Эджелтона, где его партнерами были Давизо 3 и Оскар.
3 Давизо принадлежал к числу клоунов-верзил. Его рост, по словам Лаваты, составлял один метр восемьдесят сантиметров.
Пиноччо умел обратить на себя внимание и заставить ценить себя благодаря добродушной приветливости, всегда подтянутому виду и неистощимому юмору. Пиноччо сохранял веселое настроение, несмотря на все превратности судьбы, встречавшиеся на его жизненном пути. Во время первой мировой войны он возвратился в Италию и вместе с Армандо, который, как и он, был коверным, выступал в номере каскадеров. Когда военная буря миновала, Пиноччо вновь уехал во Францию и выступал на арене Парижского цирка вплоть до его закрытия. Его исполнительская манера отличалась тонкостью, костюмы были необыкновенно элегантны и умело подобраны по цветам; в этом отношении Пиноччо был исключением среди рыжих. Он выступал также и в английских цирках, где приобрел привычку украшать свой костюм крошечными предметами, которые ничего не прибавляют к облику артиста, но производят милое и приятное впечатление.
Крохотные шляпы, миниатюрные цветочные горшочки, кукольные стульчики, которые артист вдевает в петлицу своего фрака, несомненно, скрытый намек на всеобщее увлечение безделушками. Их эмоциональное воздействие незначительно; они вызывают лишь удивление. Но Пиноччо присуще очарование, которое граничит с жеманством и превращает его в буффона в духе итальянской комедии, в буффона, хотя и несколько поверхностного, но своеобразного, чье кажущееся простодушие скрывает тонкий ум; его мягкий характер противоположен относительно грубому характеру других его собратьев — коверных. Пиноччо на время покинул цирк и занялся оптовой продажей почтовых открыток. Затем он снова вернулся на арену. У артиста есть излюбленный трюк: он, как никто, умеет пройтись колесом по невысокому барьеру, отделяющему арену от публики. Он усаживается на манеж, берется руками за лодыжки и, свернувшись калачиком, движется в таком положении вдоль арены. Этот трюк — не изобретение Пиноччо. До него это проделывал Том Футтит. Пиноччо придумал другой номер: он играет с воздушными шарами, а потом дарит их детям, присутствующим в цирке. Да, именно Пиноччо первому пришла в голову мысль — она тут же была подхвачена рекламными организациями — дарить детям, приходящим в цирк, воздушные шары, надутые кислородом. В этом, конечно, нет ничего особенного, но работа коверных складывается из такого рода скромных выдумок.
Партнерами Пиноччо в Зимнем цирке были Боуден, Роже Конш, Фредди, Георг и Голиаф. Жорж Базо, по прозвищу Боуден, родился в 1884 году; в прошлом это был акробат, работавший на велосипеде, и отличный прыгун; помимо того, он исполнял небольшие комические роли в пантомимах, разыгрываемых на арене Зимнего цирка. В цирке Медрано он выступал в составе труппы Честерфоли. Боуден обладал всеми качествами, необходимыми артисту для того, чтобы он мог играть роль забавного комика в дуэте клоунов. К сожалению, ему вовремя не попался подходящий партнер, а теперь он уже упустил время, и ему осталось лишь одно — выступать в труппе коверных. Впрочем, Боуден с успехом заменил Булико и под именем Лорио выступает вместе с Рекордье.
Роже Конш, или просто Роже, брат Родольфа Конша, режиссера в цирке Медрано. Роже был рыжим-каскадером и прыгуном. Он выступал вместе со своей сестрой, мадемуазель Камилиа, жонглировавшей различными предметами; Роже помогал ей. Под именем Роджерс он участвовал в номере музыкальных акробатов. Долгое время он был связан с цирком Медрано и выходил на арену в костюме рыжего; на спине было вышито огромными буквами его имя. Многие клоуны проделывали это задолго до него. Фредди Сканлон, или Фредди, по национальности англичанин, брат жокея Билли Сканлона, работал вместе с братьями Роуленд и Лекюссон. Фредди был учеником Сесилио Пишеля, он дебютировал как акробат, затем сделался плясуном и, наконец, рыжим. Фредди был присущ чисто британский юмор, смягченный длительными выступлениями в ярмарочных цирках. Он долгое время выступал в Зимнем цирке. То был славный рыжий, не очень способный и не очень оригинальный; возможно, он затерялся в толпе своих коллег из-за собственной скромности и уравновешенного характера. Рядом со своим соотечественником и собратом по профессии Георгом Фредди казался пресноватым.
Георг Филкокс-Дон, в прошлом акробат, выступавший вместе с Мэбри (Мэбри и Дон), был, вне всякого сомнения, человеком своеобразным и загадочным. Он обладал обостренным чувством юмора, любил придавать своим движениям характер движений автомата и держался неестественно прямо. Порою его гримасы и телодвижения вызывали у публики страх, его экстравагантная манера игры не столько доставляла удовольствие, сколько вызывала ощущение стесненности и какое-то предчувствие трагедии. Его нужно было очень часто видеть, для того чтобы оценить.
Гораздо успешнее Георг выступал в комических сценках. Антре «Цирюльник», которое считается самым простым в репертуаре клоунов, превращалось благодаря артисту в жанровую сценку; Георг так удивительно разыгрывал этот незамысловатый скетч, что тот лишался своей банальности. Артист исполнял вокруг клиента, которого он должен был брить, настоящий танец охотника за скальпами. Одно время в цирке Глейха три дуэта клоунов на трех различных аренах исполняли параллельно одно и то же антре. Георг оставлял далеко позади своих соперников: игра его поражала гротеском и яркостью.
