Такие люди не умирают. Л.M. Французов
«Дорогому Леониду Михайловичу Французову от его поклонника. Ю. Дмитриев, 16 мая 1995 года». Такую надпись сделал Юрий Арсеньевич на своей книге «Я жил тогда». Без капли иронии считаю, что книгу c такой надписью можно носить на лацкане пиджака, как орден.
Беру на себя смелость утверждать, что все артисты эстрады и цирка, каждый драматург, пишущий для этих видов искусства, мечтали хотя 6ы об одном слове одобрения в свой адрес от Юрия Дмитриева. И гордились, если в какой-то работе Юрий Арсеньевич всего лишь упоминал фамилию того или иного деятеля культуры. Быть замеченным этим известнейшим искусствоведом – означало получить официальное признание тебя как мастера. Даже слова критики от Дмитриева воспринимались артистами поначалу c болью, но c пониманием через какое-то время.
Во время прощания с Юрием Арсеньевичем, стоя y его гроба, наш известный конферансье Лев Павлович Шимелов мне сказал:
– Знаешь, почему я здесь? Я пришел попросить y Дмитриева прощения за те обиды, которые он мне нанес в своих рецензиях и за то, что я на него обижался...
Хорошо, когда человек понимает, что больше всего ругают того, кого больше всех любят. A практика показывала, что Юрий Арсеньевич всегда следовал правилу: прежде чем кого-то критиковать, его надо очень сильно полюбить.
Тем и велик Юрий Дмитриев, что умел трезво взглянуть на человека, точно определить его способности не только на сегодняшний момент, но и на перспективу, a затем уже искренне, да иногда жестко, высказать свое впечатление. На жесткость он имел право, потому что обладал уникальными знаниями в области искусства, феноменальной памятью и ему было что c чем сравнивать. Это нынешние как бы искусствоведы могут написать, что партнёром Льва Мирова был Евстигней Новицкий (a тот был Марком) или что Михаил Евдокимов погиб, будучи заслуженным артистом России (тогда как тот был народным). И когда я говорю этим горе-специалистам: вы 6ы хоть заглянули в Эстрадную, в Цирковую энциклопедии, чтобы не делать «ляпы», они искренне удивляются: «A разве такие энциклопедии существуют?» Да, существуют!
Я как председатель Всероссийского объединения драматургов эстрады входил в состав комиссии по подготовке издания первой эстрадной Энциклопедии. Мне было поручено составить словник артистов и авторов разговорного жанра. Когда я представил такой список, некоторые члены комиссии возмутились:
– A почему в списке нет классиков русской Советской Литературы, чьи произведения читаются c эстрады?
И тут за меня вступился Юрий Арсеньевич:
– Да зачем же в энциклопедию эстрады включать статьи o Пушкине, Чехове, Салтыкове-Щедрине, если про них написано в огромном количестве других изданий. А вот даже выдающиеся драматурги эстрады для искусствоведов, словно Люди-невидимки.
Мнение Дмитриева поддержали другие члены редколлегии:
ответственный редактор проекта доктор искусствоведения E.Д. Уварова, и доктор искусствоведения C.M. Макаров, кстати, ученик Юрия Арсеньевича, и старейший драматург эстрады Матвей Яковлевич Грин. Благодаря такой принципиальной и здравой позиции заслуженную долю внимания и оценки Своего творчества получила в Энциклопедии эстрады хоть малая часть авторов, но получила же!
Когда-то в сороковых годах прошлого века Юрий Дмитриев был директором ГУЦИ (Государственного училища циркового искусства). Я в это училище поступил в 1956 году, и для меня Юрий Арсеньевич уже был классиком искусствоведения, даже учителем, поскольку все мы, студенты, пользовались его работами по истории цирка.
Для меня остается загадкой, в какой момент и за какие такие заслуги я попал в поле зрения этого великого человека.
Когда мне коллеги сказали, что Юрий Арсеньевич Дмитриев тепло и c надеждой отозвался обо мне в книге «Дом на Пушечной», я думал, меня разыгрывают. Оказалось, да, написал. И тут и после всё твёрже становилось мое убеждение, что от взора гениальных людей не уходит ничего. Мне оставалось только своим сочинительством и общественной деятельностью на благо эстрады и цирка не подвести, не разочаровать Того, кто от меня ждет успехов, пользы для общества. Общаясь c великими мастерами искусства, я заметил, что они очень ранимы и чужие неудачи в искусстве переживают Тяжелее, чем свои.
Помню, в 196 году в Ленинграде проходил Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Обидно, странно и непонятно, но почему-то напряженно там складывались отношения между двумя столпами эстрады практиком Аркадием Исааковичем Райкиным и теоретиком Юрием Арсеньевичем Дмитриевым. Конкурсу предшествовала конференция по проблемам эстрадного искусства. Доклад делал Дмитриев. B какой-то момент Райкин вдруг его прервал:
– Что вы нам историю рассказываете! Лучше расскажите, как вы своими рецензиями унижаете эстраду!
– Вы меня c кем-то путаете, Аркадий Исаакович! – спокойно возразил Дмитриев. – Лично мои работы все в поддержку и развитие эстрадного искусства.
– Я говорю про ваших коллег.
– A за коллег я не отвечаю. Кое-кто из них здесь присутствует, вот они пусть выйдут на трибуну и ответят на ваши претензии.
C этими словами Юрий Арсеньевич сошел c трибуны и сел в президиум рядом c Райкиным. Неоправданный эмоциональный всплеск Аркадия Исааковича родил чувство неловкости y всех сидящих в зале, и дальше конференция пошла как-то вне делового хорошего настроения.
Второй эпизод произошел уже после конкурсного просмотра артистов, когда члены жюри собрались в совещательном помещении.
Председатель жюри Аркадий Райкин предложил:
– Ну, что, может быть, мы сначала определимся, кто из конкурсантов первый? А потом уже распределим остальные места.
– A, по-моему, из конкурсантов явных первых нет, все вторые, – сказал Юрий Арсеньевич.
Разгорелся спор. Да, там был Ян Арлазоров c монологами, Елена Ткачева со сказками, Марк Ольшаницкий c конферансом типа массовика-затейника и ряд других крепких артистов, известных и ныне (например, Галина Коньшина). И все же Юрий Арсеньевич был прав: уровень исполнения и качество репертуара было очень зыбким, чтобы на тот момент можно было бы кого-то представить зрителям как всесоюзный эталон эстрадного искусства. Ведь даже когда сам Райкин в 1939 году, как артист, участвовал в таком конкурсе, ни он, ни Мария Владимировна Миронова не получили первой премии. Вот почему такое резкое мнение высказал Дмитриев. Он-то все помнил и он знал, c кем сравнивает только что просмотренных артистов.
Вспоминая это, я не могу не сознаться честно, что для меня всегда было честью общаться c Юрием Арсеньевичем и уж конечно мое тщеславие расцветало пышным цветом, когда я звонил ему, чтобы поздравить c его декабрьским днем рождения или c каким-то другим праздником, a великий Дмитриев прерывал меня и начинал расписывать, какой я хороший драматург, какое наслаждение ему доставляет общение со мной...
Дорогой Юрий Арсеньевич, поверьте, я до сих пор искренне считаю, что вы не ушли от нас. Потому что воспоминания о вас, ваши труды, ваши мудрые мысли, советы, помогают нам, работникам культуры, находить правильный путь в искусстве и в жизни. Не единым глотком свежего воздуха жив человек, в сочетании c сознанием, что ты живешь рядом c такими людьми, как Юрий Арсеньевич Дмитриев.
оставить комментарий