Лукавые туфельки и хищные чемоданы
Под занавес летнего гастрольного сезона москвичи были немало удивлены необычайной афишей: «Госконцерт. Гастроли в Советском Союзе. Черный театр. Прага».
«Почему «черный», — возможно, спросит иной читатель, — а не розовый или, скажем, оранжевый?» Между тем все очень просто: театр называется так потому, что использует в качестве основного выразительного средства оптический эффект черного бархата. Давно уже было замечено, что на фоне черного бархата предметы, обернутые таким же материалом, становятся невидимыми. Пользуясь этим, театральные постановщики добиваются самых неожиданных сценических превращений или исчезновений. Черный бархат помогает осуществлять и киночудеса. А что до фокусников и иллюзионистов, то для них он — сущий клад. Но представление Черного театра — не фокусы. Это довольно сложная постановка, в которой сплавлены многие виды искусства. Впечатление, которое оставляют работы театра, весьма противоречиво. И в двух словах его не выскажешь.
Гости познакомили нас со спектаклями «Семь видений» и «Под морщинками». Но это не пьесы в нашем обычном понимании. Это — калейдоскоп отдельных, не объединенных общим замыслом пантомимических миниатюр и новелл. В Черном театре умеют без слов красноречиво разговаривать не только актеры, но и вещи. Оживленные смелой фантазией, они увлекательно рассказывают нам маленькие истории, то мудрые, то поэтичные, то забавные. Улыбающиеся чародеи из Праги неистощимы на выдумку. Математически разработанная партитура света, люминесцентные краски, музыка, шумы во многом способствуют созданию феерического зрелища. Вот уже поистине в этом театре все возможно! Из скатерти и четырех пивных кружек находчивый бармен на наших глазах мастерит коня. И смотрите, как, резво цокая копытами-кружками, потешный конь под аплодисменты всего зала мчит героя сценки, пародирующей ковбойские фильмы! Мужские штиблеты, немного грубоватые и неуклюжие, флиртуют с парой женских туфелек. И этот изящный «обувной» роман развивается по всем правилам житейской логики: ухаживание, лукавое отталкивание, идиллическая концовка. Соединившиеся влюбленные опрокидывают гуляющий в небе месяц, и на этой импровизированной лодочке плывут по волнам счастья.
Обретая сценическую жизнь, вещи по большей части раскрывают второй план безмолвных новелл, их басенно-аллегорический смысл. Такие сценки напоминают поэтические Сказки Андерсена или остроумные притчи о «вещих вещах» Феликса Кривина. Возьмите обычные портновские ножницы. Какая уж тут поэзия? Но в этом театре им посвящена целая баллада. Сперва как в детской загадке: всего лишь «два кольца, два конца». Но посмотрите внимательней — перед вами две стройные фигурки враждебных друг другу человечков, составивших наконец гармоническое целое. Однако, сколь бы ни были привлекательны эти милые историйки, они всего лишь, так сказать, страницы затейливого юмора в программе гостей. А вот миниатюра «Чемоданы» — это уже всерьез. Оказывается, театру по плечу и глубокое раскрытие общественно значимых тем. Безобидный сначала рассказ о все увеличивающихся чемоданах в руках двух конкурентов заканчивается драматически: гигантский чемоданище, своеобразный символ «его препохабия Капитала», заглатывает хищной пастью жрецов обогащения. Публицистическим плакатом, по-кукрыниксовски хлестким, прозвучала и сценка, в которой огромный противогаз со зловещим лязгом и рыком вторгается в мирный хоровод карнавальных масок.
Своеобразие выразительных средств и богатство технических возможностей роднят Черный театр с искусством киномультипликации. «Да, я согласен с этим», — сказал Иржи Срнец. Но когда я затем предположил вслух, что рано или поздно Иржи придет в кино как режиссер-мультипликатор, он сразу же решительно возразил: «Никогда!» И добавил: «Я ни за что не изменю «живому» театру». Впервые с организатором и руководителем Черного театра Иржи Срнецом москвичи познакомились во время Чехословацкой выставки в парке «Сокольники». Здесь, в небольшом павильоне, молодой театр давал представления. В одной из наших бесед Иржи Срнец сказал: «Цель, которую я перед собой ставлю, — синтетический театр больших мыслей. Через мир одушевленных вещей — к философским обобщениям». Его убежденность внушала уважение и заставляла поверить в этого ищущего художника. И вот новая встреча. Во многом она порадовала. Но кое о чем хотелось бы и поспорить. В самом деле, что получается? Там, где театр берет общественно значимые темы и решает их емким языком конкретных образов (как, скажем, в миниатюрах «Чемоданы» или «Маски»), где мысль предельно ясна и не может быть истолкована «и так и этак», — там успех, там театр способен приближаться к философским обобщениям, о которых когда-то говорил Срнец. Успех приходит к театру и когда он шутит, улыбается, пародирует. Там же, где театр пускается в голое туманное философствование, он полностью теряет свою силу эмоционального воздействия. Там — скука, недоумение.
В таких миниатюрах, как «Арена жизни», «Слепцы», «Игра без правил», вам навязывается мысль о тщете человеческой борьбы с силами зла. Все привлечено для нагнетания атмосферы безысходности: притушенный свет, черный фон, скрежещущие, булькающие звуки, надсадные хрипы, несущиеся из динамиков, точь-в-точь как в западных «фильмах ужасов». И в этой давящей, сумеречной атмосфере маленький человек обречен только барахтаться, отбиваясь от враждебных стихий. Сцена заполнена кошмарными видениями — то какие-то таинственные двери, в которые человека неудержимо влечет, но за которыми он находит свою погибель; то неумолимый сачок, жадно собирающий мзду с игроков в кости, которые призваны как бы олицетворять собой человечество. Все эти витиеватые образы, по словам авторов, «символизируют что угодно: женщину, толпу, машины, деньги, затруднения, конкретные и абстрактные понятия». И создается впечатление, что в сценках подобного рода постановщики Черного театра, отдавая дань абстракционистским новациям, подражают крикливым образцам западных модернистов. И что важно: именно эти сценки — и по режиссуре и в актерском отношении — наиболее слабы. Они страдают рыхлостью и расплывчатостью действия, утрачивают лаконизм, столь важный в этом жанре. Трудно согласиться и с трактовкой образа главного героя, переходящего из миниатюры в миниатюру. Стремясь создать обобщенный образ простого человека, постановщики, в соответствии с природой жанра, решают его приемом художественной условности. Их герой лишен грима, облачен в серый, неопределенного покроя костюм, надетый прямо на голое тело, и бос. Помогает ли все это созданию обобщенного пластического образа? Вряд ли.
А в заключение хочется сказать, что гастроли Черного театра расширяют наше представление о самобытном и богатом искусстве Чехословакии, пребывающем в постоянном поиске новых форм, видов, жанров. И мы были рады встрече с еще одним талантливым и своеобразным художественным коллективом.
Р. СЛАВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1965 г.
оставить комментарий