В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Кулибиным цирка

Каждый артист цирка, разумеется, хочет, чтобы его номер был лучше, имел свой «почерк», свою «изюминку». Для многих исполнителей это связано с созданием и совершенствованием новой оригинальной аппаратуры. И вот тут-то артисты часто выступают в роли изобретателей.

Но вначале несколько слов о техни­ческом оснащении манежа вообще. Но­вая техника осваивается цирком пока очень медленно. В большинстве номе­ров используются блоки, чекеля, кара­бины, стяжные винты и прочее, что пришло на манеж еще во времена па­русного флота. С тех пор наука и тех­ника шагнули далеко вперед. Человек поднялся в космос, действуют заводы-автоматы, на реках и морях появились дизель-электроходы, суда на подводных крыльях. А в цирке чуть ли не самой сложной машиной остается пока... элек­тромотор. Да и его порой заменяют униформисты, которые тянут переки­нутый через блок канат, поднимая на нем воздушную гимнастку.

Впрочем, мне могут возразить: тех­ника в цирке все же не стоит на месте и кое-какие изменения «со времен парусного флота» произошли. Верно, на манеже все чаще появляются аппа­раты, помогающие исполнителям пол­нее раскрыть свои возможности, демон­стрировать новые трюки. Но кто созда­ет эти аппараты? В основном сами ар­тисты и режиссеры. И нередко весьма успешно. Вот о них, артистах-изобрета­телях, о результатах их деятельности и пойдет речь. Много сделал для советского цирка и, в частности, для создания новой ап­паратуры старейший мастер манежа Б. Кох-Кухарж. Его детище «Семафор-гигант» долгие годы являлся украше­нием нашей арены. Он позволял арти­стам во всем многообразии проявлять свое мастерство, демонстрировать езду по ребру семафора на велосипеде с партнершей на плечах, исполнять дру­гие трюки. Интересно и такое изобре­тение Кох-Кухаржа, как «Колесо на на­клонной проволоке». Гигантское колесо катилось по проволоке, а на нем сестры Кох, переступая по специальным ступенькам, исполняли сложные трюки.

Большим успехом пользовался в свое время номер «Гигантские шаги» артистов Павловых. Идея его создания принадлежит Б. Кох-Кухаржу и Б. Шахету. Парковый аттракцион, перенесен­ный на арену, создавал атмосферу на­родного гулянья, позволял артистам демонстрировать новые акробатические комбинации. Заслуженный артист РСФСР В. Волжанский заставил туго натянутый трос изменять угол наклона. Это дало ему возможность внести в номер «Трехъярусный канат» совершенно новые трю­ки: скольжение на роликах по тросу, прыжок с трамплина и др.

Талантливый экспериментатор ар­тист Н. Чумаков не раз доказывал сво­ими изобретениями возможность созда­ния принципиально новых номеров. Его «Балансирующая проволока» от­крыла перед жанром эквилибра на про­волоке блестящие перспективы. Второе интересное изобретение Чумакова — «Балансирующая лестница». До сих пор существовали переходные лестницы, вольностоящие и т. д., которые или прочно стояли, или балансировались артистами. Казалось бы, все исчерпано. Но Чумаков сконструировал «лестницу-чудесницу». На первый взгляд она ка­залась шаткой, готовой каждую секун­ду рухнуть, а на деле — удерживала на себе группу исполнителей, которые могли демонстрировать на ней слож­нейшие трюки.

Бывает, что лишь одна дополнитель­ная деталь аппаратуры вносит в вы­ступление нечто новое, необычное. В этой связи вспоминается номер воздушной гимнастки Г. Адаскиной, кото­рый поставил П. Майстренко. К слову сказать, этот режиссер не только кон­струирует аппараты, делает чертежи, но и может, если потребуется, выточить на станке необходимую деталь. Для воз­душного аппарата Г. Адаскиной он из­готовил специальное приспособление, которое плавно раскручивает намотан­ный на катушку трос, а в нужный мо­мент затормаживает его движение. Это, казалось бы, несложное усовершенство­вание позволило артистке обогатит свое   выступление эффектным трюком.

