В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Львы Ирины Бугримовой

У каждого человека есть свой золотой ключик, свой, только ему принадлежащий «сезам», который открывает двери в полузабытую и вечно манящую страну детства.

Но для очень и очень многих людей, пожалуй, для большинства, самый короткий путь в детство лежит через цирк. Через ярко залитую огнями арену, через те два-три часа, когда перед вами лишь смелые, удачливые и прекрасные люди, добрые, разумные и послушные звери. А сколько историй — и забавных и поучительных — можно услышать или подсмотреть за кулисами цирка. Вот две из тех, что бережно хранятся в моих блокнотах.

В цирк я пришла вместе с Борисом, замечательным фотографом и моим давним другом. Нам надо было сделать фоторепортаж для журнала. Тема — «За кулисами цирка».

Не думайте, что это так просто — пришел и снимай себе, что попадет в объектив. Нет, сначала мы посмотрели программу. На следующий день явились в цирк и весь его облазили — побывали в маленьких костюмерных, где пахнет пудрой, гримом и колбасой, целый час, наверное, торчали на манеже, где днем теснота, как в переполненном трамвае — артисты репетируют. Были и в больших, гулких помещениях, где стоят клетки с хищными животными, и в стойлах, где мирно жуют сено лошади, зебры и верблюды.

И к осветителям заглянули с их сложным прожекторным хозяйством и в комнату униформистов. Со всеми познакомились, наметили, кого и где будем снимать, договорились, чтобы все завтра были на местах. Сами мы на следующее утро явились в цирк, нагруженные сложной и громоздкой Борькиной аппаратурой. И вот уже заканчивая работу, мы узнали, что в цирк приехала Ирина Николаевна Бугримова со своими дрессированными львами. Причем в группе есть три львенка, которых она постепенно готовит к выступлениям.

—    Слышала? — сказал Борис и даже засопел от возбуждения. — Говорят, она завтра уже начинает репетиции. Вот это будет кадр! Уникальный!

Наутро мы робко постучали в дверь костюмерной Ирины Николаевны Бугримовой. Открыла она сама — стройная женщина со смоляно-черными волосами, одетая в курточку и синие узкие брюки. Выслушала нас, сказала, что ничего не имеет против съемки и пригласила познакомиться с ее «артистами». Мы спустились на второй этаж, туда, где обитые железом двери с надписью «Осторожно, хищники» вели в помещение для животных.

Вошли мы и встали у стены — зал узкий, клетки стоят справа, а слева — проход. Ирина Николаевна предупредила заранее — близко к клеткам подходить нельзя, львы только с виду медлительные, а высунет лапу с когтями и не заметишь, когда... Вот мы и влипли в стенку. А Бугримова стала обходить клетку за клеткой и давать нам пояснения:

—    Это братья — близнецы Люкс и Рекс. Их в разные клетки сажать нельзя — исстрадаются, изревутся. И в представлении я стараюсь выпускать их вместе — пирамиду, потом в «ковер», знаете, когда львы ложатся рядышком, а я на них укладываюсь... Это Патрик — самый добрый в группе, видите, его и за хвост подергать можно и за гриву потеребить. Но ленив до ужаса. Работать не желает — даже на тумбе сидя дремлет. Мука горькая! А вот Нерон — с ним вольности непозволительны, я так стою, чтобы в любой момент от клетки отскочить. Но способности отменные, в работе хорош. А это — тигрольвы, не видали? Мои хорошие, мои славные!
Раджа, дай головку я почешу. Вот этот — Тарзан — лучший прыгун в группе, а Раджа летает со мной на качелях.

Но вот Ирина Николаевна подошла к клетке, которая стояла в стороне. Там, припав к решетке, пристально следил за своей хозяйкой огромный темногривый лев.

—    Вот оно, горе мое,— сказала Бугримова и сунула обе руки в клетку. — Ну, здравствуй, здравствуй, котик.

Это было неожиданно. Так беспечно и бесстрашно она не обходилась ни с одним из зверей, в ведь этот был чуть ли не в два раза больше всех других. «Котик» тотчас же завалился на спину, как домашняя кошка, которой чешут за ушком, прижал здоровенную свою голову к прутьям клетки и заурчал-замурлыкал оглушительным басом так, что в окнах стекла задрожали.

