Людмила и Альвиан Гайдаровы
Первая победа. Победа первых. Людмила и Альвиан Гайдаровы оказались единственными обладателями первой премии IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Их выступление продемонстрировало отрадную разноплановость творчества постановщиков и артистов. Они показали два номера: «Сильнее смерти» Владимира Преображенского на музыку Владимира Юровского и «Хореографический этюд» Анны Ре-дель и Михаила Хрусталева на музыку Антонио Спадавеккиа. Трудно представить себе произведения более отличные по теме, настроению, характерам действующих лиц. Однако оба сочинения объединяют много родственных черт: оптимизм, современность лексики, исполнительская манера, и, кроме того, оба танца поставлены на отличную музыку — созвучную духу нашего времени, содержательную, удобную для танца.
Людмила и Альвиан Гайдаровы шли к своей первой победе дорогой огромного труда. Они потратили на подготовку к конкурсу 360 репетиционных часов, начали «примеряться» к грядущему соревнованию с 1969 года. Каждое движение тщательно выверялось. Заучивалось наизусть. Стало органичным. И тем не менее не всегда получалось, как надо. И тогда они начинали сначала, искали, повторяли, доводили до «кондиции».
Достижения Гайдаровых несомненны. Но скажем прямо: люди моего поколения, которые хорошо помнят обаяние и отточенное мастерство эстрадных выступлений Редель и Хрусталева или мужественную красоту многочисленных героев Преображенского на сцене Большого театра, легко поймут: первая победа сегодняшних лауреатов — лишь первый шаг, приближающий их к уровню тех, кто отдавал и отдает им нынче весь свой опыт, знания и талант... И если за первым шагом не последуют второй, третий, стотысячный и миллионный и если каждый шаг не будет приближать молодых актеров к совершенству, то невелика цена их теперешней победе.
Она завоевана в открытом бою со множеством других соискателей и доказала не только даровитость Гайдаровых, но и силу их воли, выдержку, целеустремленность — качества, необходимые на всяком конкурсе не менее, чем талант. И не потому ли, что актеры обладают столь драгоценными личными свойствами, им так хорошо удалось воплотить обобщенные черты характера советского человека в миниатюре «Сильнее смерти»?
Перед нами — герой Великой Отечественной войны. Смертельно раненный, он вступает в единоборство со смертью, и этот поединок реального человека и символического персонажа обретает неожиданную силу воздействия на зал. Реализм и символика, оказывается, вполне совместимы в сценическом действии, подчиненном значительной идее. Она облечена в острую, чисто эстрадную форму.
Стойкость духа, нравственная сила героя естественно ассоциируются с образами Гастелло. Матросова, . Маресьева...
Пластические конструкции дуэта, сложнейшие поддержки, «диалог» Человека и Смерти—то трусливой, то одолевающей бесстрашного юношу — приковывают внимание зала. Хореографический язык действующих лиц этой оптимистической трагедии удачно дифференцирован, и сама лексика, найденная балетмейстером для Человека и Смерти, убеждает нас в преимуществах Человека.
С не меньшим интересом и одобрением встречает публика «Хореографический этюд». Он полон такой неиссякаемой энергии, такого жизнелюбия, такого молодого и заразительного задора, что вы понимаете сразу: этот упругий. стремительный ритм; эта смелость хореографии и легкость и храбрость, с которыми артисты выполняют все. даже самые замысловатые танцевально-акробатические задания постановщиков; эта красота удлиненных, графически чистых линий танца Людмилы Гайдаро-вой; эта мужественность, скульптурная гармония поз и точность поддержек Альвиана Гайдарова — все подчинено главному. А главное, как всегда в искусстве, — идея. Единство содержания и формы. Из этого единства и возникает художественный образ счастливой юности, ее стремительного разбега, ее неумной жизнедеятельности.
Таковы номера, показанные на конкурсе артистами, удостоенными первой премии. Да, поначалу исполнители шли к этому радостному итогу очень разными путями: Людмила Гайдарова окончила Московское хореографическое училище у такого замечательного педагога, как народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Суламифь Мессерер. Альвиан Гайдаров окончил Тимирязевскую академию, получил диплом биолога, а стал он эстрадным танцовщиком.
Наверно, он поступил правильно. Для него жизнь и движение — понятия адекватные: без второго нет первого. Поэтому он так увлекался спортом. Поэтому, учась в Академии, он поступил в хореографический коллектив завода «Серп и молот», а потом — во Всероссийскую театральную мастерскую эстрадного искусства, где преподавали Редель и Хрусталев.
Теперь Людмила и Альвиан Гайдаровы занимаются вместе, работают ежедневно, в поте лица своего готовят новые номера, И кто знает, быть может, им еуждена славная судьба их блестящих учителей.
А. И ЛУНИНА
оставить комментарий