Лица не общим выраженьем
Ведь как обычно бывает? В цирке меняются программы, но всякий раз на афишах значится: «эквилибристы с першами, акробаты-прыгуны, дрессировщица собачек, силовые акробаты...»
Воздушная гимнастка, заслуженная Армянской ССР Елена Аванесова. Фото С. Мишина
Но вот появляются объявления о гастролях национального цирка Грузии, Узбекистана, Латвии или другой республики. И пусть в афишах снова повторяются названия некоторых традиционных жанров — зрители ждут представления, которое не походило бы на другие, в котором раскрывалось бы своеобразие национального искусства той или иной республики.
Ожидание такое закономерно. Артисты каждой республики могут внести неповторимое своеобразие в цирковое представление. Это прежде всего относится к тем республикам, у которых издавна присутствовали в народных зрелищах элементы цирка. Так было, в частности, в Грузии, где еще в седую старину проходили выступления канатоходцев, акробатов, жонглеров. Их называли мушаитами. Наряду с певцами и танцорами мушаиты были участниками больших торжественных зрелищ «Сахиоба», выступали на городских площадях.
Говоря о своеобразии национальной программы, обратимся к Грузинскому цирку, посмотрим, сколь велики и органичны его связи с народным искусством. Представление начинается мелодиями грузинских композиторов. На манеж выбегает юноша в национальном костюме, танцуя, он отбивает стремительные ритмы на доли (тип барабана); вслед за ним появляются другие танцоры. Пролог, насыщенный темпераментной музыкой и танцами, создает приподнятое настроение, предопределяет национальный облик всего представления.
На манеже остаются танцовщицы в светлых одеяниях. Они собираются в круг. Из живого кольца поднимается скульптурная группа — четыре витязя в тигровых шкурах. Так начинается выступление художественно-акробатической группы под руководством Алексея Мчедлишвили. Спокойно и уверенно демонстрируют артисты сложнейшие акробатические пирамиды. Будто из старого Тбилиси прибывает тетушка Кето — дрессировщица собачек Эмилия Цхомелидзе. По манежу движется кортеж пролеток и повозок, которые запряжены собачками, остроумно наряженными в миниатюрных быков, лошадей, осликов.
Грохочет выстрел. На манеж вылетают джигиты под руководством Керима Варзи-ева. Их коллектив создан сравнительно недавно. Бывшие танцоры, они несколько лет назад сели в седла и сейчас уверенно демонстрируют сложную джигитовку. Не раз отмечалось в печати высокое мастерство Наны Мелкадзе. Напомним лишь ее финальный трюк: девушке завязывают глаза, сажают в седло, и она на всем скаку отважно пролезает под брюхом коня.
Четверо коверных во главе с заслуженным артистом Грузинской ССР Сандро Тедиашвили придают своим репризам и сценкам национальный колорит. До сих пор речь шла о том, что вызывает одобрение. Но ведь номеров, которые несут яркую национальную окраску, не так уж много в программе. Между тем зрители вправе ждать, что выступление грузинского цирка во всей полноте отразит особенности национального искусства республики. Пока этого нет.
Разумеется, представление не должно и не может быть только этнографическим зрелищем, воссоздающим то, что несколько веков назад демонстрировали мушаиты. Программа должна основываться на сегодняшних достижениях советского цирка, обогащаться жанрами, которых не знали в старой Грузии. Однако коллективу надо стремиться полнее использовать национальные традиции, стараться придать национальную окраску возможно большему числу выступлений.
Как, например, обстоит дело с музыкальным оформлением программы? Думается, что национальных мелодий должно бы звучать значительно больше. Грузинский народ очень музыкален, в республике создается немало интересных произведений, которые могли бы украсить цирковую программу. Новые номера, пополняющие коллектив, как правило, не имеют национального музыкального оформления. Музыка обновляется, лишь когда артисты попадают в Тбилисский цирк. До этого исполнители подбирают музыку по своему усмотрению, причем делают это далеко не лучшим образом. А бывает и так: дирижер цирка, куда прибывает коллектив, предлагает артистам выбрать из репертуара оркестра «что-либо подходящее по ритму».
Разумеется, нельзя сводить национальный облик программы лишь к музыкальному оформлению. Своеобразие хочется видеть в самом построении номеров и трюков, в более смелом использовании наследия мушаитов, традиций народных зрелищ. Есть, например, в программе номер — акробаты-прыгуны под руководством Александра Никобадзе. Молодые исполнители выступают увлеченно, с задором. Номер динамичен, строен. Но что в нем национального, кроме намека на грузинский орнамент в костюме артистов?
