Кто у рояля?
Бывают в жизни нашего искусства проблемы громогласные, заявляющие о себе с шумом и громом. Их и не захочешь замечать — поневоле приходится обращать внимание: так накаляется вокруг атмосфера.
ВАНО МУРАДЕЛИ
А та проблема, о которой я хочу говорить сегодня,— совершенно иного рода. Это тихая проблема. В музыке, с каждым годом это становится все заметнее, нарушаются какие-то естественные, здоровые пропорции. Люди, ведающие организацией концертного дела, с тревогой замечают признаки перепроизводства солистов-исполнителей. В то же время очень мало, гораздо меньше, чем нам нужно, аккомпаниаторов, концертмейстеров, артистов оркестра, педагогов.
Одни лишь маленькие, совершенно наивные дети могут задавать вопрос: что у человека важнее — глаза или уши? Руки или ноги? Однажды, если верить сказке, лисе показалось, что хвост ей вроде бы ни к чему, и она выставила его на растерзание собакам. А собаки вытащили ее и потрепали... Так же целесообразно и гармонично должен быть устроен и наш музыкальный организм. Но у нас последнее время что-то не получается прекрасной гармонии. Никто не хочет быть руками и ногами — всех прельщает роль головы, все стремятся быть именно головою...
В том, что я сейчас пишу, нет никакого открытия. Но говорится об этом, как правило, в элегических тонах: хорошо бы, чтоб побольше интересных, одаренных музыкантов приходило не только в исполнительство, но и в другие музыкальные отрасли. Поговорим — и разойдемся. Вот и получается — тихая проблема, почти безгласная. А время идет, и вот уже даже в столичных концертных организациях начинаются сложности. Старые, умудренные опытом, глубоко преданные своему делу пианисты один за другим покидают эстраду. Приходят новички. Между ними и теми, кому они являются на смену, — слишком большой разрыв. Если бы только в опытности, в профессиональной вооруженности!
Но и проработав положенное количество лет, набравшись и опыта и сноровки, многие из нынешних новичков едва ли уравняются со своими предшественниками: не та творческая закваска, а главное — не то отношение к делу. Словом, если в области исполнительства наше музыкальное искусство развивается стремительно, победно, в головокружительном темпе завоевывая все новые и новые позиции, то в соседних владениях нашей музы тенденция обратная. Интерес явно снижен, приток молодых сил ослаблен. И сейчас, как мне кажется, нужно бить во все колокола, какие только способны звенеть, нужно срочно выправлять опасный крен.
Проблема эта имеет по крайней мере два аспекта: профессиональный и моральный. В жизни они теснейшим образом связаны между собой. В статье, ради удобства изложения, придется рассмотреть их по очереди. Чтобы успешно работать, концертмейстер должен владеть многими особыми, специфическими навыками. В исполнителе нам всего дороже его собственная, неповторимая индивидуальность. Концертмейстерским же качеством следует скорее считать умение проникнуть в потемки чужой музыкальной души, чутко к ней подстроиться, с нею объединиться. Я уже не говорю о том, что концертмейстеру не мешает хорошо читать с листа, великолепно знать музыкальную литературу, иметь высоко развитое чувство стиля, тонкий вкус, способность ориентироваться, интуицию.
Совершенно ясно, что все эти важнейшие для концертмейстера качества не могут произрасти в нем сами по себе. Их нужно формировать во всем процессе обучения, отрабатывать специальными занятиями, шлифовать особым тренажем. Есть музыканты, про которых говорят: это концертмейстер божьей милостью, послушайте, какой ансамбль, какое аккомпаниаторское мастерство! Но, право же, не обязательно быть концертмейстером божьей милостью — достаточно быть просто квалифицированным, знающим свое дело музыкантом. Научить его, воспитать можно из всякого не вполне бездарного в музыке человека.
В консерваторских программах предусмотрены соответствующие «часы» и «классы». Тем не менее берусь утверждать: консерватории пианистов-аккомпаниаторов, пианистов-концертмейстеров не готовят. Не нами придумано и пущено в обиход ироническое слово — «лауреатомакия». Она всему виной и тут.
Вот путь музыканта. Возьмем специально самый обычный, самый заурядный путь: музыкальная школа — училище — консерватория. Оставим в стороне спецшколы для особо одаренных — там, возможно, так и надо в каждом питомце видеть будущего Рихтера, которого предстоит разглядеть и выявить. Нет, возьмем самую рядовую школу. По каким признакам отбирают в музыкальной школе кандидатов, которым советуют поступать в училище? По каким признакам складывается в школе убеждение, что вот таким-то ребятам следует всерьез подумать о профессии музыканта? Котируются виртуозная техника, ярко выраженный темперамент, подвинутость — то есть имеется в виду концертное владение произведениями.
И почти никогда не фиксируется внимание на задатках и качествах, необходимых музыканту другого профиля — тому же концертмейстеру. Соответственно эти качества не культивируются педагогами, не оттачиваются с годами обучения. Разве враг своему ученику учитель? Разве станет он в погоне за какими-то проблематичными достижениями рисковать шансами поступления в училище?
То же самое повторяется и при переходе на высшую ступень — из училища в консерваторию.
В Москве одна из лучших «непривилегированных» школ — школа имени Стасова в Замоскворечье. Несколько лет назад эту школу кончала девочка, которую уж воистину сама природа предназначила быть концертмейстером. И мало того, что природа так распорядилась — у девочки этой, в ее 14—15 лет, был уже весьма основательный концертмейстерский опыт, очень солидная практическая подготовка, потому что класса с пятого она неизменно участвовала во всех вечерах, концертах и утренниках. Помимо всего прочего у нее была удивительная хватка, она моментально ориентировалась в совершенно незнакомом музыкальном материале — словом, не девочка, а сокровище.
