Их объединил Лермонтов
Дверь в сказочный мир цирка на этот раз oткpылась для меня со стороны кулис. Открылась в ту самую пору, когда цирк на ленинских горах готовился включить свой особый, всякий раз неповторимый, свет премьерных прожекторов.
B этой программе должен был принять участие народный артист РСФСР и Северо-Оcетинской АССР, руководитель новогоаттракциона «По планете на коне» Ирбек Али6екович Кантемиров.
На фото на репетиционном манеже Николай Бурляев
...Уютная гардеробная Кантемировых. Ирбек Алибекович и Недда Алексеевна (его жена и партнерша) сидели наискосок
от меня. A напротив — заслуженный артист РСФСР Николай Бурляев. Рядом, на столе между нами, лежал экземпляр
сценария «Лермонтов», Сыграть поэта для этого артиста кино и тeaтpa было заветной мечтой. Сыграть же Лермонтова в авторском фильме, когда твоя режиссура да еще и сценарий написан тобой,— это, по-моему, подарок судьбы. Ну a пока кинокартина «Лермонтов» готовится стать явью, постараемся понять, что же привело Бурляева в цирк?
Дело в том, что Николай Бурляев принадлежит к числу актеров, которые любят все делать сами. Но вот на полном скаку прыгать в седло Николаю Бурляеву еще не приходилось. A почему пришлось? A вот почему. История литературы знает, что Лермонтов был искусным наездником. Сыграть Леpмонтова без дублера для Бурляева — не только дело престижа. Есть, думается, еще более глубокие мотивы: достоверность. Ведь фантазия, хоть н хороша вымыслом, a тем ярче, чем достовернее кажется правда ее воплощения. Чтобы скакать на скакуне, да так, как умел это делать поэт, тут нужны смелость, отвага, дерзание. Словом, сильный характер нужен. Ну a главное — умение. И хотя Николай Бурляев лет двадцать скакал на лошади, но это просто Так, a школы-то не было. И за наукой пришел он к одному из ведущих мастеров конного цирка Ирбеку Кантемиргву.
— B нашем фильме участвует брат Ирбека Алибековича — Мухтарбек Кантемиров. Он очень уважает старшего брата как продолжателя традиций конного спорта и обратился к нему c просьбой помочь мне,— говорит Николай Бурляев. — Ирбек Алибекович охотно откликнулся. То, что он успел дaть мне за те два месяца, которые я имел счастье учиться у него общению c лошадью, элементам джигитовки, академической посадке, управлению лошадью, это выше всяких оценок. Просто счастье, радость н удача, что Этот мастер джигитовки пришел на помощь Нашей картине.
На фото кадр из фильма «Лермонтов»
Преданность искусству этик двух талантливых людей, неуемная, не знающая меры одержимость, сделала их союзниками, творческими единомышленниками. А тяга к поэзии, страстная любовь к Лермонтову, к Кавказу объединила, духовно породнила их.
Николай Бурляев обратился, как говорят в таких случаях, по адресу. По адресу точному. Любовь к коню досталась как Ирбеку Каитемирову, так и его младшему брату Мухтар6еку, руководителю конных трюков в фильме «Лермонтов», по наследству. Их отец, всем извeстный Алибек Тузарович Кантемиров, еще и в Девяносто лет выезжал на арены цирков. Ирбeк Кантемиров был в свое время дублером H. Гурзо в фильме «Смелые люди». С тех пор он отснялся более чем в двадцати кинокартинах. Вот к такому человеку и обратился за помощью Николай Бурляев.
— Около двух месяцев «гонял» меня Ирбек Алибекович.
И это в то напряженное для него время, когда он был предельно занят оттачиванием нового аттракциона. Все силы и время свое отдавал он мне совершенно 6ескорыстно. Это, пожалуй, самое радостное для меня открытие в этом удивительном контакте. Я был по-настоящему счастлив от сознания, что есть люди, которые способны на такие движения души во имя чего-то высшeго. Кем, собственно, и является для нас Лeрмонтов.
Сколько я принес Кантемирову дополнительных хлопот!
Когда же он не мог отвлечься от своих срочных дел, его заменяли ученики. В частности, Теймураз Дзалаев обучал меня, как прыгать на полном галопе в седло, как соскакивать и вновь возвращаться на место, он корректировал мою посадку, делав как бы черновую работу, a Ирбек Апи6екович уже «кистью» мастера правил мои огреxи. Мне завидовали да и сейчас завидуют многие, кто рад был 6ы обучаться такой ездe на лошади.
Результат от уроков, полученных мною на манеже, не замедлил сказаться в первый же день съемок конного эпизода в фильме «Лермонтов». Знаменательно, что этот день совпал c днем моего рождения. Снимался эпизод «скачки Лермонтова к Варваре Александровие Лопухиной». Узнав, что она вышла замуж, Лермонтов вскакивает на коня и бешеным галопом Мчится, погоняя его нагайкой. Лошадь под ним падает, и Лермонтов остается c ней один на дороге…
Целый день я пробыл в седле. Мы делали эти проскоки «на камеру», «от камеры», за операторской машиной и переднею. И все в этот день удавалось. Я чувствовал себя уверенно в седле. Тут же был найден контакт с новым конем — его звали Миф. Он оказался послушным. Представляете, что было бы, если 6ы он капризничал или вдруг заартачился! Он мог бы испортить целый съемочный день. Но конь вел себя идеально.
C полудвижения понимал меня, двигался в нужном направлении, делал все безотказно и без обиды. A обижаться было на что.
Стоял жаркий день. работа шла c утра до вечера. Я должен был нещадно погонять его. Но я чувствовал, видел, что Миф понимает, каким делoм мы с ним заняты...
Свой рассказ o съемках этого эпизода Николай Бурляев завершил так:
— За все, что мне в тот дeнь удавалось, хочу сказать спасибо
Ирбеку Алибековичу Кантемикову. И пусть мое «спасибо» не будет воспринято лишь как слова благодарности за конную науку. Я благодарю большого мастера цирка за его удивительно бескорыстную любовь к Искусству.
H. ЗАСЛАВСКАЯ
Журнал Советская эстрада и цирк. Март 1986г.
оставить комментарий