Кулибиным цирка
Каждый артист цирка, разумеется, хочет, чтобы его номер был лучше, имел свой «почерк», свою «изюминку». Для многих исполнителей это связано с созданием и совершенствованием новой оригинальной аппаратуры. И вот тут-то артисты часто выступают в роли изобретателей.
Но вначале несколько слов о техническом оснащении манежа вообще. Новая техника осваивается цирком пока очень медленно. В большинстве номеров используются блоки, чекеля, карабины, стяжные винты и прочее, что пришло на манеж еще во времена парусного флота. С тех пор наука и техника шагнули далеко вперед. Человек поднялся в космос, действуют заводы-автоматы, на реках и морях появились дизель-электроходы, суда на подводных крыльях. А в цирке чуть ли не самой сложной машиной остается пока... электромотор. Да и его порой заменяют униформисты, которые тянут перекинутый через блок канат, поднимая на нем воздушную гимнастку.
Впрочем, мне могут возразить: техника в цирке все же не стоит на месте и кое-какие изменения «со времен парусного флота» произошли. Верно, на манеже все чаще появляются аппараты, помогающие исполнителям полнее раскрыть свои возможности, демонстрировать новые трюки. Но кто создает эти аппараты? В основном сами артисты и режиссеры. И нередко весьма успешно. Вот о них, артистах-изобретателях, о результатах их деятельности и пойдет речь. Много сделал для советского цирка и, в частности, для создания новой аппаратуры старейший мастер манежа Б. Кох-Кухарж. Его детище «Семафор-гигант» долгие годы являлся украшением нашей арены. Он позволял артистам во всем многообразии проявлять свое мастерство, демонстрировать езду по ребру семафора на велосипеде с партнершей на плечах, исполнять другие трюки. Интересно и такое изобретение Кох-Кухаржа, как «Колесо на наклонной проволоке». Гигантское колесо катилось по проволоке, а на нем сестры Кох, переступая по специальным ступенькам, исполняли сложные трюки.
Большим успехом пользовался в свое время номер «Гигантские шаги» артистов Павловых. Идея его создания принадлежит Б. Кох-Кухаржу и Б. Шахету. Парковый аттракцион, перенесенный на арену, создавал атмосферу народного гулянья, позволял артистам демонстрировать новые акробатические комбинации. Заслуженный артист РСФСР В. Волжанский заставил туго натянутый трос изменять угол наклона. Это дало ему возможность внести в номер «Трехъярусный канат» совершенно новые трюки: скольжение на роликах по тросу, прыжок с трамплина и др.
Талантливый экспериментатор артист Н. Чумаков не раз доказывал своими изобретениями возможность создания принципиально новых номеров. Его «Балансирующая проволока» открыла перед жанром эквилибра на проволоке блестящие перспективы. Второе интересное изобретение Чумакова — «Балансирующая лестница». До сих пор существовали переходные лестницы, вольностоящие и т. д., которые или прочно стояли, или балансировались артистами. Казалось бы, все исчерпано. Но Чумаков сконструировал «лестницу-чудесницу». На первый взгляд она казалась шаткой, готовой каждую секунду рухнуть, а на деле — удерживала на себе группу исполнителей, которые могли демонстрировать на ней сложнейшие трюки.
Бывает, что лишь одна дополнительная деталь аппаратуры вносит в выступление нечто новое, необычное. В этой связи вспоминается номер воздушной гимнастки Г. Адаскиной, который поставил П. Майстренко. К слову сказать, этот режиссер не только конструирует аппараты, делает чертежи, но и может, если потребуется, выточить на станке необходимую деталь. Для воздушного аппарата Г. Адаскиной он изготовил специальное приспособление, которое плавно раскручивает намотанный на катушку трос, а в нужный момент затормаживает его движение. Это, казалось бы, несложное усовершенствование позволило артистке обогатит свое выступление эффектным трюком.
Иногда хорошие результаты дает совмещение в одном номере аппаратуры двух или нескольких жанров. Народный артист РСФСР и ДАССР Р. Абакаров установил на канате подкидную доску. Другой известный канатоходец — народный артист РСФСР и ДАССР Я. Гаджикурбанов — первым использовал в своем номере перш, а сейчас думает применить лопинг-каче-ли, «Перекрестный канат», который превратит его номер в своеобразный аттракцион канатоходцев. Режиссер С. Морозов, работая над номером «Воздушная гимнастка с леопардами», задумал оригинальную аппаратуру, которая позволит поднять зверей под купол цирка и сделать их «партнерами» гимнастки В. Сурковой. В финале артистка вместе с леопардами будет стремительно спускаться вниз при помощи остроумных приспособлений.
Несложным кажется аппарат будущего номера Г. Новодеева «Ломающаяся мачта», который готовит режиссер К. Бобок. Однако, по свидетельству режиссера, обыкновенная с виду мачта, сгибаясь под тем или иным углом в нескольких местах, позволит артисту исполнить ряд новых и интересных трюков. Режиссер Бобок работает и над номером Л. Провоторовой, где также будет применена оригинальная аппаратура. С созданием новой аппаратуры связано и развитие жанра «воздушный полет». Артист В. Галаган подготовил перекрестный полет, С. Морозов с артистом Ф. Коневым — трехъярусный, а также номер, в котором совмещены полет «из трапе в трапе» с полетом «в руки к ловитору». С этим номером сейчас выступают артисты Лобзовы. В. Лобзов решил еще более усовершенствовать номер и создать «Параллельный полет», который откроет перед жанром новые перспективы. Ю. Мандыч, выпустивший из ГУЦЭИ «Полет с ло-пингом», создал в настоящее время новый номер с вращающейся ловиторкой. Совершенствование номеров воздушных гимнастов, выступающих на так называемых «вертушках», опять-таки во многом определялось совершенствованием технических средств. Когда-то аппараты крепились на мачте, установленной посреди манежа, затем их стали подвешивать под куполом. Менялся и облик аппаратов, они принимали вид самолетов, торпед, ракет.
