В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Свидание у яхт-клуба


В каждом учебном заведении на любом курсе обязательно есть девушка, в которую влюблен весь курс. Была и у нас в Цирковом техникуме такая -Шурочка Воронцова.
Красивая, женственная, робкая и, в то же время, волевая, настойчивая, трудолюбивая.
Осень 1932 года. Идет комсомольское собрание. Знакомятся с новыми комсомольцами, поступившими в техникум Циркового искусства. Шура Воронцова рассказывает свою биографию.
- Я в комсомоле с 1930 года. Мое комсомольское имя Марксита*. Так меня назвали в честь Маркса.
Немного помолчав, Щура продолжала:
- Мою мать Александру Клементьевну Воронцову в 1915 году
за содействие подпольной организации посадили в Шлиссельбургскую крепость, где я родилась в тюремной камере. Отец мой
Василий Алексеевич Воронцов был командиром отряда красноармейцев. В 1920 году отряд был окружен белыми в лесах Тверской
губернии. Всех красноармейцев перебили. Отцу отрубили голову и возили по окрестным деревням, показывая крестьянам для устрашения. У матери на руках осталось нас четверо. Меня и старшую сестру устроили в детский дом. Там я окончила семилетку. Потом - ткацкое ФЗУ в городе Щелкове, самодеятельность... Теперь я - студентка ТЦИ.
Ранее утро. На манеже техникума репетируют акробаты. Шура большими серыми глазами смотрит на преподавателя. Смотрит так внимательно, что кажется, она не только смотрит, но и слушает глазами. Вот, сейчас преподаватель перестанет объяснять, Шура наденет лонжу и начнет репетировать новый трюк. Будет повторять его снова и снова. Остановится, о чем-то подумает и опять повторяет одно и то же упражнение, и так день за днем.
Но вот трюк технически готов. И опять репетиции, репетиции... Трюк шлифуется с еще большим упорством. Шлифуется до тех пор, пока, не будет исполнен легко и артистично.

*В те годы, во время приема в пионеры и в комсомол, нередко устраивались "октябрины" - вновь принятым давались имена в честь революционных и политических деятелей.

И тогда Шурочка позволит себе улыбнуться. Улыбка - это последний штрих, завершение и украшение трюка.
Уже к концу первого учебного года Шура Воронцова овладела тремя жанрами. Она подготовила воздушный номер на трапеции и акробатический этюд (каучук). Но особенно ярко проявился Щурочкин талант и актерское обаяние в номере "Эквилибристы-эксцентрики на свободной проволоке".
Студент Рудольф Славский, занимавшийся в классе клоунады, увлекся эквилибристикой и, пригласив в партнерши Шуру, создал на свободной проволоке яркий игровой номер, имевший сюжетную линию. Номер назывался "Свидание у яхт-клуба".
В 1938 году вышла книга "Молодые мастера искусства". Вот что писал тогда журналист Н.Колин об этом номере.
"... Он, обаятельный внешне, забавный в своем светлом с крапинками костюме, немного застенчивый, ждет ее на свидании. Она, легкая и гибкая, очаровательная и обаятельная, выходит на сцену, ведет с ним бессловесный кокетливый разговор. В несложном вступлении к номеру Славские раскрываются как яркие, очень темпераментные артисты.
...Она прыжком, легким, как дуновение ветра, вскакивает на слабонатянутую проволоку и идет просто, легко, как по улице. И шутит, и смеется без слов, разговаривая с партнером. Она настаивает, чтобы и он прошелся по проволоке. Он боится, но, уступая ее нежным и сердитым приставаниям, становится на качелеобразную проволоку и идет. Он качается, боится упасть. Он умоляет подругу о снисхождении, и вместе с тем делает потрясающие по сложности повороты и движения по еле заметной поверхности проволоки. И он и она совершают на слабо натянутой проволоке такие сложные акробатические номера, что дух захватывает от удивления и восторга. По классу мастерства Славские могли бы конкурировать с лучшими образцами мирового цирка..."
Номер все время продолжал совершенствоваться. Менялись сюжеты, усложнялись трюки. В 1946 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Александра Воронцова и Рудольф Славский* получили звание Лауреатов.

*Славский Р. - журналист. Им написаны книги: "Искусство пантомимы", "Цирк нашего двора*, "С манежа на экран", "Братья Никитины", "Леонид Енгибаров", "Виталий Лазаренко".

В советском цирке и на эстраде это был, пожалуй, первый номер, где так органично сочетались трюки и актерское мастерство. Это после них, многие поняли, что можно исполнять сложные трюки на проволоке, и в то же время, вести сюжетную линию.
Вскоре после окончания ТЦИ, мы, к нашему общему восторгу, узнали, что из многих цирковых артисток кинорежиссер Г.В. Александров для участия в фильме "Цирк" выбрал нашу Шурочку.
Совсем недавно А.В.Воронцова вспоминала, как Григорий Васильевич Александров в те далекие годы, в день премьеры, представляя зрителям участников фильма, вспомнил и о ней.
Александров сказал: "Успех фильма зависел не только от тех актеров, которых вы видите, но и от тех, о ком вы и не подозреваете. Среди нас находится очаровательная артистка цирка Александра Воронцова, которая дублировала Любовь Петровну Орлову во время исполнения гимнастических трюков под куполом цирка".
Александров попросил Воронцову встать и зрители тепло приветствовали ее.
...Предшественником кинематографа был проекционный аппарат, называвшийся "волшебный фонарь". С тех пор кино неизмеримо усовершенствовалось, но осталось таким же волшебным. Увидеть человека в движении, видеть его эмоции, увидеть его неизменившимся спустя десятилетия - можно только с помощью волшебства. И недавно мы были свидетелями этого.
Недавно отмечалось пятидесятилетие фильма "Цирк". И снова с большим волнением смотрели мы, как наша Шурочка вылетала из пушки на "луну" и бесстрашно исполняла свои трюки под куполом цирка.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100