А педагоги плакали вокруг этого сокровища горькими слезами, потому что считали для него нереальным пробиться в училище. Не зря плакали — так и вышло. При такой изначальной установке, при такой ориентации — что могут дать все эти часы и классы? Ведь даже самый доверчивый студент—и тот прекрасно чувствует, что это очень и очень второстепенные занятия, что строго за них не спросят и любое пренебрежение простят!
А результат — вот он. Придите на любой классный вечер — готовые концертанты! И вдруг одного из них приглашают поработать в клуб аккомпаниатором в коллективах самодеятельности. Казалось бы, что лучше — нагрузка невелика, а практика богатая, да и несколько лишних рублей не помешают. Но увы!—помучившись сам и помучив несчастных любителей, молодой пианист бесславно уходит из клуба. Он растерялся, увидев на пюпитре ноты незнакомого произведения, он не сумел найти контакт с певцом, правильно распределить внимание...
Не думаю, чтобы делу можно было помочь введением еще одного класса, еще одного зачета. Выход искать нужно в другом. Возвращаясь мысленно к своим собственным консерваторским годам, что-то не припоминаю, чтобы у нас в таком множестве, как сейчас, состояли на службе штатные концертмейстеры. Студенты фортепианного факультета играли нарасхват — всюду, где требовалось их участие. Расширялся музыкальный кругозор, помимо собственного педагога на них влияли многие блистательные музыканты... Зарядка получалась на всю жизнь. И консерваторский диплом весил очень много, многое обозначал. Кстати, такой образ жизни не помешал тем, кто того стоил, занять принадлежащее им по праву место на концертной эстраде.
Не так давно был период, когда в учебных заведениях по-увольняли техничек и гардеробщиков, студенты сами должны были мыть в аудиториях полы и дежурить в раздевалке. Продержалось это увлечение недолго, техничек снова зачислили в штат, и все затихло. Но если прекратилось неразумное поветрие, то требование, чтобы учение было связано с жизнью, осталось и всегда останется как важнейшее. И почему бы не воспользоваться тем разумным и ценным, что есть в старом опыте?
Незаметно мы оказались совсем рядышком с другим аспектом нашей проблемы — моральным.
Чтобы достичь вершин в любом деле, надо его любить. Надо испытывать каждодневное блаженство от того, что ты и твое любимое дело — неразлучны и неразделимы. Нынешняя система обучения музыкантов такова, что любить они могут только работу над собственным репертуаром, гастроли, выступления. Всем им мерещится слава, аплодисменты, заграничные турне, афиши с аршинными буквами. И, конечно, если вместо заоблачных вершин такому человеку предложить скромный концертмейстерский стульчик, он не сможет радоваться. Он будет считать, что жизнь разбита, карьера погублена, что он неудачник и ему остается до конца дней тянуть постылую лямку...
И — ничего не достигнет, потому что работа концертмейстера требует не просто любви к себе, а любви подвижнической, жертвенной и бескорыстной. Говорят, что режиссер умирает в актере. Если это так, то какими же словами обозначить растворение концертмейстера в творчестве солиста! Не только голова и руки — весь психический строй, весь душевный уклад должен быть воспитан соответствующим образом. Корыстный, тщеславный, эгоистический человек не сможет найти удовлетворения в этой работе, а значит, не сможет работать хорошо. Человек, которому музыка дорога постольку, поскольку может принести известность и прочие блага, не приживется на этом поприще...
Мы начали говорить о концертмейстерах. Давайте взглянем на дело шире.
С каждым годом увеличивается в нашей стране потребность в профессиональных музыкантах. Они нужны разного уровня образованности, разной практической квалификации, но нужны во множестве. В способных людях у нас недостатка нет. В элементарно подготовленных людях — тоже. Музыкальных школ сейчас порядочно, и они дают ученикам необходимую базу. Но куда ни сунься музыкальных руководителей в детских садах, можно сказать, нет, если сравнить с потребностью, учителей пения — нет, в клубах музыкантов не хватает... Кругом кадровые прорехи!
Почему же такой профиль музыкальной деятельности не привлекает людей? Кончают они музыкальную школу. Если есть шанс поступить в училище, в «большую музыку»—идут. Нет — расстаются с музыкой навеки. А с детишками занимается бог знает кто или вообще никто не занимается... Говорят, дело в зарплате. Я утверждаю — нет. Тот же музыкальный руководитель в детском саду получает не меньше, чем актер среднего положения. Просто актерская профессия — завидная, почетная, чего о каком-то детсадовском музыканте никак не скажешь.
Как же мы допустили, как могли допустить такое? Почему, доказывая и утверждая, что всякий труд славен, почетен, прекрасен, мы в своем собственном доме допустили такую иерархию? Почему не побеспокоились создать авторитет, воздать заслуженные почести всем, кто самоотверженно служит музыке? Мы допускаем и другие непростительные оплошности. Что, положа руку на сердце, сейчас пользуется наибольшим спросом в искусстве? Что собирает самого массового зрителя? Конечно, эстрада! А как готовятся музыканты для эстрады? Может быть, они где-нибудь учатся? Может быть, с ними кто-нибудь всерьез работает? Кто-нибудь разрабатывает методические принципы, как нужно растить, воспитывать, выращивать певцов и инструменталистов для эстрады? Ничего такого нет и в помине...
Утверждаю: система музыкального образования во многом устарела. Ее надо привести в соответствие с тем, чего требует современная жизнь.
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.
оставить комментарий