Различные технические новшества изобретаются не только гимнастами, акробатами и эквилибристами, но и коверными. Немало фантастических «лунных» машин и ракет, состоящих из фонарей, кастрюль, консервных банок и прочих предметов домашнего обихода, смастерили для своих реприз веселые коверные В. Мозель и А. Савич. Народный артист РСФСР О. Попов выезжает на манеж в забавной автомашине «собственного производства». Есть изобретения и у дрессировщиков. Народный артист РСФСР А. Буслаев использовал выдвижную клетку своей конструкции, а народный артист РСФСР А. Александров-Федотов придумал легкую портативную клетку из тонких стальных тросов. Она очень удобна для установки и не мешает зрителям наблюдать за животными...
Трудно перечислить все новые аппараты и их авторов. В репертуарно-художественный отдел Союзгосцирка поступает много творческих заявок на новые номера, связанные с изготовлением оригинальной аппаратуры. И вот здесь-то хочется сказать о том, что огорчает и тревожит. Среди интересных заявок встречаются нередко такие, которые, мягко выражаясь, вызывают лишь удивление. Предлагаемая авторами аппаратура громоздка и дорога, а самое главное — она ровно ничего не дает для обогащения циркового искусства.
Не так давно один молодой артист принес заявку на номер «Молекула». Аппарат должен был представлять собой гигантский макет молекулы с застывшими на орбитах электронами. Когда же автора спросили, какие трюки можно исполнять на этом громоздком аппарате, — он не смог найти сколько-нибудь вразумительного ответа.
К сожалению, не только эта заявка, но и многие другие предложения, которые поступают в репертуарно-художественный отдел, не отвечают самым элементарным требованиям, продиктованным спецификой циркового искусства. Кому нужны, к примеру, всяческие приспособления, которые облегчают выполнение трюков? Ведь находились же «новаторы», считавшие возможным использовать при работе на проволоке тонкую незаметную струну, за которую можно было держаться рукой. Подобное «изобретение» вряд ли одобрят ветераны и любители цирка. И это естественно: такое приспособление снижает требования к квалификации артистов, сводит на нет искусство баланса. А сколько громоздких, ничем не оправдавших себя конструкций еще захламляют наши манежи! И сколько столь же бесполезных аппаратов еще находятся «в стадии изобретения»!
В мастерской Тульского цирка. Заслуженный артист РСФСР В. ВОЛЖАНСКИЙ за регулировкой лебедки для натяжения тросов.
Говоря все это, я далек от мысли обвинять в чем-либо самих изобретателей: ведь они, как правило, исходят из самых добрых побуждений. Беда в том, что артистам и режиссерам, задумавшим изготовить новую аппаратуру, чаще всего не удается получить квалифицированную помощь. Ее могли бы оказать специалисты, одинаково хорошо знающие и технику и природу циркового искусства. Но таких специалистов у нас нет. Даже опытные режиссеры затрудняются порой определить техническую грамотность заявки. Приходится отдавать заявку на консультацию инженерам, но они, не зная специфики цирка, также не всегда могут прийти на помощь. И тогда артисту-изобретателю остается делать аппарат самостоятельно, на свой страх и риск (так, кстати, и поступил в свое время Н. Чумаков). В то же время в мастерских изготавливаются аппараты, авторы которых обещали в своих заявках «златые горы», а на деле подготовили весьма посредственные номера.
Мне думается, давно назрела необходимость создать при Союзгосцирке конструкторское бюро, которое объединило бы специалистов, знающих и технику и цирк. Такое бюро нужно именно нам, нашему искусству. Если в театре подготовка спектакля не связана с созданием новой техники, то в цирке сплошь да рядом бывает так, что рождение нового номера или аттракциона невозможно без оригинальной аппаратуры. К слову сказать, сотрудники конструкторского бюро регистрировали бы изобретения и выдавали артистам своеобразные патенты, чтобы не было потом споров — кто первый придумал тот или иной аппарат.
Отсутствие такого конструкторского бюро приводит, помимо всего прочего, к тому, что в главке иной раз подолгу не могут принять окончательного решения по заявке артиста. Несколько лет «изучается», к примеру, предложение артиста К. Резникова. Он разработал конструкцию надувного цирка-шапито. Одним его проект кажется удачным, другим — нет. Высказывается, в частности, мнение, что к куполу надувного цирка нельзя будет подвешивать аппаратуру. Но все это лишь предположения, догадки. Нет инженерных расчетов, нет квалифицированного заключения специалистов.
В пределах одной статьи трудно коснуться всех проблем, связанных с созданием и внедрением новой аппаратуры. Важно подчеркнуть главное — надо создать благоприятные условия для проявления творческой инициативы Кулибиных циркового манежа, всячески поддерживать и поощрять их стремление к изобретательству, к созданию нового. Это особенно важно сейчас, когда мастера манежа, как и все деятели советского искусства, готовятся встретить пятидесятилетие Великого Октября новыми творческими достижениями.
С. БЕНЗАРЬ, режиссер
Журнал Советский цирк. Март 1967 г.
оставить комментарий