В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Их объединил Лермонтов

На репетиционном манеже Николай Бурляев Дверь в сказочный мир цирка на этот раз oткpылась для меня со стороны кулис. Открылась в ту самую пору, когда цирк на ленинских горах готовился включить свой особый, всякий раз неповторимый, свет премьерных прожекторов.

B этой программе должен был принять участие народный артист РСФСР и Северо-Оcетинской АССР, руководитель новогоаттракциона «По планете на коне» Ирбек Али6екович Кантемиров.

На фото на репетиционном манеже Николай Бурляев

...Уютная гардеробная Кантемировых. Ирбек Алибекович и Недда Алексеевна (его жена и партнерша) сидели наискосок
от меня. A напротив — заслуженный артист РСФСР Николай Бурляев. Рядом, на столе между нами, лежал экземпляр
сценария «Лермонтов», Сыграть поэта для этого артиста кино и тeaтpa было заветной мечтой. Сыграть же Лермонтова в авторском фильме, когда твоя режиссура да еще и сценарий написан тобой,— это, по-моему, подарок судьбы. Ну a пока кинокартина «Лермонтов» готовится стать явью, постараемся понять, что же привело Бурляева в цирк?

Дело в том, что Николай Бурляев принадлежит к числу актеров, которые любят все делать сами. Но вот на полном скаку прыгать в седло Николаю Бурляеву еще не приходилось. A почему пришлось? A вот почему. История литературы знает, что Лермонтов был искусным наездником. Сыграть Леpмонтова без дублера для Бурляева — не только дело престижа. Есть, думается, еще более глубокие мотивы: достоверность. Ведь фантазия, хоть н хороша вымыслом, a тем ярче, чем достовернее кажется правда ее воплощения. Чтобы скакать на скакуне, да так, как умел это делать поэт, тут нужны смелость, отвага, дерзание. Словом, сильный характер нужен. Ну a главное — умение. И хотя Николай Бурляев лет двадцать скакал на лошади, но это просто Так, a школы-то не было. И за наукой пришел он к одному из ведущих мастеров конного цирка Ирбеку Кантемиргву.

Кадр из фильма «Лермонтов»  — B нашем фильме участвует брат Ирбека Алибековича — Мухтарбек Кантемиров. Он очень уважает старшего брата как продолжателя традиций конного спорта и обратился к нему c просьбой помочь мне,— говорит Николай Бурляев. — Ирбек Алибекович охотно откликнулся. То, что он успел дaть мне за те два месяца, которые я имел счастье учиться у него общению c лошадью, элементам джигитовки, академической посадке, управлению лошадью, это выше всяких оценок. Просто счастье, радость н удача, что Этот мастер джигитовки пришел на помощь Нашей картине.

На фото кадр из фильма «Лермонтов»

Преданность искусству этик двух талантливых людей, неуем­ная, не знающая меры одержимость, сделала их союзниками, творческими единомышленниками. А тяга к поэзии, страстная любовь к Лермонтову, к Кавказу объединила, духовно породнила их.

Николай Бурляев обратился, как говорят в таких случаях, по адресу. По адресу точному. Любовь к коню досталась как Ирбеку Каитемирову, так и его младшему брату Мухтар6еку, руководителю конных трюков в фильме «Лермонтов», по наслед­ству. Их отец, всем извeстный Алибек Тузарович Кантемиров, еще и в Девяносто лет выезжал на арены цирков. Ирбeк Канте­миров был в свое время дублером H. Гурзо в фильме «Смелые люди». С  тех пор он отснялся более чем в двадцати кинокарти­нах. Вот к такому человеку и обратился за помощью Николай Бурляев.

— Около двух месяцев «гонял» меня Ирбек Алибекович.

И это в то напряженное для него время, когда он был предельно занят оттачиванием нового аттракциона. Все силы и время свое отдавал он мне совершенно 6ескорыстно.  Это, пожалуй, самое радостное для меня открытие в этом удивительном контакте. Я был по-настоящему счастлив от сознания, что есть люди, которые способны на такие движения души во имя чего-то высшeго. Кем, собственно, и является для нас Лeрмонтов.

Сколько я принес Кантемирову дополнительных хлопот!

Когда же он не мог отвлечься от своих срочных дел, его заменяли ученики. В частности, Теймураз  Дзалаев обучал меня, как прыгать на полном галопе в седло, как соскакивать и вновь возвращаться на место, он корректировал мою посадку, делав как бы черновую работу, a Ирбек Апи6екович уже «кистью» мастера правил мои огреxи. Мне завидовали да и сейчас завидуют многие, кто рад был 6ы обучаться такой ездe на лошади.

Результат от уроков, полученных мною на манеже, не замедлил сказаться в первый же день съемок конного эпизода в фильме «Лермонтов». Знаменательно, что этот день совпал c днем моего рождения. Снимался эпизод «скачки Лермонтова к Варваре Александровие Лопухиной». Узнав, что она вышла за­муж, Лермонтов вскакивает на коня и бешеным галопом Мчит­ся, погоняя его нагайкой. Лошадь под ним падает, и Лермонтов остается c ней один на дороге…

Целый день я пробыл в седле. Мы делали эти проскоки «на камеру», «от камеры», за операторской машиной и переднею. И все в этот день удавалось. Я чувствовал себя уверенно в седле. Тут же был найден контакт с новым конем — его звали Миф. Он оказался послушным. Представляете, что было бы, если 6ы он капризничал или вдруг заартачился! Он мог бы испортить целый съемочный день. Но конь вел себя идеально.

C полудвижения понимал меня, двигался в нужном направлении, делал все безотказно и без обиды. A обижаться было на что.

Стоял жаркий день. работа шла c утра до вечера. Я должен был нещадно погонять его. Но я чувствовал, видел, что Миф понимает, каким делoм мы с ним заняты...

Свой рассказ o съемках этого эпизода Николай Бурляев завершил так:

— За все, что мне в тот дeнь удавалось, хочу сказать спасибо

Ирбеку Алибековичу Кантемикову. И пусть мое «спасибо» не будет воспринято лишь как слова благодарности за конную науку. Я благодарю большого мастера цирка за его удивительно бескорыстную любовь к Искусству.

 

H. ЗАСЛАВСКАЯ

Журнал Советская эстрада и цирк. Март 1986г.

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100