— Что, соскучился? — вздохнула Ирина Николаевна. — Ну, ладно, сейчас зайду. И она... нет, вы не поверите, но она приподняла дверцу и проскользнула в эту узкую, тесную клетку, где лев одним только поворотом своего могучего тела мог припереть ее к стенке и раздавить, как муху. У меня похолодело где-то внутри, а Борис побелел (правда, он потом утверждал, что я побелела тоже). А Ирина Николаевна, как ни в чем не бывало, чесала этому самому «котику» спину, запускала пальцы в густую кудлатую гриву, поднимала, будто здороваясь, его тяжеленную лапу с черными, словно отлитыми из металла, когтями... Потом она снова, приподняв дверцу, выскользнула из клетки, а лев припал к прутьям и тяжко-тяжко вздохнул.

—    Ирина Николаевна, что это значит? Как вы решаетесь?..
—    Он совершенно безопасный, мой Демон, — сказала Бугримова и снова потрепала за гриву льва. — Но только для людей. Тут такая штука — он возненавидел львов. Он был главным артистом в моей группе, делал самые сложные трюки, ко мне относился ровно, дружелюбно, но не более того. А потом... потом он заболел. Так тяжко, что его решили было пристрелить, чтобы не мучался. А я выходила его. Демон выздоровел, окреп, вернулся на манеж, и вот в первый же день, во время репетиции на меня напал Нерон. И кончилась бы моя цирковая карьера, а вместе с нею — и жизнь, если бы не Демон. Он и вправду, как демон, накинулся на Нерона, я откатилась в сторону, а львов пришлось разливать водой из шланга. И кончено — с того времени стоит выпустить Демона в «централку», как он начинает ворчать и при малейшем ослушании львов — а на работе всякое бывает — он тут же вступает в бой. Зато ко мне привязан как собака. Более того, я уже вам говорила — явно симпатизирует людям. Знаете что? Я выпущу его о репетиционный манежик — тот, что для львят, и вы сами увидите.

И вот мы перешли в другое помещение— там стояли клетки с полугодовалыми львятами. А через несколько минут дверь отворилась и вошла Ирина Николаевна, а рядом с ней Демон. Еще минута — и они зашли в репетиционную клетку.

Вы никогда не видели счастливого льва? Ну, так вот Демон был счастлив. Надо было видеть, как он катался по опилкам, урчал, подскакивал, и все пытался поиграть со своей хозяйкой, подталкивая ее то головой, то лапой с заботливо убранными когтями. Потом в клетку вошел берейтор Ирины Николаевны, потом — служительница львятника. Демон был по-прежнему весел и никакого желания превратиться в дикого, опасного зверя не обнаруживал. Борины аппараты щелкали не переставая. И вдруг Ирина Николаевна предложила:

—    Наведите аппарат на Демона и дайте кому-нибудь, чтобы щелкнул, а сами заходите к нам, сфотографируетесь рядом с ним. Да не бойтесь, я тут же буду. Зато какое у вас будет фото на память!..

Демона усадили на тумбу. Боря «пристрелялся», сунул мне в руки аппарат, повесил другой через плечо и... Служительница отворила дверь, и он шагнул в клетку. И вот он уже рядом со львом. Вот поворачивается ко мне лицом. Ждет...

Дрожащими руками поймала я в кадр Демона и Бориса рядом. Щелкнула. Перекрутила пленку и еще раз щелкнула. И еще — он так велел: три кадра.

Через день в редакции Борис демонстрировал цирковые фото. Все вокруг — а народу собралось предостаточно — восхищались и старым наездником, тренирующим свою пятилетнюю внучку, и знаменитым клоуном, который готовит к выступлению свой хитрый и веселый реквизит, и слоном, подметающим вместе со служителем манеж... А вот и Бугримова — здоровается с Раджой, кормит львят, гримируется к выступлению...

—    Ну и это... напоследок,— небрежно сказал Борис и положил на стол большое фото: красавец лев, а рядом — он сам, с фотоаппаратом через плечо и напряженным выражением лица. И тут все захохотали, зашумели, а наш редактор даже хлопнул Борьку по плечу и сказал:

—    Ну, молодец, чисто работаешь!

Потом, обращаясь ко всем, наставительно сказал:

—    Учитесь, вот что значит хорошо сделать фотомонтаж!

1962 год

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100