С тех пор как на свете не стало больше ни королей, ни вельмож, при дворе которых в былые времена находили пристанище карлики, эти обиженные природой люди вынуждены искать себе иных средств для пропитания. Они поступают в различные рекламные бюро, а те, кто обладает какими-нибудь талантами, идут в цирк. Благодаря своим способностям карлики вышли за пределы кунсткамер и сделались ныне клоунами.
Жозеф Рамбелли, по прозвищу Голиаф, принадлежит к числу клоунов-карликов. Хотя успех Голиафа не соответствует величине его прообраза, надо признать, что Голиаф — наиболее талантливый комик среди карликов; он занимает достойное место в среде клоунов. Можно было бы рассказать немало интересного об исполнительской деятельности карликов-клоунов. Но в истории цирка содержится очень мало упоминаний о них 1.
1 История карликов уже начата Эдуардом Гарнье. Ему принадлежит книга «Карлики и гиганты», Париж, изд. Ашетт, 1884 (Библиотека чудес).
Голиаф прошел тяжелую школу в бродячем цирке. Цирковому искусству его обучал Гвидо Манетти (отец Чарлза Манетти); он подобрал карлика еще в раннем детстве и тогда же начал работать с ним. Голиаф мало-помалу приобщился к искусству клоуна и вскоре начал выступать в антре в качестве статиста и партнера на все руки. Позднее Голиаф сделался отличным клоуном, но он продолжал занимать подчиненное положение в цирковых программах. Этому коверному незачем искать оригинальности вовне: он обладает весьма своеобразной натурой. Во время юбилейного представления в цирке Медрано (оно было посвящено истории цирка за 1900—1937 годы) Голиаф выступил в антре «Школа верховой езды»; он гарцевал на огромной лошади и держался на ней, как манекен. Разгоряченный скакун сбрасывал его с седла; едва коснувшись ногами арены, Голиаф отталкивался от нее, как от трамплина, и с необычайной ловкостью и легкостью снова вскакивал в седло; в полете его мускулистое тело атлета напоминало мяч. Участвуя в пантомимах, Голиаф исполняет роли детей, амуров, пажей и фавнов. Подобно Марвалю и Бенедетти, выступавшим на арене Нового цирка, Голиаф принадлежит к числу наиболее законченных комиков среди карликов. Несколько сезонов подряд на арене цирка Медрано среди коверных выступали Саша и Тони Бастьен. Их сестра, Мамми Бастьен, наездница, исполнявшая акробатические упражнения на лошади, была первой женой Порто.
Тони Бастьен — комик, обладавший своеобразным стилем и весьма талантливо выступавший в характерных ролях, — сделался вскоре первым среди рыжих цирка Медрано.
Он дебютировал в групповых выступлениях клоунов и поначалу ничем особенным себя не зарекомендовал. Но мало-помалу его мелкий буржуа в котелке, коротком пиджаке и полосатых панталонах начал выделяться среди персонажей, созданных его собратьями. Походка Тони Бастьена отдаленно напоминала походку Чарли Чаплина; он также носил короткие темные усики, но лицо его было более румяным и менее задумчивым, чем лицо Чарли. Постепенно созданный артистом персонаж утвердился на арене; имя его все чаще появлялось в программе. Он играл простака, который подносит цветы наезднице и, рассыпаясь в комплиментах, ненароком принимает ее ножку за свою трость. Тони был исполнен усердия, он не лез за словом в карман, и речь его порою отличалась дерзостью. В пантомимах он охотно импровизировал. Однажды, когда Тони изображал важную особу, прибывшую на открытие памятника, и шпрехшталмейстер уже начал обращенную к нему приветственную речь, находившаяся тут же на манеже лошадь повела себя слишком вольно. Не решаясь прерывать представление, служители арены не отважились убрать навоз.
— Господин мэр, — начал Тони свою ответную речь, — разрешите прежде всего заметить вам, что общественные места в вашем городе не содержатся в должной чистоте.
Тони был неистощимый говорун. Порою он обращался непосредственно к публике. Это и погубило его. Какая-то дама, присутствовавшая в цирке, чьи манеры Тони откровенно высмеял, приняла это близко к сердцу и пожаловалась дирекции цирка. Когда администрация сделала Тони Бастьену выговор, он, в свою очередь, рассердился. Артист покинул цирк Медрано, и дирекция лишилась лучшего из своих рыжих, которого она так и не смогла достойным образом заменить.
Саша Бастьен, брат Тони, был акробат и гимнаст, работавший на кольцах. Он принимал участие в групповых выступлениях клоунов; выходя на арену в облегавшем тело трико, в котором артист казался необыкновенно худым, Саша с успехом совершал различные акробатические упражнения и прыжки. То обстоятельство, что он выступал с группой рыжих, наносило ущерб акробатическим достоинством его номера; если бы Саша захотел, он мог бы подготовить интересный номер комического акробата. После того как Тони Бастьен покинул цирк Медрано, Саша также недолго оставался в этом заведении. Он уехал в Англию. Там он выступал как гимнаст, работающий на кольцах, и пользовался большим успехом, чем у себя на родине.
Из книги Тристана Реми. Клоуны
оставить комментарий