Здесь хочется напомнить, что в репертуарном отделе Союзгосцирка хранятся (и надо отдать должное руководителям отдела — усиленно пропагандируются) любопытные изыскания научного сотрудника Театрального музея в Тбилиси доктора искусствоведения Д. Джанелидзе, подготовленные специально для цирка. Говоря об акробатах, стоит привести оттуда некоторые выдержки о выступлении в старой Грузии странствующих мушаитов. «Мушаит прыгал через четырех верблюдов, исполняя сальто. В два ряда вставали люди с мечами (всего 18 человек), одни держали клинки выше, другие — ниже, между ними пролетал мушаит. Мушаит прыгал через вертящееся колесо, спицы которого состояли из обоюдоострых кинжалов...» Разумеется, мы не призываем к копировке трюков или к приобретению коллективом четырех верблюдов (животных, кстати, экзотических для Грузии), но подумать о том, как использовать былые традиции, как придать номеру своеобразие, конечно же, нужно.
Или другой пример. В коллективе подготовили номер гимнастки на кор-де-вола-не Ларисы Агдгомелашвили. Рецензенты не раз отмечали грациозность и мастерство молодой артистки. Но снова возникает вопрос: что же в этом номере национального, присущего именно грузинской исполнительнице? Упрек, очевидно, нужно в первую очередь адресовать режиссеру, не попытавшемуся внести в старый «классический» жанр сколько-нибудь заметную национальную окраску — ее нет даже в костюме и музыке.
Стоит задуматься: как же пополняется коллектив молодыми исполнителями, новыми номерами? К сожалению, ни цирковое училище, ни Центральная студия Союзгосцирка не подготовили ни одного национального номера для грузинского коллектива (кстати, только ли для грузинского?). А ведь училище и студия располагают немалыми творческими возможностями: в их штате есть режиссеры, хорошо знающие специфику арены, они могут привлечь опытных художников, композиторов, сценаристов.
Участники грузинского коллектива высказывают такое пожелание: организовать года на два при Тбилисском цирке курсы, которые помогли бы подготовить несколько национальных номеров молодых талантливых исполнителей. Эта мысль, на наш взгляд, заслуживает внимания. Практика показала, что такой путь — наиболее эффективен. Напомним, что Латвийский и Узбекский коллективы были, по существу, возрождены заново, когда в них привлекли новых исполнителей и создали новые номера.
Укрепление, расширение грузинского коллектива необходимо. Сейчас его программа в основном состоит из одного отделения: другое занимает обычно какой-либо «посторонний» аттракцион (последнее время — чемпионат борьбы). Между тем грузинскому коллективу давно пора иметь большую и разнообразную программу, которая сможет заполнить два отделения. Почему же такая программа не создана до сих пор? В свое время коллектив формировался несколько поспешно: стремились закончить репетиции к Декаде грузинского искусства 8 Москве. Тогда рассуждали примерно так: пусть в программе далеко не все еще отработано и завершено — наверстаем потом.
Но наверстывать «потом» оказалось некому. Режиссер В. Миронов, готовивший представление, вскоре покинул коллектив. За первые пять лет шесть раз менялись художественные руководители. В итоге сейчас, когда Грузинский цирк отметил восьмилетие своего существования, зрители уже не видят нескольких интересных национальных номеров, которые были в первой программе: их участники по тем или иным причинам расстались с коллективом.
Последние три года художественным руководителем труппы является заслуженный артист Грузинской ССР Сандро Тедиашвили, пришедший в цирк из театра. Ему, горячему энтузиасту коллектива, приходится быть и сценаристом и постановщиком национальных номеров всех жанров. Это тем более нелегко, если принять во внимание, что Тедиашвили несет большую исполнительскую нагрузку — он выступает на манеже во главе группы коверных. Совершенно очевидно, что сейчас, когда искусство советского цирка поднялось на такую высокую ступень художественного развития, для создания яркого представления необходимы опытный режиссер (а еще лучше режиссеры — знатоки разных жанров), художник, балетмейстер, сценарист. Без их творческого содружества немыслимо рождение интересного, подлинно национального циркового спектакля.
Речь в этой статье шла о Грузинском цирке. Но недостатки и трудности, о которых мы говорили, присущи в той или иной мере и другим национальным цирковым коллективам. Каждый из них непременно должен отличаться лица не общим выраженьем, за названиями «грузинский», «украинский», «узбекский» должны стоять программы, раскрывающие своеобразие культуры того или иного народа, имеющие свой неповторимый облик.
К. ГАНЕШИН
Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.
оставить комментарий