| 11:58 | 16.10.2010
Спасибо, маэстро! или хроника
гастролей, длиною в в четверть века

1985 год. На манеже Ивановского цирка – Николай Павленко и его
«Суматранские тигры».
«Он просто совершил чудо…».
Мне не до цирка. Я –
пианистка, студентка уже много месяцев не играю. Грипп дал осложнение на руки.
Лечение не помогает, академический отпуск, депрессия и -неизвестность. И вот
меня буквально «вытащили» в цирк. Иду по инерции, только чтобы отстали,
оставили в покое…Пишу сейчас не о себе . Всё, что написано – о Павленко. Ведь я вышла
тогда из цирка совсем другим человеком! Я посмотрела программу множество раз.
Потрясающий аттракцион, 18 (!) тигров, мужество, бесстрашие, сила духа,
артистизм и мощнейшая, удивительно добрая энергетика дрессировщика отвлекали от тяжёлых мыслей,
дарили радость, вдохнули новые силы!.. Это были первые гастроли Павленко в нашем городе.
Потом будет триумфальная победа в Монте-Карло: Павленко и по сей день
единственный отечественный дрессировщик
хищников, ставший обладателем «Золотого клоуна» (аналог «Оскара» в кино) на
этом престижнейшем мировом конкурсе. Потом придут титулы и звания –
народный артист России, лауреат Государственной премии. И неофициальное –
лучший дрессировщик мира! Но всё это – потом. А тогда – в далёком 85 - Павленко просто совершил чудо - он помог почти ещё ребёнку вновь
обрести потерянную было веру в
человеческие силы и возможности! Потом «цирк уехал» (он, к сожалению, всегда
уезжает). Я попала к замечательному доктору. Лечение его, помноженное на моё
новое состояние, помогло. Остались благодарность, признательность и… надежда на новую встречу с чудесным
Павленко!
Фотография
Это произошло долгих 14 лет
спустя. Шла на интервью (иногда занимаюсь этим) не просто со всемирно известным артистом. Мне невероятно
хотелось встретиться с человеком, который сделал для меня то, что сделал. Он
вошёл, быстрый. Улыбнулся. И оказался удивительным человеком (в чём я и не
сомневалась) и собеседником. Он увлечённо, азартно, взахлёб говорил не только о
цирке, - о жизни вообще. В конце интервью
я робко попросила разрешения побывать на репетиции. «Пожалуйста, приходите»,-
улыбается Николай Карпович. Он охотно допускает журналистов в «святая
святых» - в свою творческую « кухню». Во
– первых, людям это очень интересно. Во – вторых, Павленко хочет развенчать
бытующий миф о жестокости к цирковым животным. Но даже у «охотящихся» за
дрессировщиками , особо пристрастных «гринписевцев» к Павленко нет никаких
претензий. Тигры его всегда сытые (рацион каждого – 6,5 кг. мяса в день,
молоко, яйца, витамины), ухоженные, холёные. А из всех «подручных средств»
у Маэстро лишь небольшая палочка-
«продолжение руки». Даже брандспойтов за клеткой нет. Павленко не защищён
ничем, кроме таланта, мастерства и любви к этим непредсказуемым животным. А шрамов (как и у любого дрессировщика)- не счесть. Но это, пожалуй,
единственное, о чём он не любит говорить. Он принимает хищников такими, какие
они есть и относится к ним с уважением. «Я не люблю, когда на них ездят, когда
их за хвост таскают, когда их на себя цепляют. Я стараюсь, чтобы не было трюков,
унижающих животных». Во всём этом я
могла убедиться и на представлениях, и на репетициях. Но время пролетело
быстро. И в последний день гастролей была фотография «на память», на которой
Маэстро, легендарный ручной тигр Тед («встречавшийся»
с Папой Римским и принцем Монако) и я. А потом – горечь от новой разлуки и досада от того, что (так сложились
обстоятельства) не смогла забрать драгоценную, «заветную» фотографию. Следующая
встреча с Маэстро произошла спустя 8 лет. И первые же минуты этой встречи подарили
мне новое чудесное потрясение. Но об этом чуть позже…
«Добровольные
каторжные работы»
Тот приезд был довольно сложным.
В манеже в основном «старики» - ленивые и сварливые. Впрочем,
представления проходили, как всегда, «на ура» благодаря колоссальному опыту и
мастерству артиста и его умению «разруливать» любую сложную ситуацию.
