Кто такой Бен Бенцианов?
Когда начинается концерт, зрительный зал остается освещенным, благодаря этому сцена как бы сливается с залом. Один за другим выходят из-за кулис музыканты, раскланиваются и садятся за инструменты. Последним появляется солист — среднего роста, по-спортивному подобранный.
Привлекает его обаятельная улыбка, да и весь он как-то сразу к себе располагает. Контакт устанавливается быстро, и создается удивительно доверительная, почти домашняя обстановка. Перед зрителями действует не жрец искусства, а простой человек — один из тех, кто участвует в жизненных перипетиях. Это придает всему, что он говорит, особенную убедительность. Нам не вещают, с нами разговаривают дружески, по-свойски.
По традиции Бенцианова называют сатириком, и действительно, в его репертуаре немало вещей, в которых говорится о недостатках в нашей жизни, обо всем, что мешает людям жить. Иногда кто-то свысока о такого рода выступлениях бросает: «Мелкотемье!» Но, может быть, этот человек никогда не стоит в очередях, отрывая тем самым дорогое вре-
мя от чтения, заботы о детях, возможности пойти в кино или театр, дружески побеседовать с приятелем. Может быть, он не слышал грубых окриков продавцов, не встречал отказа со стороны водителей такси, не желающих ехать туда, куда ему необходимо. «Мелочи», о которых говорит артист, имеют серьезное общественное значение, не случайно к ним постоянно обращается печать, о них говорят на партийных собраниях и самых высоких форумах.
Если бы Бенцианов просто констатировал факты, он бы не поднимался выше среднего уровня эстрады, оставался бы одним из многих.
Артист стремится понять и объяснить, в чем же, по его мнению, корень зла, с которым мы часто сталкиваемся в жизни. И он отвечает на этот вопрос: нередко виновны мы сами — когда проявляем равнодушие к браку, выпускаемому на том производстве, где мы работаем, когда не спорим с начальством, даже когда это необходимо, и, что греха таить, иногда готовы переплатить, только чтобы получить дефицитный товар...
Чем располагает к себе Бенцианов? Страстной ненавистью ко всему пошлому, жестокому, грубому, нечестному, что присутствует в жизни и с чем каждый время от времени встречается. Мы, находящиеся в зале, прямо-таки физически ощущаем, как кипит в душе артиста негодование против бюрократизма, равнодушия к людям, хамства, высокомерия.
Но Бенцианов говорит в монологах, поет в куплетах не только о дурном, он замечает положительное, утвердившееся в действительности, и убедительно отмечает это. И, что существенно, не опускается при этом до риторики, а она, к сожалению, еще нередко встречается не только на эстрадных концертах, но и в театральных спектаклях, в речах иных ораторов, выступающих на собраниях, когда дело ограничивается банальными мыслями и пустыми словами.
Артист рассказывает о достижениях так же взволнованно, искренне, радуясь хорошим делам. Он снова обращается к людям — благодаря их усилиям, часто немалым, страна добивается тех или иных достижений, совершаются открытия, добрые начинания. Человек стоит в центре всего, к чему обращается артист, и именно это делает его выступления значительными.
Если говорить об эстрадной профессии, которую Бенцианов представляет, то она стала очень редкой. Когда-то, еще до революции, да и в двадцатые годы, куплетистов было великое множество. За немногими исключениями они воплощали дурной вкус, а то и откровенную пошлость.
Куплетное искусство очень сложно, здесь в несколько строк следует вложить интересное содержание и добиться парадоксальности формы. К тому же куплет должен отличаться весельем и непосредственностью. Вот почему интересных куплетистов на всем протяжении истории советской эстрады имелось не много. Лучшими среди них, вероятно, являлись Л. Утесов, Б. Борисов, в более поздние времена — И. Набатов, А. Шуров и Н. Рыкунин, П. Рудаков и В. Нечаев, Г. Рашковский и Н. Скалов. Среди этих замечательных мастеров — Бенцианов, который к тому же ни на кого из своих коллег не похож.
Конечно, ему помогают литераторы, их много, не будем здесь всех перечислять. Упомянем лишь авторов последней программы — И. Виноградского и М. Задорнова.
Но вот что интересно: случается, что отдельные произведения наряду с Бенциановым исполняют и другие эстрадные артисты, часто вполне квалифицированные, но которые не имеют и половины его успеха. В чем здесь дело? Думаю, в актерской личности. Конечно, Бенцианов ярко музыкален, его отличает превосходная дикция. Он умеет завязывать контакты и со зрителями, и с аккомпанирующими ему музыкантами, превращая их в партнеров. Но эти достоинства вообще характерны для хороших эстрадных актеров. Бенцианов живет в образе, не меняя костюма, не гримируясь, почти не прибегая к характерным жестам и интонациям. Он перевоплощается внутренне. Несомненно, это артист лирического склада; выступая, он всегда исходит от себя и при этом умудряется представить широкое разнообразие человеческих чувств и характеров.
Бенцианов учился в студии Ленинградского Большого драматического театра. Много давали уроки, но, вероятно, не меньше и то, что посчастливилось находиться на одних подмостках с выдающимися театральными мастерами. Конечно, студийцы больше выступали в массовых сценах, и только изредка им поручали играть в эпизодах. Но рядом были опытные и даровитые мастера, у которых многому можно было научиться.
Потом была служба в армии, участие в военном театрализованном ансамбле, а это уже приближало к эстраде, приучало к общению с публикой, давало ощущение ответственности, без которого в сценическом искусстве ничего значительного не добьешься.
И, наконец, главное — талант. Бёз таланта нечего делать ни в одной области искусства. Это аксиома, но про нее часто забывают, полагая, что труд, опыт, общественная деятельность могут даже без таланта способствовать утверждению художника. Нет, без него ничего получиться не может. Но в театре один актер играет Гамлета, другой — Тень старого короля, а третий стоит с алебардой у трона Клавдия. И каждый может хорошо делать свое дело и по праву входить в Союз театральных деятелей.
Эстрада — другое дело, здесь нет вторых, тем более третьих ролей. Здесь все премьеры, или, во всяком случае, должны быть таковыми. В том-то и горе, что, пребывая на месте премьера, иные эстрадные артисты плохо читают стихи, посредственно танцуют, показывают старые фокусы и не отличаются сценическим обаянием. Потому и эстрадные концерты бывают скучны, а раз так, то и публика идет на них неохотно.
Сольные концерты Б. Бенцианова проходят при аншлагах, и если вы увидите где-то афишу, извещающую о выступлениях Бенцианова, приходите на его концерт. Этот артист стоит аплодисментов.
Ю. ДМИТРИЕВ, доктор искусствоведения
оставить комментарий