Л.Б. Миров - добрый сатирик
Если меня спросят, буду ли я когда-нибудь праздновать шестидесятилетие со дня своего рождения, я прямо и честно скажу — нет, не буду.
Причин тому много, но главная из них следующая — мой личный календарь показывает, что для меня эта дата уже пройденный этап на жизненном пути и даже если бы я захотел к ней вернуться, то из этого ровным счетом ничего не получится. Это во-первых. Ну, а во-вторых, я считаю, что сам факт шестидесятилетия того или иного человека еще никому ничего не говорит. Может быть, даже не всякое шестидесятилетне и праздновать-то следует, если это шестидесятилетие прошло без всякой пользы для окружающих. Я бы лично днем рождения гражданина считал дату начала его трудовой деятельности, дату, когда своим трудом он начал приносить пользу. Для артиста такой датой является первое выступление на сцене перед теми, кого мы любим, ценим, одобрение которых нас радует, а осуждение огорчает — первое выступление перед зрителями.
Прикинув и подсчитав, я сообразил, что с Львом Борисовичем Мировым это произошло ровно сорок лет тому назад. Вот о сорокалетнем Мирове, о добром и веселом его таланте поведу я свой рассказ. «Добрый сатирик, — да помилуйте, возможно ли это!» — воскликнут ревнители классических определений. Сатирик обязательно злой, желчный, ядовитый человек, не очень приятный для всех окружающих. Может быть, такое определение годится для других сатириков, но к Мирову оно, по-моему, не подходит. Он именно добрый сатирик. На этом определении я настаиваю и попытаюсь его проиллюстрировать более или менее точным анализом творческой деятельности артиста. Спешу предупредить, что я не буду вдаваться в теорию, хотя за последнее время мне уже приходилось теоретизировать по тем или иным вопросам. Но мне лично кажется, что всякий настоящий сатирик (даже ядовитый, желчный и так далее и тому подобное) должен быть человеком хорошим, желающим добра всем хорошим людям. И ради этого добра выставляющий на суд и осмеяние все плохое, уходящее в прошлое, мешающее продвижению вперед.
Еще Карл Маркс сказал: «Человечество смеясь расстается со своим прошлым». И борьбе с этим прошлым помогают настоящие сатирики, граждане своей родины, рыцари своей эпохи. Только большая любовь к людям и настоящий талант могут сделать гражданина-артиста большим художником-сатириком. Миров еще не подводит итоги своей сорокалетней деятельности. Рано ему подводить итоги. Ибо он весь в пути, весь в замыслах и творческих волнениях. Едва успев покинуть коллектив Московского мюзик-холла. Миров выходит с премьерой «Эстрада без парада» вместе со своим другом и партнером Марком Владимировичем Новицким, объединяя большое количество молодых и часто безвестных артистов в единую программу, трепетно и с волнением следя за их первыми шагами на эстраде, радуясь их успеху, огорчаясь их неудачам, а они, эти неудачи, чего греха таить, бывают и, ох, как часто бывают! Я вижу, что моя статья не подчиняется всем канонам написания юбилейной торжественной статьи. Но что делать! Ведь я не привык писать статей и чувствую себя более удобно и легко, ежевечерне беседуя со зрителями. И даже две написанные мной книги — это тоже беседы, задушевные беседы с теми, кто интересуется эстрадным искусством.
Я хорошо понимаю, что должен перечислить все вехи и этапы творческого пути Льва Борисовича Мирова, рассказать, где он служил, какие роли сыграл, в каком году перешел из одного театра в другой, с какими режиссерами работал и какие художники оформляли спектакли, в которых он принимал участие. Оставляю асе это на долю будущего историка эстрады или на долю автора монографии о Мирове (а такую не худо было бы и написать), а сам я буду говорить о том артисте Мирове, с которым мне приходилось встречаться неоднократно за мою бурную эстрадную жизнь и который радует меня своим, да простят мне «высокий штиль», настоящим служением Искусству с большой буквы. Думаю, что любовь к эстраде зародилась у Мнроаа в «Синей блузе» — была такая грандиозная творческая организация возглавляемая Борисом Южаинным и несправедливо сейчас забытая. Несправедливо и неоднократно ругаемая историками и теоретиками искусства.