Иногда хорошие результаты дает совмещение в одном номере аппарату­ры двух или нескольких жанров. На­родный артист РСФСР и ДАССР Р. Абакаров установил на канате под­кидную доску. Другой известный канатоходец — народный артист РСФСР и ДАССР Я. Гаджикурбанов — первым использовал в своем номере перш, а сейчас думает применить лопинг-каче-ли, «Перекрестный канат», который пре­вратит его номер в своеобразный ат­тракцион канатоходцев. Режиссер С. Морозов, работая над номером «Воздушная гимнастка с лео­пардами», задумал оригинальную аппа­ратуру, которая позволит поднять зве­рей под купол цирка и сделать их «партнерами» гимнастки В. Сурковой. В финале артистка вместе с леопарда­ми будет стремительно спускаться вниз при помощи остроумных приспособле­ний.

Несложным кажется аппарат буду­щего номера Г. Новодеева «Ломающая­ся мачта», который готовит режиссер К. Бобок. Однако, по свидетельству режиссера, обыкновенная с виду мачта, сгибаясь под тем или иным углом в не­скольких местах, позволит артисту ис­полнить ряд новых и интересных трю­ков. Режиссер Бобок работает и над но­мером Л. Провоторовой, где также будет применена  оригинальная аппаратура. С созданием новой аппаратуры свя­зано и развитие жанра «воздушный полет». Артист В. Галаган подготовил перекрестный полет, С. Морозов с арти­стом Ф. Коневым — трехъярусный, а также номер, в котором совмещены полет «из трапе в трапе» с полетом «в руки к ловитору». С этим номером сейчас выступают артисты Лобзовы. В. Лобзов решил еще более усовершен­ствовать номер и создать «Параллель­ный полет», который откроет перед жан­ром новые перспективы. Ю. Мандыч, выпустивший из ГУЦЭИ «Полет с ло-пингом», создал в настоящее время но­вый номер с вращающейся ловиторкой. Совершенствование номеров воздушных гимнастов, выступающих на так назы­ваемых «вертушках», опять-таки во многом определялось совершенствова­нием технических средств. Когда-то аппараты крепились на мачте, установ­ленной посреди манежа, затем их стали подвешивать под куполом. Менялся и облик аппаратов, они принимали вид самолетов, торпед, ракет.

Различные технические новшества изобретаются не только гимнастами, акробатами и эквилибристами, но и ко­верными. Немало фантастических «лун­ных» машин и ракет, состоящих из фо­нарей, кастрюль, консервных банок и прочих предметов домашнего обихода, смастерили для своих реприз веселые коверные В. Мозель и А. Савич. Народ­ный артист РСФСР О. Попов выезжает на манеж в забавной автомашине «соб­ственного  производства». Есть изобретения и у дрессировщи­ков. Народный артист РСФСР А. Бус­лаев использовал выдвижную клетку своей конструкции, а народный артист РСФСР А. Александров-Федотов при­думал легкую портативную клетку из тонких стальных тросов. Она очень удобна для установки и не мешает зри­телям наблюдать за  животными...

Трудно перечислить все новые ап­параты и их авторов. В репертуарно-художественный отдел Союзгосцирка поступает много творческих заявок на новые номера, связанные с изготовле­нием оригинальной аппаратуры. И вот здесь-то хочется сказать о том, что огорчает и тревожит. Среди интересных заявок встречают­ся нередко такие, которые, мягко выражаясь, вызывают лишь удивление. Предлагаемая авторами аппаратура гро­моздка и дорога, а самое главное — она ровно ничего не дает для обогащения циркового искусства.

Не так давно один молодой артист принес заявку на номер «Молекула». Аппарат должен был представлять со­бой гигантский макет молекулы с застывшими на орбитах электронами. Когда же автора спросили, какие трюки можно исполнять на этом громоздком аппарате, — он не смог найти сколько-нибудь вразумительного ответа.

К сожалению, не только эта заявка, но и многие другие предложения, которые поступают в репертуарно-художественный отдел, не отвечают самым элементарным требованиям, продикто­ванным спецификой циркового искус­ства. Кому нужны, к примеру, всяче­ские приспособления, которые облегча­ют выполнение трюков? Ведь находи­лись же «новаторы», считавшие воз­можным использовать при работе на проволоке тонкую незаметную струну, за которую можно было держаться рукой. Подобное «изобретение» вряд ли одобрят ветераны и любители цирка. И это естественно: такое приспособление снижает требования к квалификации артистов, сводит на нет искусство ба­ланса. А сколько громоздких, ничем не оправдавших себя конструкций еще за­хламляют наши манежи! И сколько столь же бесполезных аппаратов еще находятся «в стадии изобретения»!

В мастерской Тульского цирка. Заслу­женный артист РСФСР В. ВОЛЖАНСКИЙ за регулировкой лебедки для натяжения тросов.В мастерской Тульского цирка. Заслу­женный артист РСФСР В. ВОЛЖАНСКИЙ за регулировкой лебедки для натяжения тросов.

Говоря все это, я далек от мысли обвинять в чем-либо самих изобретате­лей: ведь они, как правило, исходят из самых добрых побуждений. Беда в том, что артистам и режиссерам, задумав­шим изготовить новую аппаратуру, ча­ще всего не удается получить квалифи­цированную помощь. Ее могли бы ока­зать специалисты, одинаково хорошо знающие и технику и природу цирко­вого искусства. Но таких специалистов у нас нет. Даже опытные режиссеры затрудняются порой определить техни­ческую грамотность заявки. Приходит­ся отдавать заявку на консультацию инженерам, но они, не зная специфики цирка, также не всегда могут прийти на помощь. И тогда артисту-изобретателю остается делать аппарат самостоятель­но, на свой страх и риск (так, кстати, и поступил в свое время Н. Чумаков). В то же время в мастерских изготавли­ваются аппараты, авторы которых обе­щали в своих заявках «златые горы», а на деле подготовили весьма посредст­венные номера.

Мне думается, давно назрела необ­ходимость создать при Союзгосцирке конструкторское бюро, которое объеди­нило бы специалистов, знающих и тех­нику и цирк. Такое бюро нужно именно нам, нашему искусству. Если в театре подготовка спектакля не связана с соз­данием новой техники, то в цирке сплошь да рядом бывает так, что рож­дение нового номера или аттракциона невозможно без оригинальной аппара­туры. К слову сказать, сотрудники кон­структорского бюро регистрировали бы изобретения и выдавали артистам свое­образные патенты, чтобы не было потом споров — кто первый придумал тот или иной аппарат.

Отсутствие такого конструкторского бюро приводит, помимо всего прочего, к тому, что в главке иной раз подолгу не могут принять окончательного реше­ния по заявке артиста. Несколько лет «изучается», к примеру, предложение артиста К. Резникова. Он разработал конструкцию надувного цирка-ша­пито. Одним его проект кажется удач­ным, другим — нет. Высказывается, в частности, мнение, что к куполу надув­ного цирка нельзя будет подвешивать аппаратуру. Но все это лишь предполо­жения, догадки. Нет инженерных рас­четов, нет квалифицированного заклю­чения специалистов.

В пределах одной статьи трудно кос­нуться всех проблем, связанных с созданием и внедрением новой аппаратуры. Важно подчеркнуть главное — надо создать благоприятные условия для проявления творческой инициативы Кулибиных циркового манежа, всячески поддерживать и поощрять их стремле­ние к изобретательству, к созданию но­вого. Это особенно важно сейчас, когда мастера манежа, как и все деятели со­ветского искусства, готовятся встретить пятидесятилетие Великого Октября но­выми творческими достижениями.
 

С. БЕНЗАРЬ, режиссер

Журнал Советский цирк. Март 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100