Подрастали два поколения. Предстояло самое нелёгкое: ввести новых
исполнителей в старый состав. Ведь внутри тигриного коллектива сложнейшие
взаимоотношения. Я несколько раз была свидетельницей конфликтов полосатых
хищников прямо на представлении. В тот раз репетиции были особенно длительными
и сложными и заканчивались в десятом часу вечера. И это после двух
представлений в день! Вообще, Павленко в цирке с раннего утра и допоздна. « Добровольные бессрочные
каторжные работы» - говорит Николай Карпович. Ведь аттракцион – сложнейшее
хозяйство – требует решения множества проблем. А тигры и собаки (у Павленко ещё
один замечательный номер со шпицами)- постоянного внимания и заботы. Не хватает
обслуживающего персонала. «Никто даже не подходит, не интересуется», -
удивляется Мастер. Конечно, есть помощники, работающие и живущие бок о бок
с Маэстро десятилетиями. И есть Светлана
Михайловна – супруга, его самый верный помощник и опора вот уже более 30 лет!
Вся жизнь – в цирках. Вся жизнь – кочевая, на колёсах. И не в приличествующих
рангу и званиям артиста «СВ»,а в товарняках, вместе с тиграми, с «ночёвками»
прямо на клетках! Достаточно сказать, что свой недавний юбилей дрессировщик
встретил в товарном вагоне, где – то по
пути в очередной цирк! В то, что Павленко за 65
- поверить невозможно! Всё та же потрясающая работа в манеже – в этот
приезд с обновлённой, недавно взрощенной им группой «молодых и дерзких»
хищников. Всё та же энергия, тот же неуёмный интерес к жизни… Когда мне плохо и
сил нет, я вспоминаю Николая Карповича. Становится стыдно и… легче! Спасибо,
Маэстро!
Маэстро
Когда – то, в 90 – м году, в дни
триумфа Павленко в Монте-Карло его
назвали «Караяном манежа». Потому что – бабочка, фрак и палочка, сродни
дирижёрской. Потому что оба – ЛУЧШИЕ! С тех пор во всём мире его так и
называют: «Караян в клетке». Маэстро, Мастер, Мэтр, Учитель…Мне кажется, что
любой хороший дрессировщик – это потенциально хороший учитель. Павленко
согласен: « В воспитании детей, как и животных, нужны любовь и терпение,
терпение и ещё раз терпение. Жестокостью
и палкой никого ещё воспитать не удавалось». Репетиции Мастера – лучшее
подтверждение этих слов. Вообще, аттракцион Павленко – зрелище уникальное и
грандиозное. Но репетиции!.. И самое интересное (для меня, по – крайней мере,)
– занятия с тигрятами. Вот уж где терпению Маэстро нет предела! Тишина полная
(будущие тигры пугаются и « замыкаются»
от любого постороннего звука). Павленко, «дышащий через раз», ласкает голосом
малышей, почти поёт: «ай, де-вочка, ай, кра-саа-вица, ай,браа-вушки». И вот
очередная «девочка-красавица». Восьмимесячная Рада – пугливая и нервная. Раде
надо было всего лишь спрыгнуть с тумбы на манеж, куда Павленко бросил
подкормку. Она не хотела этого делать! Рада сидела на тумбе…Павленко ждал…Эта
немая сцена продолжалась минут 15. И потрясла меня больше, чем все «зрелищные»
фрагменты репетиции. Противостояние мощнейшего человеческого интеллекта
и…природы. Потом уже, отправив Раду
«домой» с неизменным «мо-лодец, девочка», Павленко в сердцах бросит: «Невростеничка!
Никогда она не будет работать, никогда!» Недооценил себя Мастер. Рада работает,
и замечательно работает! Но чего это стоило Павленко!.. Одну из своих статей о
Николае Карповиче я назвала «Уроки добра». Я вообще считаю, что ему надо давать
мастер-классы для учителей. Ведь это поразительный пример терпения, любви и
уважения к каждому из своих подопечных. И «людским» педагогам есть чему
поучиться у «учителя тигров».И ещё об одном «уроке добра», который преподал
Павленко лично мне. Я шла в цирк после восьмилетнего перерыва, надеясь, но не
будучи твёрдо уверенной в том, что Маэстро вспомнит меня. За столько лет –
множество городов, стран, событий, десятки журналистов. «Здравствуйте,
Наташа(!), - улыбается Павленко – как дела? Мне же надо вам фотографию отдать».
Фотографию – ту самую, «заветную», на которой Маэстро, тигр Тед и я! Я стояла ошеломлённая,
с комом в горле. Столько лет, в наше безумное, эгоистичное время, человек, переполненный своими заботами,
волнениями, опасностями, помнил о том, что когда-то не сумел отдать
малознакомому человеку фотографию. И отдал её. Через 8 лет! Это ли не чудо, это
ли не урок потрясающего человеческого внимания,
заботливости и доброты! Спасибо, Николай Карпович!.. Сейчас в манеже вновь
Николай Павленко и 14 его суматранцев!
Подрастают тигрята. А значит, есть надежда на новые встречи с великим артистом
и уникальным, удивительным Человеком!
Наталья
Примазон