Любовь и Борис Федотовы
АТТРАКЦИОН ЛИ ЭТО!
Своеобразие номера Федотовых начинается с необычного подбора животных: лошади Пржевальского, ламы, страусы. Есть тут и верблюды, зебры, доги, пони, есть и осел, лихо отплясывающий вместе с дрессировщиком «цыганочку». Объединенные вместе, они создают весьма колоритный ансамбль.
Многие, наверно, видели Федотовых года два назад в программе Московского цирка на Цветном бульваре. Тогда это был номер. Хороший, необычный, но все-таки номер. А сейчас их выступление вполне можно назвать аттракционом. При этом следует учесть, что артисты не были на репетиционном периоде, а готовили новое без отрыва от производства. Конечно, в основе лежит прежний замысел Федотовых, но теперь к нему прибавилось немало оригинальных трюков, изменилась композиция, идут поиски нового образного решения.
Открывается выступление эффектным па-де-де на верблюдах. Затем верблюды становятся своеобразными живыми барьерами, через которые перепрыгивают ламы, бегущие по кругу. А потом под стоящими верблюдами замысловатыми петлями пробегают лошади Пржевальского. Примечательно, что животные на манеже работают в самых разнообразных сочетаниях. А в финале аттракциона закручивается красочная «карусель», в которой, как говорится, участвует «вся труппа».
Собственно, звание аттракциона этому номеру еще не присвоено. Артисты работают, как остроумно заметила в одной из своих статей журналистка Н. Румянцева, «вместо аттракциона». Но ведь дело не в том, как официально именоваться в приказах по Союзгосцирку, а какое место занимать в программе.
Аттракцион, на мой взгляд, — это масштабное произведение искусства, которое должно произвести на зрителей наибольшее эмоциональное впечатление, это как бы яркий восклицательный знак в конце программы. А быть ярким восклицательным знаком в программе рядом с такими первоклассными коверными, как Г. Ротман и Г. Маковский, с такими эффектными номерами, как жокеи Соболевские, партерный полет Арнаутовых, способными украсить любую цирковую программу, далеко не просто. Но Любовь и Борис Федотовы с этой задачей справились прекрасно, и у посмотревших программу вопрос: аттракцион это или нет, думаю, не возникал.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЭКЗОТИКА!
А вот этот вопрос я задал себе после просмотра выступления Федотовых. На афишах значится, что артисты демонстрируют экзотических животных. С одной стороны, вроде верно, но с другой...
Вряд ли можно причислить к экзотическим животным верблюда, осла или собаку, да и лошади Пржевальского как-никак представители нашей отечественной фауны. И тем не менее появление их на манеже необычно и действительно экзотично.
В свое время великий баснописец И. Крылов утверждал, что «слоны в диковинку у нас». Если говорить о цирке, то сегодня справедливость этих слов можно взять под сомнение. Слоны работают в ряде номеров и аттракционов, их появление на манеже уже не вызывает удивления. А уж о львах или тиграх вовсе говорить не приходится.
Создалась довольно забавная ситуация: исконные представители русских лесов — лисица, енот, барсук, россомаха, белка или косуля — будут выглядеть на манеже куда более экзотично, чем «заморские» обезьяны, пантеры, удавы или попугаи.
Впрочем, за примерами далеко ходить не надо: репризы клоуна Ю. Куклачева с дрессированными кошками явились своеобразной сенсацией, хотя кошек все видят ежедневно. И в аттракционе Федотовых зебры выглядят не столь экзотично (их видели на арене и раньше), как лошади Пржевальского. Вот и пойди разберись, что в цирке экзотика, а что — нет...
Нельзя не отметить: своих животных Борис Федотов добывал «не за синими морями», а в уникальнейшем уголке Советского Союза Аскания-Нова. Хотелось бы, чтобы это стало известно и зрителям. Мне кажется, не лишним был бы небольшой текстовой пролог с использованием документальных кинокадров, вкратце знакомящий зрителей с этим заповедником. В свое время номер Федотовых так и назывался — «Аскания-Нова». Думается, артисты зря отказались от этого названия.
Кстати, сейчас Борис Федотов мечтает не о «диковинных, невиданных зверях», а о косулях, антилопах, енотах, барсуках. Он считает, что потенциальные возможности этих животных для выступления на манеже достаточно высоки.
ДОЙТИ ДО ВСЕГО САМОМУ
Борис Федотов создавал свой номер (а затем и аттракцион) совершенно самостоятельно. Ему не у кого было спросить совета, как дрессировать лошадей Пржевальского. Вопрос стоял несколько иначе: поддаются ли они вообще дрессировке? Теперь-то ясно — поддаются. А тогда... Тогда было немало неожиданностей, сложности и риска, но риск этот оказался оправданным — на арене появилось новое.
Сегодня аттракцион Федотовых еще не достиг того идеала, к которому стремятся сами артисты. Им, конечно, есть над чем работать. Хотелось бы видеть более четкое исполнение некоторых трюков, не все еще найдено в оформлении аттракциона. Но главное, что Любовь и Борис Федотовы сумели стать непохожими на других. А это совсем не мало.
М. НИКОЛАЕВ
оставить комментарий