В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Лонжа в цирке

Трюковой репертуар с современных цирковых номерах сделал гигантский скачок. Мы свидетели появления поразительных трюков во многих жанрах. То, что еще недавно считалось цирковым рекордом, стало ныне достоянием многих исполнителей.

Это, конечно, естественно. Такое же явление стало обычным и в спорте, с которым цирк сейчас, как никогда прежде, близко соприкасается.

Приветствуя все эти высокие достижения, радуясь им, мы хотим поговорить об одном обстоятельстве, которое к настоящий момент приняло несвойственную цирку форму и, как нам кажется, сильно снижает подлинную ценность некоторых номеров и даже самое мастерство артистов. Речь идет о применении лонжи.

Правила охраны труда и техники безопасности предписывают артистам применять в обязательном порядке лонжу при исполнении опасных трюков. Это гуманнейшее правило, принятое артистами социалистических стран, не встретило, разумеется, никаких протестов со стороны наших зрителей, отлично понимающих его неоценимое значение. Цирк «смертельных» аттракционов безвозвратно ушел в прошлое. Но с течением времени в применении лонж явственно обозначились некоторые «перегибы».

Что такое лонжа и как ес нужно применять?

На наш взгляд, лонжа согласно правилом техники безопасности должна предохранять артистов при исполнении ими опасных для жизни трюков. В этом, и только а этом, ее единственное назначение. Предохранять, но не помогать.

Существуют и правила подвески лонжи. К примеру, лонжа для першей должна подвешиваться не над работающими артистами, а в стороне от них. Так ею и пользовались прежде.

Сейчас мы наблюдаем огромное количество номеров с першами и лестницами, в которых лонжа подвешивается с помощью противовеса точно над самым местом работы. И при малейшем нарушении баланса лонжа «помогает» исполнителю, то есть из средство предохранительного она превращается во вспомогательное.

Мало того, появилось много таких, я бы сказал, специализированных трюков, которые вообще не могут исполняться без лонжи. Иногда, еще только создавая номер, авторы его включают лонжу как подсобное средство, позволяющее продемонстрировать «чудеса» гимнастической или акробатической техники. Считается, что, мол, зрители не обращают внимания на лонжу.
Да, не обращают внимания, но... асе же понимают, что артист привязан веревкой к аппарату и что без этой веревки исполнитель проделывать данный трюк но решится, не сможет. Возьмем некоторые воздушные номера, вечерняя работа которых ничем не отличается от дневной — репетиционной: и там, и там — на лонже и часто на двойной!

Мне могут возразить, дескать, показываются опасные трюки, артисты «отрываются» друг от друга. При этом возможна ошибка и тогда...

Это правильно. Но выход имеется, и выход простой, бытовавший всегда в цирке: все воздушные номера нужно исполнять над сеткой. Сетки в старое время были тяжелыми и громоздкими. Сейчас это капроновые паутинки, установка и уборка которых занимает считанные минуты, если подойти к этому делу по-современному. Зато артист, полностью освобожденный от веревок, привязывающих его к аппарату, показывает подлинное мастерство в свободном пространстве. Ведь любая «рамка», исполнитель которой (вольтижер) прикреплен сейчас к аппарату двумя тросами, будет в этом случае выглядеть совсем по-иному! Конечно, артистам придется осваивать падение в сетку, а это тоже подлинное искусство, требующее большого мастерства.

Артисты, создающие новые номера, должны планировать их обязательно так, чтобы лонжа не играла основной роли в исполнении «фантастических» трюков. Ведь на хорошо сконструированной лонже можно любого драматического актера научить летать по сцене и делать сальто-мортале. Но цирк нельзя превращать в театр. В цирке все доподлинное, настоящее: и ловкость, и сила, и смелость. Подменять их лонжей нельзя, недопустимо.

Специалистами даже «мелкие» технические приспособления, помогающие в исполнении трюков, не ценятся. К примеру, широко популярным приспособлением на рулях першей сейчас служат добавочные ручки, в которые артисты всовывают руки, делая стойку на руках. В таком приспособлении сможет стать на руки даже самый слабый акробат. Обычно это делается для девушек — верхних. А ведь известно, что раньше такие приспособления хорошие артисты просто постеснялись бы поставить на руль... Это, если угодно, обесценивает трюк процентов на восемьдесят. Что же тогда остается?

Идя таким путем, можно и под копфштейн подставить «спинку», как у стула.

И для жанра першей плохо звучит напоминание о том, что, скажем, в 1930 году Ольга Гаупт или Людмила Старкова стояли на перше без всяких облегчающих приспособлений, а ныне, сорок лет спустя, мы не видим «чистой» стойки на руках.

А разве можно считать полноценным номером классический воздушный полет, исполняемый на лонжах?

Для того чтобы некоторые цирковые номера не превратились из гимнастических и эквилибристических в иллюзионные, как мы это нередко наблюдаем, необходимо пересмотреть систему применения лонж.

Канатоходец, делающий над сеткой заднее сальто-мортале без лонжи, — это подлинный мастер. Но этот же трюк, исполненный на лонже, показатель мастерства не артиста, а того, кто держит лонжу. Так и только так следует подходить к оценке исполнителя.

Чего больше всего подвешено под куполом любого нашего цирка? Конечно, лонж. Против этого можно не возражать, если лонжи правильно применяются, но показывать зрителям вместо представления тренировочную репетицию (на лонжах) неправильно. Настоящее цирковое искусство требует правды, а не правдоподобия.

Неправильное применение лонж имеет и существенные психологические последствия, Надеясь на помощь лонжи, артист снижает внимание к своей спортивной форме. Иногда он выносит на зрителя не готовые на все сто процентов трюки, полагаясь на то, что выручит лонжа. Нарушается основной закон трюка: из 100 раз — 100!

В какой форме нужно быть всегда? Приведу пример из практики очень большого мастера цирка Донато (Старичкова), отца Евгения Моруса. В один из его бенефисов на афишах был объявлен полет без сетки. Это была рекламная выдумка не слишком разборчивого в средствах директора, который должен был, появившись на манеже в самый последний момент, объявить, что, мол, охрана труда запрещает исполнение полета без сетки. Расчет был на то, что наш гуманный зритель, конечно же, не станет настаивать на показе опасного трюка. Но случилось так, что, когда номер уже был объявлен, сетка убрана и в зале наступила выжидательная тишина, директор по каким-то там причинам не вышел к публике... И что же Донато? Честь артиста не позволила ему обмануть зрителей. Он выполнил, блестяще выполнил, обещанный трюк. Без сетки на очень большой высоте!

И нынешние мастера, исполняющие опасные трюки, обязаны постоянно быть в форме, гарантирующей абсолютную уверенность при любых обстоятельствах. Лонжа нужна только на всякий случай и только там, где без нее никак нельзя обойтись.

Есть вещи, которые приводят в восхищение и акробатов цирка,— это акробатика в воздухе парашютистов. Их поразительные трюки вовсе не демонстрация опасности и риска просто во имя риска, а демонстрация результатов правильной, умной школы, учебы и тренажа, как физического так и психологического. Школы без лонжи.

А. ШИРАЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100