Красота силы
Человек парит в полете высоко в небе, далеко оставив внизу верхушки деревьев. Поза его легка и пластична, в ней сгусток силы, энергии. Трюк фотографа сделал снимок символичным.
Фотография запечатлела артиста эстрады Е. Семенова в кульминационный момент его последнего номера.
Смотришь на него и невольно обращаешься мыслью к нашему, сегодняшнему дню, когда стало радостно-привычным каждое новое завоевание космоса сильными, красивыми людьми нашей страны. Спортивно-хореографическая композиция на тему двух прелюдов Вано Мурадели. Звучат емкие, сочные аккорды. В них — яростная борьба, схватка двух сил. Музыка становится лиричнее, на сцене, освещенная прожекторами, распростерта фигура. Так начинается номер. Но борьба не кончена. По мере нарастания в музыке победной темы, человек на наших глазах поднимается, расправляются его плечи, наливается силой тело, крепнут мускулы рук, и начинается новая яростная схватка с врагом, заканчивающаяся победой. Е. Семенов создает образ сильного, мужественного, волевого человека, для которого борьба с врагом — дело его жизни, его долга. Этот номер трудно охарактеризовать одним словом — танец, пантомима, акробатика. В нем — все, но все в органичном единении, в естественном сочетании. Спортивная мускулистая фигура актера, скульптурность поз, которая остается даже при самых динамичных акробатических каскадах, элементы классического балета — во всем этом эмоциональность, пластика, красота, эстетичность зрелища. И йедаром при взгляде на летящую фигуру на обложке, у нас родились ассоциации с покорителями космоса. В этом номере образными средствами искусства утверждается красота мужественности и силы. Здесь есть тонкое и хорошее сочетание спорта и искусства.
Е. Семенов — еще молодой артист эстрады. Входил он в свою сознательную жизнь как спортсмен, гимнаст. Сказать, что он с детства любил спорт, — нельзя. Как часто бывает, профессия началась с парадокса. До 5-го класса Женя терпеть не мог спорта, убегал со всех уроков физкультуры, пока не пришел в школу преподаватель, который сумел привить ученикам любовь к своему предмету, Не обошлось и без хитрости. Видя перед собой «заядлого» противнике спорта, преподаватель сыграл на подначке: «Какой же ты, Женя, мужчина, если обыкновенной стойки сделать не можешь?» Услышать такое одиннадцатилетнему мальчишке — самое страшное оскорбление! С этого все и началось. Потом спортивная школа, участие в соревнованиях на первенство Москвы и, наконец, страстная любовь к своему делу — к гимнастике. Спортивному мастерству Семенова всегда была свойственна не только высокая техничность исполнения (недаром он мастер спорта), но и необыкновенная пластичность, даже артистизм. Его давно тянуло к искусству. Ему приглянулся номер у Игоря Моисеева «Нанайская народная борьба». Решил попробовать. Получилось. Да получилось так, что почти сразу же, в 1959 году, Е. Семенова послали с этим номером в составе большого коллектива в Америку на Фестиваль танца. Так Семенов стал артистом.
На фото. «Нанайская народная борьба»
Он не просто скопировал номер, он отнесся к нему творчески, привнес в него много юмора. И когда смотришь на этих двух борющихся малышей, трудно поверить, что это один актер, согнутый пополам, бегает по сцене на четвереньках и подставляет себе же подножку, вернее «подручку», настолько это сделано правдиво, эмоционально, а самое главное, что есть два разных, но озорных характера нанайских ребятишек. Честное слово, стоит посмотреть, как один из них исподтишка ухитряется лягнуть другого, а тот в это время усиленно осваивает прием, как бы половчее спихнуть на землю своего противника. Сейчас в активе артиста Е. Семенова три номера. Они очень разные — борьба нанайских малышей, американский кетч (номер, где сочетается пантомима с каскадной акробатикой, номер, с которым артист выступал в спектакле театра Эстрады о Маяковском «Пришедший в завтра») и спортивно-хореографическая композиция, о которой было рассказано выше. И все же их объединяет одно — любовь артиста к спорту, желание средствами искусства показать его возможности, красоту человеческого тела. Сделано это разными средствами. Так, в американском кетче раскрывается звериная сущность буржуазного мира, где из всего делают бизнес, даже если для этого нужно калечить друг друга (идея этого номера родилась у Семенова в Америке, и чувство протеста против зверства подобного рода вылилась у него в этот номер).
Уже по этим трем номерам можно судить о творческом лице артиста. Особенно последний дает право нам судить о том, что здесь Семенов приблизился к тем качествам, которые соответствуют его индивидуальности. Сейчас Евгений Семенов готовит следующие номера. У него хорошее содружество с женой, Лидией Семеновой, которая является режиссером всех его номеров. Они вместэ проделывают огромную работу, разыскивая сюжет, придумывая форму номера, затем отрабатывая его. В «творческой лаборатории» молодого артиста много интересных задумок, носящих порой экспериментальный характер. Но без экспериментов нельзя — даже если они часто оканчиваются и неудачей. Не простое это дело — слить воедино классический балет с акробатикой так, чтобы не было видно ни единого шва, чтобы все было пригнано, ладно и чтобы зритель, глядя на исполнителя, думал—до чего же легко и красиво у него все получается. А награда зрителя — всегда самое ценное для артистов.
О. КУЗНЕЦОВА
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.
оставить комментарий