Группы «Синей блузы» проникали всюду. Артисты выступали на заводах, в цехах, на новостройках пятилеток, распевая немудреные песенки, танцуя, играя в маленьких драматических сценах, и из артистов «Синей блузы» вышли многие мастера эстрады, подлинно синтетические актеры. Думаю, что почти все артисты, режиссеры и писатели, работающие в области эстрады «мировского» поколения, так или иначе были связаны с одной из ячеек «Синей блузы» или испытали на себе ее влияние. «Синяя блуза» способствовала демократизации нашего искусства, сблизила его с народом. И не будь этой самой «Синей блузы», то, может быть, не произошло бы в 1936 году малозаметного, на первый взгляд, но сыгравшего большую роль в развитии нашего эстрадного искусства события. Летом этого года на эстраду сада «Аквариум», что находился тогда на Триумфальной площади (ныне площади имени Маяковского), вместо одетого в смокинг конферансье, с набором салонных острот, вышли два «питомца» «Синей блузы», просто одетые и просто говорящие — ученик-конферансье Лев Борисович Миров и его умный партнер, конферансье-учитель Евсей Павлович Дарский, который ушел от нес в расцвете творческих сил. Два конферансье!! Зачем, к чему! Зрителям хватает и одного, а два конферансье — это ненужная роскошь в эстрадном концерте. Но практика показала, что Миров и Дарский принесли на эстраду не только новую форму конферанса, но и новое, близкое зрителям содержание. Конфликт между Мировым и Дарским — это конфликт между новым, прогрессивным, представителем которого был Дарский, и всем косным, отсталым, мешающим продвижению вперед — все это персонифицировалось в образе, который создавал Миров.
Миров — артист без фальшивых приемов. Он не берет себе в помощь трюки и прочие приспособления, которыми пользуются менее талантливые люди. Для Мирова главное — действие, главное — интонация. Богатство интонаций всегда удивляет в искусстве Мирова, сколько бы раз вы его ни слушали. Удивляет и радует. И, конечно, этому способствует яркая актерская, мировская индивидуальность. Миров — это Миров. Он не похож ни на кого другого, его ни с кем не спутаешь. Он не второй, он — первый. Он оригинален и никому не подражает. А это и составляет силу настоящего эстрадного артиста. На эстраде много талантливых артистов, но мало артистов с яркой индивидуальностью. Когда восклицают — почему у нас нет второго Мирова, второй Мироновой, второго Райкина — меня это, во-первых, удивляет, а во-вторых, смешит. На эстраде не должно быть ввторых. Это, конечно, в идеале. Не должно быть копий, не должно быть подражателей. Продолжатели! Пожалуйста, сколько угодно. Но подражатели... И, честно говоря, если меня спросят, чем мне особенно дорог Миров и не только мне, но и вам, уважаемый читатель, я отвечу просто: правдой. Миров правдив до предела. Он не наигрывает чувства, он всегда наполнен и, может быть, поэтому так великолепны мировские паузы. Я слежу на сцене не только за тем, что он говорит, но и за тем, как он мыслит. Он правдив и в поведении и в речи.
Как-то недавно пришлось мне смотреть телевизионную передачу «На огонек». По существу, это был большой эстрадный концерт, в котором принимали участие артисты разного возраста и разного мастерства. К моему глубокому сожалению, большинство из этих артистов менее всего думали о том, что они делают, и более всего хлопотали над тем, чтобы так или иначе понравиться зрителям. Зрителям нужно нравиться. Но для этого есть приемы мастерства и приемы попросту запрещенные. Да и сама работа на телевидении дело трудное и выступления перед телеобъективом — дело новое и не все понимают, как нужно перед этим объективом себя вести. Миров выдержал этот сложный экзамен. На экраны телевизоров вышел удивительно простой человек, просто разговаривающий (просто, а не простенько), убедительный в своем поведении и менее всего думающий о том, чтобы понравиться зрителям. И с экрана повеяло какой-то «домашностью», с вами встретился милый собеседник, который моментально вовлек вас в круг своих интересов и заставил вас, если так можно выразиться, «сопереживать» все с ним происходящее. Вот в этой правде и сила Мирова. Должен сказать, что для меня Миров еще актер не до конца раскрытый. Я хочу видеть его на экране кино, героем какого-нибудь комедийного фильма, я хочу видеть этого доброго сатирика в ролях театральных представлений. И мне кажется, что наше кино и наши комедийные театры совершают ошибку, не давая Мнрову возможности испробовать свои силы а этих областях. Да и мне самому, честно говоря, хотелось бы поиграть вместе с Мировым. Пусть он эту статью примет, как предложение совместной работы.
Статья моя закончена. Но в конце ее я должен извиниться перед Марком Владимировичем Новицким, верным спутником и талантливым партнером Льва Борисовича Мирова. Я почти не упоминал о нем в моей статье. Это не потому, что я его не люблю, нет, но юбилей-то Мирова, а не Новицкого! Но я твердо обещаю, что когда Марку Владимировичу Новицкому исполнится шестьдесят лет, я напишу о нем тоже большую и хорошую статью, такую, которой он заслуживает, Правда, Марк Владимирович сравнительно молодой человек и до шестидесятилетия ему еще очень далеко, но это только так кажется, время бежит быстро, очень быстро. Уж кто-кто, а я-то это энаю!
Л. УТЕСОВ, народный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий